Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная осень» С использованием игровых, «ТРИЗ», здоровьесберегающих технологий, мнемотехники
план-конспект занятия (старшая группа)

Соловьева Ольга Павловна

Цель:

- обобщить знания детей об осени

Задачи:

«Речевое развитие»

- вести в активный словарь детей прилагательные – золотая, поздняя, грустная и т.д.

- продолжать формировать умение детей согласовывать слова в предложении,

- продолжать развивать монологическую и диалогическую речь,

- продолжать формировать умение отгадывать загадки,

- развивать связную речь,

«Познавательное развитие»

- закрепить знания детей о приметах осени,

- закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года,

- воспитывать экологическую культуру,

- формировать умения и навык наблюдения за приметами осени,

- создать условия для углубления и систематизации знаний об осени,

- активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение

«Социально-коммуникативное развитие»

- формировать навык коллективного общения и активности,

- воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание прийти на помощь,

- воспитывать интерес к окружающему миру,

- продолжать обучать сотрудничеству со сверстниками и взрослыми

«Художественно-эстетическое развитие»

- учить формировать композицию рисунка, передавать колорит осени,

- закрепить знания детей о нетрадиционных формах рисования –отпечаток осенними листьями,

- развивать мелкую моторику

 

Планируемые результаты:

- имеют представления о характерных признаках осени,

- умеют отвечать на вопрос полным предложением,

- понимают связь между явлениями живой природы,

- проявляют заботу о животных и птицах.

Предварительная работа:

- беседа на тему «Приметы осени»,

- беседа на тему «Осень в гости к нам пришла»,

- хоровод «Осенний хоровод»,

- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Съедобный несъедобный»,

- сюжетно-ролевая игра «Прогулка по осеннему лесу»

-ТРИЗ: «Осенние слова», «Один-много», «Хорошо-плохо», «Ассоциации», «Да-нет».

Оборудование:

- картинки с иллюстрациями разных деревьев, листьев и плодов к ним,

- тонированные листы А4,

-  гуашь желтого, зеленого, красного, оранжевого цветов, кисти, баночки под воду, салфетки, влажные салфетки, баночки с водой,

- живые осенние листья.

Технологии:

- здоровьесберегающая технология

- технология «ТРИЗ»,

- игровая технология

- мнемотехника

Литература:

1.Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.

3. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015

Методы и приемы:

Словесные:

- вводная беседа о приметах осени,

-создание проблемной ситуации,

- рассказывание детьми стих И. Винокуров «Осень» с помощью мнемотехники,

-  ТРИЗ-  игры «Осенние слова», «Один-много», «Хорошо-плохо», «Ассоциации», «Да-нет».

Наглядные:

- показ объектов живой и неживой природы,

 - показ способа действия,

 - показ иллюстраций с осенними пейзажами,

Практические:

- хоровод «Осенний хоровод»,

 - игровые упражнения,

- физминутка,

- рисование «Осенний лес».

 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята я сейчас вам расскажу интересную историю.

Воспитатель: Давным - давно на земле не было осени. Были весна, лето и зима. И однажды они поссорились из-за того, что каждая считала себя самой красивой. Тогда мать - Земля не выдержала и сказала, что наведет на земле порядок. И перед сестрицами появляется Осень. Они спрашивают мать-Землю, кто это? Мать -Земля им отвечает, что это Осень. Тогда сестрицы: Весна, Лето и Зима, задают много вопросов – какая она, осень, что бывает осенью, что растет осенью, какая погода?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем сестрицам Весне, Лету и Зиме узнать побольше об Осени.

Раз, два, три, четыре, пять,

Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)

Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны и смотрят друг на друга.)

- Что настало нынче?

- Осень!

Воспитатель: Назовите приметы осени: что бывает осенью?

Воспитатель: Правильно, дети. Осенью бывает хмурое небо, желтые и красные листья, листопад, люди собирают урожай с полей, созревают овощи и фрукты, грибы, звери готовятся к зиме, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Воспитатель: Осень - самое романтичное и красивое время года. Но осень бывает разная.

Игра «Осенние слова»

Воспитатель: Назовите по одному красивому слову об осени.

Воспитатель: Замечательно. Вы назвали столько много слов. Осень: она и золотая, разноцветная, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, поздняя, ласковая, интересная, унылая. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, смотрите сколько много листьев лежат на ковре! Давайте с ними поиграем. Берите по одному листочку.

Воспитатель:

Листопад, листопад

Листья по ветру летят.

В вальсе кружат над землею

И любуются собою.

Воспитатель: Ребята! Скажите мне, пожалуйста:

-Почему деревья сбрасывают осенью листья?

Воспитатель: Конечно. Прекращается сокодвижение.

- Что будет, если деревья не сбросят осенью листья?

 Воспитатель: Совершенно верно. Листики погибнут они замерзнут.

Воспитатель:

Злюка ветер прибежал,

Все листочки разбросал.

Игра «Угадай, с какого дерева прилетел листок»

Звучит «голос ветра». Воспитатель рассыпает листья.                                                                       На полу лежат листья разных деревьев, разного цвета.

 

Воспитатель: Ой, ребята, ветер раздул все листочки! Они такие красивые, давайте их соберем и поставим в вазу. Каждому листочку своя вазочка.

Дети выполняют задание, воспитатель уточняет цвет листьев и ваз.

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились!

Воспитатель: Ребята! Деревья отличаются не только листьями, но и плодами.

Игра «С какого дерева плод»

Воспитатель: Возьмите картинки и правильно разложите, скажите с какого дерева этот плод.

Дети раскладывают картинки.

 Воспитатель: Какие вы молодцы! Все верно: у дуба – желудь, у клена – крылатки, у рябины –ягоды, у ели, сосны - орешки, спрятанные в шишках.

Воспитатель:

 Мы зайдем в осенний лес

В нем полно грибных чудес

Раз грибочек, два и три

Сколько много, посмотри!

Игра «Назовите съедобные грибы»

Воспитатель: На полу грибы. Детям нужно собрать в корзину только съедобные грибы-по очереди каждый ребенок берет гриб, называет и кладет в корзину.

Игра «Волшебный мяч»

Дети встают в круг.

Воспитатель: Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!

Воспитатель:

 Как готовится к зиме:

- лиса, волк?

 Воспитатель: Хорошо. Лиса и волк меняют шубки на более теплые.

 - заяц?

Воспитатель: Правильно! Меняет шубку с серой на белую.

- медведь?

 Воспитатель: Отлично! Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу.

- еж?

Воспитатель: Конечно! С наступлением заморозков ежик закапывается глубоко в свою нору и засыпает.

- белка?

  Воспитатель: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди.

Игра «Хорошо –плохо»

Воспитатель: Ребята давайте расскажем, что хорошего и плохого во времени года – Осень.

ОСЕНЬ - ХОРОШО: желтые, красные листья, листопад, грибы, ягоды, овощи, фрукты.

ОСЕНЬ - ПЛОХО: дует холодный ветер, тучи, дожди.

Воспитатель: Давайте нарисуем осенние пейзажи только без кисточек, а с помощью настоящих листьев.

Дети садятся за столы, воспитатель знакомит детей с необычным способом рисования (отпечатки осенними листьями).

 

Воспитатель: Рисовать сегодня мы будем новым способом – печать листьями. Посмотрите, как печатать с помощью листика. Для этого берём любой листик, покрываем его краской - желтой, красной, оранжевой, коричневой.

Наносить краску, нужно аккуратно не оставляя белых пятен. Затем нужно положить окрашенной стороной листик на альбомный лист, и плотно прижать его к бумаге салфеткой. Потом осторожно снимаем листочек с поверхности белого листа.

 Дальше работаем с другими листочками. Только красим их краской другого цвета. У вас по пять листочков, нужно покрасить все.

Воспитатель: Помните, вы – художники. Поэтому нужно очень стараться и не спешить.

Дети работают под тихую музыку.

Подведение итогов:

Ребята, а теперь давайте посмотрим на нашу красоту, какие красивые пейзажи у нас получились. Теперь другие времена года -Весна, Лето и Зима- не будут говорить, что они самые красивые и на Земле воцарится порядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_osen.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №90 Приморского района

Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Сказочная осень»

С использованием игровых, «ТРИЗ», здоровьесберегающих

технологий, мнемотехники

                                   

                                                                         Подготовила:

                                                                                                    Воспитатель ГБДОУ д/с №90

                                                                                      Приморского района

                                                                             Соловьева О.П.

                                                                                                                       

Санкт-Петербург

2020 год

Цель:

- обобщить знания детей об осени

Задачи:

«Речевое развитие»

- вести в активный словарь детей прилагательные – золотая, поздняя, грустная и т.д.

- продолжать формировать умение детей согласовывать слова в предложении,

- продолжать развивать монологическую и диалогическую речь,

- продолжать формировать умение отгадывать загадки,

- развивать связную речь,

«Познавательное развитие»

- закрепить знания детей о приметах осени,

- закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года,

- воспитывать экологическую культуру,

- формировать умения и навык наблюдения за приметами осени,

- создать условия для углубления и систематизации знаний об осени,

- активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение

«Социально-коммуникативное развитие»

- формировать навык коллективного общения и активности,

- воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание прийти на помощь,

- воспитывать интерес к окружающему миру,

- продолжать обучать сотрудничеству со сверстниками и взрослыми

«Художественно-эстетическое развитие»

- учить формировать композицию рисунка, передавать колорит осени,

- закрепить знания детей о нетрадиционных формах рисования –отпечаток осенними листьями,

- развивать мелкую моторику

Планируемые результаты:

- имеют представления о характерных признаках осени,

- умеют отвечать на вопрос полным предложением,

- понимают связь между явлениями живой природы,

- проявляют заботу о животных и птицах.

Предварительная работа:

- беседа на тему «Приметы осени»,

- беседа на тему «Осень в гости к нам пришла»,

- хоровод «Осенний хоровод»,

- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Съедобный несъедобный»,

- сюжетно-ролевая игра «Прогулка по осеннему лесу»

-ТРИЗ: «Осенние слова», «Один-много», «Хорошо-плохо», «Ассоциации», «Да-нет».

Оборудование:

- картинки с иллюстрациями разных деревьев, листьев и плодов к ним,

- тонированные листы А4,

-  гуашь желтого, зеленого, красного, оранжевого цветов, кисти, баночки под воду, салфетки, влажные салфетки, баночки с водой,

- живые осенние листья.

Технологии:

- здоровьесберегающая технология

- технология «ТРИЗ»,

- игровая технология

- мнемотехника

Литература:

1.Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.

3. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015

Методы и приемы:

Словесные:

- вводная беседа о приметах осени,

-создание проблемной ситуации,

- рассказывание детьми стих И. Винокуров «Осень» с помощью мнемотехники,

-  ТРИЗ-  игры «Осенние слова», «Один-много», «Хорошо-плохо», «Ассоциации», «Да-нет».

Наглядные:

- показ объектов живой и неживой природы,

 - показ способа действия,

 - показ иллюстраций с осенними пейзажами,

Практические:

- хоровод «Осенний хоровод»,

 - игровые упражнения,

- физминутка,

- рисование «Осенний лес».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята я сейчас вам расскажу интересную историю.

Воспитатель: Давным - давно на земле не было осени. Были весна, лето и зима. И однажды они поссорились из-за того, что каждая считала себя самой красивой. Тогда мать - Земля не выдержала и сказала, что наведет на земле порядок. И перед сестрицами появляется Осень. Они спрашивают мать-Землю, кто это? Мать -Земля им отвечает, что это Осень. Тогда сестрицы: Весна, Лето и Зима, задают много вопросов – какая она, осень, что бывает осенью, что растет осенью, какая погода?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем сестрицам Весне, Лету и Зиме узнать побольше об Осени.

Раз, два, три, четыре, пять,

Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)

Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны и смотрят друг на друга.)

- Что настало нынче?

- Осень!

Воспитатель: Назовите приметы осени: что бывает осенью?

Воспитатель: Правильно, дети. Осенью бывает хмурое небо, желтые и красные листья, листопад, люди собирают урожай с полей, созревают овощи и фрукты, грибы, звери готовятся к зиме, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Воспитатель: Осень - самое романтичное и красивое время года. Но осень бывает разная.

Игра «Осенние слова»

Воспитатель: Назовите по одному красивому слову об осени.

Воспитатель: Замечательно. Вы назвали столько много слов. Осень: она и золотая, разноцветная, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, поздняя, ласковая, интересная, унылая. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, смотрите сколько много листьев лежат на ковре! Давайте с ними поиграем. Берите по одному листочку.

Воспитатель:

Листопад, листопад

Листья по ветру летят.

В вальсе кружат над землею

И любуются собою.

Воспитатель: Ребята! Скажите мне, пожалуйста:

-Почему деревья сбрасывают осенью листья?

Воспитатель: Конечно. Прекращается сокодвижение.

- Что будет, если деревья не сбросят осенью листья?

 Воспитатель: Совершенно верно. Листики погибнут они замерзнут.

Воспитатель:

Злюка ветер прибежал,

Все листочки разбросал.

Игра «Угадай, с какого дерева прилетел листок»

Звучит «голос ветра». Воспитатель рассыпает листья.                                                                       На полу лежат листья разных деревьев, разного цвета.

Воспитатель: Ой, ребята, ветер раздул все листочки! Они такие красивые, давайте их соберем и поставим в вазу. Каждому листочку своя вазочка.

Дети выполняют задание, воспитатель уточняет цвет листьев и ваз.

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились!

Воспитатель: Ребята! Деревья отличаются не только листьями, но и плодами.

Игра «С какого дерева плод»

Воспитатель: Возьмите картинки и правильно разложите, скажите с какого дерева этот плод.

Дети раскладывают картинки.

 Воспитатель: Какие вы молодцы! Все верно: у дуба – желудь, у клена – крылатки, у рябины –ягоды, у ели, сосны - орешки, спрятанные в шишках.

Воспитатель:

 Мы зайдем в осенний лес

В нем полно грибных чудес

Раз грибочек, два и три

Сколько много, посмотри!

Игра «Назовите съедобные грибы»

Воспитатель: На полу грибы. Детям нужно собрать в корзину только съедобные грибы-по очереди каждый ребенок берет гриб, называет и кладет в корзину.

Игра «Волшебный мяч»

Дети встают в круг.

Воспитатель: Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!

Воспитатель:

 Как готовится к зиме:

- лиса, волк?

 Воспитатель: Хорошо. Лиса и волк меняют шубки на более теплые.

 - заяц?

Воспитатель: Правильно! Меняет шубку с серой на белую.

- медведь?

 Воспитатель: Отлично! Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу.

- еж?

Воспитатель: Конечно! С наступлением заморозков ежик закапывается глубоко в свою нору и засыпает.

- белка?

  Воспитатель: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди.

Игра «Хорошо –плохо»

Воспитатель: Ребята давайте расскажем, что хорошего и плохого во времени года – Осень.

ОСЕНЬ - ХОРОШО: желтые, красные листья, листопад, грибы, ягоды, овощи, фрукты.

ОСЕНЬ - ПЛОХО: дует холодный ветер, тучи, дожди.

Воспитатель: Давайте нарисуем осенние пейзажи только без кисточек, а с помощью настоящих листьев.

Дети садятся за столы, воспитатель знакомит детей с необычным способом рисования (отпечатки осенними листьями).

Воспитатель: Рисовать сегодня мы будем новым способом – печать листьями. Посмотрите, как печатать с помощью листика. Для этого берём любой листик, покрываем его краской - желтой, красной, оранжевой, коричневой.

Наносить краску, нужно аккуратно не оставляя белых пятен. Затем нужно положить окрашенной стороной листик на альбомный лист, и плотно прижать его к бумаге салфеткой. Потом осторожно снимаем листочек с поверхности белого листа.

 Дальше работаем с другими листочками. Только красим их краской другого цвета. У вас по пять листочков, нужно покрасить все.

Воспитатель: Помните, вы – художники. Поэтому нужно очень стараться и не спешить.

Дети работают под тихую музыку.

Подведение итогов:

Ребята, а теперь давайте посмотрим на нашу красоту, какие красивые пейзажи у нас получились. Теперь другие времена года -Весна, Лето и Зима- не будут говорить, что они самые красивые и на Земле воцарится порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Перелетные птицы"

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группетема: « Составление рассказа о перелетных птицах, с использованием мнемотаблиц»  Приоритетная образовательная о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). "Дорожные знаки для дошколят"

В современном мире транспорт, множество дорог и быстрый темп жизни стали одними из главных опасностей. Поэтому нужно не только выучить с ребенком...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Сказочная гжель »

Программные задачи: Обучающие: Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.Активизировать словарный запас детейУчить оформлять плоскость эле...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...