Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная осень» С использованием игровых, «ТРИЗ», здоровьесберегающих технологий, мнемотехники
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
- обобщить знания детей об осени
Задачи:
«Речевое развитие»
- вести в активный словарь детей прилагательные – золотая, поздняя, грустная и т.д.
- продолжать формировать умение детей согласовывать слова в предложении,
- продолжать развивать монологическую и диалогическую речь,
- продолжать формировать умение отгадывать загадки,
- развивать связную речь,
«Познавательное развитие»
- закрепить знания детей о приметах осени,
- закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года,
- воспитывать экологическую культуру,
- формировать умения и навык наблюдения за приметами осени,
- создать условия для углубления и систематизации знаний об осени,
- активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение
«Социально-коммуникативное развитие»
- формировать навык коллективного общения и активности,
- воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание прийти на помощь,
- воспитывать интерес к окружающему миру,
- продолжать обучать сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
«Художественно-эстетическое развитие»
- учить формировать композицию рисунка, передавать колорит осени,
- закрепить знания детей о нетрадиционных формах рисования –отпечаток осенними листьями,
- развивать мелкую моторику
Планируемые результаты:
- имеют представления о характерных признаках осени,
- умеют отвечать на вопрос полным предложением,
- понимают связь между явлениями живой природы,
- проявляют заботу о животных и птицах.
Предварительная работа:
- беседа на тему «Приметы осени»,
- беседа на тему «Осень в гости к нам пришла»,
- хоровод «Осенний хоровод»,
- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Съедобный несъедобный»,
- сюжетно-ролевая игра «Прогулка по осеннему лесу»
-ТРИЗ: «Осенние слова», «Один-много», «Хорошо-плохо», «Ассоциации», «Да-нет».
Оборудование:
- картинки с иллюстрациями разных деревьев, листьев и плодов к ним,
- тонированные листы А4,
- гуашь желтого, зеленого, красного, оранжевого цветов, кисти, баночки под воду, салфетки, влажные салфетки, баночки с водой,
- живые осенние листья.
Технологии:
- здоровьесберегающая технология
- технология «ТРИЗ»,
- игровая технология
- мнемотехника
Литература:
1.Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
3. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015
Методы и приемы:
Словесные:
- вводная беседа о приметах осени,
-создание проблемной ситуации,
- рассказывание детьми стих И. Винокуров «Осень» с помощью мнемотехники,
- ТРИЗ- игры «Осенние слова», «Один-много», «Хорошо-плохо», «Ассоциации», «Да-нет».
Наглядные:
- показ объектов живой и неживой природы,
- показ способа действия,
- показ иллюстраций с осенними пейзажами,
Практические:
- хоровод «Осенний хоровод»,
- игровые упражнения,
- физминутка,
- рисование «Осенний лес».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята я сейчас вам расскажу интересную историю.
Воспитатель: Давным - давно на земле не было осени. Были весна, лето и зима. И однажды они поссорились из-за того, что каждая считала себя самой красивой. Тогда мать - Земля не выдержала и сказала, что наведет на земле порядок. И перед сестрицами появляется Осень. Они спрашивают мать-Землю, кто это? Мать -Земля им отвечает, что это Осень. Тогда сестрицы: Весна, Лето и Зима, задают много вопросов – какая она, осень, что бывает осенью, что растет осенью, какая погода?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем сестрицам Весне, Лету и Зиме узнать побольше об Осени.
Раз, два, три, четыре, пять,
Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны и смотрят друг на друга.)
- Что настало нынче?
- Осень!
Воспитатель: Назовите приметы осени: что бывает осенью?
Воспитатель: Правильно, дети. Осенью бывает хмурое небо, желтые и красные листья, листопад, люди собирают урожай с полей, созревают овощи и фрукты, грибы, звери готовятся к зиме, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Воспитатель: Осень - самое романтичное и красивое время года. Но осень бывает разная.
Игра «Осенние слова»
Воспитатель: Назовите по одному красивому слову об осени.
Воспитатель: Замечательно. Вы назвали столько много слов. Осень: она и золотая, разноцветная, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, поздняя, ласковая, интересная, унылая. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, смотрите сколько много листьев лежат на ковре! Давайте с ними поиграем. Берите по одному листочку.
Воспитатель:
Листопад, листопад
Листья по ветру летят.
В вальсе кружат над землею
И любуются собою.
Воспитатель: Ребята! Скажите мне, пожалуйста:
-Почему деревья сбрасывают осенью листья?
Воспитатель: Конечно. Прекращается сокодвижение.
- Что будет, если деревья не сбросят осенью листья?
Воспитатель: Совершенно верно. Листики погибнут они замерзнут.
Воспитатель:
Злюка ветер прибежал,
Все листочки разбросал.
Игра «Угадай, с какого дерева прилетел листок»
Звучит «голос ветра». Воспитатель рассыпает листья. На полу лежат листья разных деревьев, разного цвета.
Воспитатель: Ой, ребята, ветер раздул все листочки! Они такие красивые, давайте их соберем и поставим в вазу. Каждому листочку своя вазочка.
Дети выполняют задание, воспитатель уточняет цвет листьев и ваз.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились!
Воспитатель: Ребята! Деревья отличаются не только листьями, но и плодами.
Игра «С какого дерева плод»
Воспитатель: Возьмите картинки и правильно разложите, скажите с какого дерева этот плод.
Дети раскладывают картинки.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все верно: у дуба – желудь, у клена – крылатки, у рябины –ягоды, у ели, сосны - орешки, спрятанные в шишках.
Воспитатель:
Мы зайдем в осенний лес
В нем полно грибных чудес
Раз грибочек, два и три
Сколько много, посмотри!
Игра «Назовите съедобные грибы»
Воспитатель: На полу грибы. Детям нужно собрать в корзину только съедобные грибы-по очереди каждый ребенок берет гриб, называет и кладет в корзину.
Игра «Волшебный мяч»
Дети встают в круг.
Воспитатель: Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!
Воспитатель:
Как готовится к зиме:
- лиса, волк?
Воспитатель: Хорошо. Лиса и волк меняют шубки на более теплые.
- заяц?
Воспитатель: Правильно! Меняет шубку с серой на белую.
- медведь?
Воспитатель: Отлично! Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу.
- еж?
Воспитатель: Конечно! С наступлением заморозков ежик закапывается глубоко в свою нору и засыпает.
- белка?
Воспитатель: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди.
Игра «Хорошо –плохо»
Воспитатель: Ребята давайте расскажем, что хорошего и плохого во времени года – Осень.
ОСЕНЬ - ХОРОШО: желтые, красные листья, листопад, грибы, ягоды, овощи, фрукты.
ОСЕНЬ - ПЛОХО: дует холодный ветер, тучи, дожди.
Воспитатель: Давайте нарисуем осенние пейзажи только без кисточек, а с помощью настоящих листьев.
Дети садятся за столы, воспитатель знакомит детей с необычным способом рисования (отпечатки осенними листьями).
Воспитатель: Рисовать сегодня мы будем новым способом – печать листьями. Посмотрите, как печатать с помощью листика. Для этого берём любой листик, покрываем его краской - желтой, красной, оранжевой, коричневой.
Наносить краску, нужно аккуратно не оставляя белых пятен. Затем нужно положить окрашенной стороной листик на альбомный лист, и плотно прижать его к бумаге салфеткой. Потом осторожно снимаем листочек с поверхности белого листа.
Дальше работаем с другими листочками. Только красим их краской другого цвета. У вас по пять листочков, нужно покрасить все.
Воспитатель: Помните, вы – художники. Поэтому нужно очень стараться и не спешить.
Дети работают под тихую музыку.
Подведение итогов:
Ребята, а теперь давайте посмотрим на нашу красоту, какие красивые пейзажи у нас получились. Теперь другие времена года -Весна, Лето и Зима- не будут говорить, что они самые красивые и на Земле воцарится порядок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_osen.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №90 Приморского района
Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Сказочная осень»
С использованием игровых, «ТРИЗ», здоровьесберегающих
технологий, мнемотехники
Подготовила:
Воспитатель ГБДОУ д/с №90
Приморского района
Соловьева О.П.
Санкт-Петербург
2020 год
Цель:
- обобщить знания детей об осени
Задачи:
«Речевое развитие»
- вести в активный словарь детей прилагательные – золотая, поздняя, грустная и т.д.
- продолжать формировать умение детей согласовывать слова в предложении,
- продолжать развивать монологическую и диалогическую речь,
- продолжать формировать умение отгадывать загадки,
- развивать связную речь,
«Познавательное развитие»
- закрепить знания детей о приметах осени,
- закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года,
- воспитывать экологическую культуру,
- формировать умения и навык наблюдения за приметами осени,
- создать условия для углубления и систематизации знаний об осени,
- активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение
«Социально-коммуникативное развитие»
- формировать навык коллективного общения и активности,
- воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание прийти на помощь,
- воспитывать интерес к окружающему миру,
- продолжать обучать сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
«Художественно-эстетическое развитие»
- учить формировать композицию рисунка, передавать колорит осени,
- закрепить знания детей о нетрадиционных формах рисования –отпечаток осенними листьями,
- развивать мелкую моторику
Планируемые результаты:
- имеют представления о характерных признаках осени,
- умеют отвечать на вопрос полным предложением,
- понимают связь между явлениями живой природы,
- проявляют заботу о животных и птицах.
Предварительная работа:
- беседа на тему «Приметы осени»,
- беседа на тему «Осень в гости к нам пришла»,
- хоровод «Осенний хоровод»,
- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Съедобный несъедобный»,
- сюжетно-ролевая игра «Прогулка по осеннему лесу»
-ТРИЗ: «Осенние слова», «Один-много», «Хорошо-плохо», «Ассоциации», «Да-нет».
Оборудование:
- картинки с иллюстрациями разных деревьев, листьев и плодов к ним,
- тонированные листы А4,
- гуашь желтого, зеленого, красного, оранжевого цветов, кисти, баночки под воду, салфетки, влажные салфетки, баночки с водой,
- живые осенние листья.
Технологии:
- здоровьесберегающая технология
- технология «ТРИЗ»,
- игровая технология
- мнемотехника
Литература:
1.Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
3. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015
Методы и приемы:
Словесные:
- вводная беседа о приметах осени,
-создание проблемной ситуации,
- рассказывание детьми стих И. Винокуров «Осень» с помощью мнемотехники,
- ТРИЗ- игры «Осенние слова», «Один-много», «Хорошо-плохо», «Ассоциации», «Да-нет».
Наглядные:
- показ объектов живой и неживой природы,
- показ способа действия,
- показ иллюстраций с осенними пейзажами,
Практические:
- хоровод «Осенний хоровод»,
- игровые упражнения,
- физминутка,
- рисование «Осенний лес».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята я сейчас вам расскажу интересную историю.
Воспитатель: Давным - давно на земле не было осени. Были весна, лето и зима. И однажды они поссорились из-за того, что каждая считала себя самой красивой. Тогда мать - Земля не выдержала и сказала, что наведет на земле порядок. И перед сестрицами появляется Осень. Они спрашивают мать-Землю, кто это? Мать -Земля им отвечает, что это Осень. Тогда сестрицы: Весна, Лето и Зима, задают много вопросов – какая она, осень, что бывает осенью, что растет осенью, какая погода?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем сестрицам Весне, Лету и Зиме узнать побольше об Осени.
Раз, два, три, четыре, пять,
Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны и смотрят друг на друга.)
- Что настало нынче?
- Осень!
Воспитатель: Назовите приметы осени: что бывает осенью?
Воспитатель: Правильно, дети. Осенью бывает хмурое небо, желтые и красные листья, листопад, люди собирают урожай с полей, созревают овощи и фрукты, грибы, звери готовятся к зиме, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Воспитатель: Осень - самое романтичное и красивое время года. Но осень бывает разная.
Игра «Осенние слова»
Воспитатель: Назовите по одному красивому слову об осени.
Воспитатель: Замечательно. Вы назвали столько много слов. Осень: она и золотая, разноцветная, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, поздняя, ласковая, интересная, унылая. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, смотрите сколько много листьев лежат на ковре! Давайте с ними поиграем. Берите по одному листочку.
Воспитатель:
Листопад, листопад
Листья по ветру летят.
В вальсе кружат над землею
И любуются собою.
Воспитатель: Ребята! Скажите мне, пожалуйста:
-Почему деревья сбрасывают осенью листья?
Воспитатель: Конечно. Прекращается сокодвижение.
- Что будет, если деревья не сбросят осенью листья?
Воспитатель: Совершенно верно. Листики погибнут они замерзнут.
Воспитатель:
Злюка ветер прибежал,
Все листочки разбросал.
Игра «Угадай, с какого дерева прилетел листок»
Звучит «голос ветра». Воспитатель рассыпает листья. На полу лежат листья разных деревьев, разного цвета.
Воспитатель: Ой, ребята, ветер раздул все листочки! Они такие красивые, давайте их соберем и поставим в вазу. Каждому листочку своя вазочка.
Дети выполняют задание, воспитатель уточняет цвет листьев и ваз.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились!
Воспитатель: Ребята! Деревья отличаются не только листьями, но и плодами.
Игра «С какого дерева плод»
Воспитатель: Возьмите картинки и правильно разложите, скажите с какого дерева этот плод.
Дети раскладывают картинки.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все верно: у дуба – желудь, у клена – крылатки, у рябины –ягоды, у ели, сосны - орешки, спрятанные в шишках.
Воспитатель:
Мы зайдем в осенний лес
В нем полно грибных чудес
Раз грибочек, два и три
Сколько много, посмотри!
Игра «Назовите съедобные грибы»
Воспитатель: На полу грибы. Детям нужно собрать в корзину только съедобные грибы-по очереди каждый ребенок берет гриб, называет и кладет в корзину.
Игра «Волшебный мяч»
Дети встают в круг.
Воспитатель: Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!
Воспитатель:
Как готовится к зиме:
- лиса, волк?
Воспитатель: Хорошо. Лиса и волк меняют шубки на более теплые.
- заяц?
Воспитатель: Правильно! Меняет шубку с серой на белую.
- медведь?
Воспитатель: Отлично! Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу.
- еж?
Воспитатель: Конечно! С наступлением заморозков ежик закапывается глубоко в свою нору и засыпает.
- белка?
Воспитатель: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди.
Игра «Хорошо –плохо»
Воспитатель: Ребята давайте расскажем, что хорошего и плохого во времени года – Осень.
ОСЕНЬ - ХОРОШО: желтые, красные листья, листопад, грибы, ягоды, овощи, фрукты.
ОСЕНЬ - ПЛОХО: дует холодный ветер, тучи, дожди.
Воспитатель: Давайте нарисуем осенние пейзажи только без кисточек, а с помощью настоящих листьев.
Дети садятся за столы, воспитатель знакомит детей с необычным способом рисования (отпечатки осенними листьями).
Воспитатель: Рисовать сегодня мы будем новым способом – печать листьями. Посмотрите, как печатать с помощью листика. Для этого берём любой листик, покрываем его краской - желтой, красной, оранжевой, коричневой.
Наносить краску, нужно аккуратно не оставляя белых пятен. Затем нужно положить окрашенной стороной листик на альбомный лист, и плотно прижать его к бумаге салфеткой. Потом осторожно снимаем листочек с поверхности белого листа.
Дальше работаем с другими листочками. Только красим их краской другого цвета. У вас по пять листочков, нужно покрасить все.
Воспитатель: Помните, вы – художники. Поэтому нужно очень стараться и не спешить.
Дети работают под тихую музыку.
Подведение итогов:
Ребята, а теперь давайте посмотрим на нашу красоту, какие красивые пейзажи у нас получились. Теперь другие времена года -Весна, Лето и Зима- не будут говорить, что они самые красивые и на Земле воцарится порядок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Перелетные птицы"
Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группетема: « Составление рассказа о перелетных птицах, с использованием мнемотаблиц» Приоритетная образовательная о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). "Дорожные знаки для дошколят"
В современном мире транспорт, множество дорог и быстрый темп жизни стали одними из главных опасностей. Поэтому нужно не только выучить с ребенком...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Сказочная гжель »
Программные задачи: Обучающие: Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.Активизировать словарный запас детейУчить оформлять плоскость эле...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"
Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной
Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной
Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной
Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...