Календарно-тематическое планирование по обучению детей шахматам
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по обучению детей шахматам в старшей группе
(первый год обучения)
Октябрь «Шахматная доска»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«В стране шахматных чудес» | Познакомить детей с легендой возникновения шахмат. Рассказать о великих шахматистах. Познакомить с шахматной доской. Развивать интерес к игре. | - Экскурсия по шахматной студии; - рассказ воспитателя; - чтение - инсценировка детской сказки «Удивительные приключения шахматной доски»; - копилка умных слов: чемпион, гроссмейстер; - выставка игр. |
«Шахматные дороги» «Нотация шахматной доски» | Познакомить детей с вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями; с количеством полей в каждой из линий; чередованием белых и черных полей в горизонтали и вертикали; количеством полей в диагонали; с большой белой и большой черной диагональю, короткими диагоналями. Закрепить количественный счёт. Развивать сосредоточенность. | - Чтение – инсценировка сказки «Дракончик на шахматной доске». - выкладывание из кубиков дорожек, похожих на линии, пусть солдатик пробежится по ним; - д/и «Расставь на доске», - д/и «Вертикаль, горизонталь, диагональ»; - д/у «Назови вертикаль, горизонталь, диагональ»; - чтение стихов; - объяснение и показ. |
Ноябрь «Шахматные фигуры»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Первое знакомство» «Их узнать довольно просто по очень маленькому росту» | Познакомить детей с пешкой, ходом, взятием и превращением. Показать место пешки на доске в начальном положении. Закрепить количественный и порядковый счёт. Развивать интерес к изучению шахматных фигур. Дать новые знания о пешке, закрепить старые. Познакомить с правилами «взятие на проходе», и понятием «проходная пешка». Закрепить состав чисел из единиц. | - Объяснение и показ; - чтение сказки: «Как пешка ходить училась»; - стихи; - рассматривание; - д/и «Что изменилось?» - д/у «Мяч»; - разучивание песни «Мы – пешки»; - игра пешками на очки. - Вопросы из «Шахматной шкатулки»; - короткая беседа; - перевоплощение в образ; - загадки; - заповеди пешки; - д/у «Один в поле воин», «Чего не стало»; - копилка умных слов; - игра пешками на уничтожение. |
«Ладья - прямолинейная бесхитростная фигура» «Ладья без обид в уголочке стоит» | Познакомить с тяжелой фигурой в шахматах – ладьей: ходом и взятием. Показать место ладьи в начальном положении. Закрепить знание геометрических фигур и тел. Развивать интерес к игре в шахматы. Закрепить знания о ладье. Рассказать о «сдвоенных ладьях», о том, что ладья «любит» свободные линии. Закрепить счёт до 10. Активизировать мыслительную деятельность. | - Объяснение и показ; - поэтические строки; - сравнение; - д/и «Угадай–ка»; - д/у «Перехитри часовых», «Сними часовых»; - игра ладьями и пешками. - Вопросы; - загадки; - д/у «Захват контрольного поля»; - д/у «Лабиринт»; - д/у «Зашита контрольного поля»; - игра на уничтожение (ладья против ладьи, 2 ладьи против одной, две ладьи против двух) на мало клеточной доске. |
«Могучая фигура» | Познакомить детей с ферзем: ходом и взятием. Показать место ферзя в начальном положении. Объяснить детям, что ферзь – тяжелая фигура. Учить быстро ориентироваться на шахматной доске. | - Объяснение и показ; - д/и «Реши шахматную задачу», «Угадай-ка»; - д/и «Кубики», «Секретная фигура», «Буква»,
- Вопросы, загадки; - беседа; - перевоплощение в образ; - художественное слово; - д/у «Защита контрольного поля», «Лабиринт», «Кратчайший путь, «Что общего»; - игра на уничтожение. |
«Страж шахматных полей» | Закрепить знания детей о ферзе. Развивать логическое мышление. |
Декабрь «Шахматные фигуры»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Прыг, скок и в бок» «Мчатся кони, бьются кони». | Познакомить детей с конем: местом коня в начальном положении, ходом и взятием. Объяснить, что конь – это легкая фигура. Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание и память. Закрепить знания о коне. Уточнить знания детей о прямом угле. Учить пользоваться шаблоном коня. Активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание, память. | - Объяснение и показ; - карта-схема, шаблон; - стихи; - д/и «Угадай», «Какой фигуры не стало?»; - д/у «Перехитри часовых»; - д/у «Лабиринт»; - п/и «Лошадки». - Объяснение и показ; - загадки; - художественное слово; - д/у «Лабиринт», «Ход конем» - д/у «Перехитри часового»; - д/у «Большая и маленькая» - шаблон «ход коня»; - д/у «Один в поле воин»; - музыкальное произведение; - игровая практика. |
«С диагональю дружит слон» «Два братца – близнеца» | Познакомить детей со слоном: ходом слона и взятием. Показать место слона в начальном положении. Объяснить детям, что слоны могут быть белопольными и чернопольными; разноцветными и одноцветными; что слон – это легкая фигура. Закрепить диагональные линии. Закрепить знания детей о слонах. Учить определять какие слоны считаются «хорошими», а какие «плохими». Закрепить диагональные линии. Расширять кругозор детей | -Объяснение и показ; - кукольный театр- представление; - поэтические строки; - сравнение двух фигур; - д/и «Кубики»; - д/и «Угадай»; - д/и «Что изменилось»; - игра пешками, ладьями, слонами на очки. - Вопросы из «шахматной шкатулки»; - загадки; - д/и «Хорошо или плохо»; - д/у «Захват контрольного поля»; - д/у «Защита контрольного поля»; - д/у «Кратчайший путь»; - шахматные шапочки; - игра на малоклеточной доске. |
«Шах, мат, пат» | Познакомить детей с шахом, матом и патом. Показать, как действует король против других фигур. Учить детей выполнять правила игры. Воспитывать уверенность в своих силы. | - Объяснение и показ; - д/и «Шахматная репка», - д/у «Защита от шаха»; - д/у «Шах, мат, пат» - игровая практика. |
«Шах» | Показать детям, как выполняется шах ферзем, слоном, конем, ладьей, пешкой. Объяснить, как можно защитится от шаха. Совершенствовать умение быстро ориентироваться на шахматной доске. | - Объяснение и показ; - д/з «Шах или не шах» - д/у «Дай шах»; - д/у «5 шахов»; - д/у «Защита от шаха»; - игра на доске 8х8 клеток до первого шаха. |
«Шах». «Открытый шах». «Двойной шах» (2 зянятия) | Закрепить с детьми приемы защиты от шаха. Показать, как выполняется открытый шах и двойной шах. Развивать логическое мышление. | - д/з «Дай открытый шах»; - д/з «Дай двойной шах»; - д/у «Первый шах» (всеми фигурами из начального положения – кто первым объявит шах.) - игровая практика. |
Январь «Шахматная армия готова к бою»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Король» «Шахматная армия готова к бою» | Познакомить детей с главной фигурой – королем: местом короля в начальном положении. Объяснить детям, что короля «не бьют», но и под бой его ставить нельзя. Развивать логическое мышление. Закрепить с детьми все знания о шахматных фигурах, их начальную расстановку. Закрепить счет до 10. Воспитывать любовь к шахматам. | - Объяснение и показ; - д/и «Что общего?»; -д/и «Собери шахматную картинку»; -д/и «Шахматный теремок»; - д/и «Кубики»; - д/и «Шахматная репка»; - д/у «Лабиринт» ; - д/у «Перехитри часовых» -д/у «Что общего». - Эстафета на быструю и правильную расстановку пешек и фигур. - д/и «Шахматный мешочек»; - рассказы детей; - д/и «Шахматная азбука» |
«Мат» «Ничья. Пат» | Закрепить знания детей о мате. Предложить решить упражнения на мат в один ход (сложные примеры с большим числом фигур). Развивать логическое мышление. Познакомить с отличием мата от пата. Показать детям варианты ничьей. Поддерживать интерес к игре. | - Показ и объяснение; - пословицы о мате; - д/у «Дай мат в один ход»; - игровая практика всеми фигурами; - д/и «Спрячь ненужные буквы»; - д/у «Шах или мат». - Показ и объяснение; - сравнение; - поэтические строки; - д/у «Мат или пат»; - д/и «Спрячь ненужные фигуры» |
«Превращение пешки» «Рокировка» | Объяснить детям, что пешка может превратиться в любую фигуру. Дать задания на превращение пешки в ладью, слона, коня, ферзя, с последующей постановкой мата. Развивать внимание, наблюдательность. Закрепить последовательность выполнения игровых действий. Познакомить детей с длиной и короткой рокировкой, правилами рокировки. Развивать внимание. Закрепить пространственные отношения. | - Объяснение и показ; - сравнение; - разговор с героями; - д/и «Чего не стало» - художественное слово. - Показ и объяснения; - чтение сказки «Как ладья похудела»; - д/у «Рокировка»; - копилка умных слов; - чертежи; - д/и «Что изменилось?» - Составление коротких слов из слова «рокировка». |
«Ценность фигур» | Вспомнить с детьми о том, что каждая фигура оценивается в определенное количество очков. Познакомить с д/и «Реши шахматную задачу». Закрепить с детьми изменения числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения. Развивать сообразительность, математические способности. | - Объяснение и показ; - д/и «Реши шахматные задачи»; - д/у «Кто сильнее?»; - д/и «Шахматное домино»; - д/у «Обе армии равны»; - игровая практика. |
Февраль «Дебют»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Шахматная партия» | Предложить детям сыграть в шахматы всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Воспитывать уверенность в своих силах, стойкий характер. | - Объяснение и показ; - д/у «выиграй фигуру»; - д/у «Два хода»; - «Шахматная шкатулка»; - игра всеми фигурами. |
«Дебют» | Познакомить детей с понятием дебют, с легендой «Непобедимый», с правилами разыгрывания дебюта. Активизировать мыслительную деятельность, учить хорошо ориентироваться на шахматной доске. | - Объяснение и показ; - копилка умных слов; - чтение легенды «Непобедимый»; - шахматный словарь; - чтение стихов; -игровая практика. |
«Дебют» | Закрепить знания предыдущего занятия. Познакомить с «хорошими» и «плохими» ходами в дебюте. Показывать разыгрывание дебюта великими шахматистами. Поддерживать интерес к игре. | - Объяснение и показ; - д/и «Хорошо» или «плохо»; - д/у «Взятие»; - правила дебюта; - игровая практика. |
Развлечение «Звездный шахматный час» ( с родителями) | Повторить с детьми пройденный материал, используя таблички двух цветов. На вопросы даются два ответа, выбрать правильный и поднять табличку красного цвета. Развивать внимание, мышление, память. | - художественное слово; - музыкальные произведения; - сравнение; - анализ; - д/и «Составь из предложенных букв шахматное слово».; - д/и «Нотация шахматной доски»; - грамоты; - медали. |
«Разыгрывание дебюта» | Разобрать с детьми разыгрывание шахматного дебюта С. Гангули с Д. Шармой. Развивать интерес к разбору партий великими шахматистами. | - Объяснение; - показ; - игровая практика. |
«Детский мат» | Предложить детям поставить друг другу детский мат. Найти способы спасения от мата. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | - д/у «Мат или не мат»; - пословицы и поговорки о мате; - д/у «Защитись от мата». |
«Мат одинокому королю» | Предложить детям поставить мат в один ход одинокому королю всеми шахматными фигурами. Развивать логическое мышление. Вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю. | - д/у «На крайнюю линию»; «Ограниченный король», «В угол»; - игровая практика. |
Март. «Техника матирования одинокого короля»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Мат двумя ладьями» | Познакомить детей с линейным матом. Продолжить учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить горизонтальные и вертикальные линии. | - Объяснение и показ; - карты - схемы; - поэтические строки; - д/у «Кратчайший путь»; - упражнения на линейный мат. |
«Мат ферзем и ладьей» | Познакомить детей, как ставится мат тяжелыми фигурами. Развивать сообразительность, находчивость. | - Объяснение и показ; - чтение сказки « Тяжелые и легкие фигуры»; - д/у «Объяви мат»; - д/у «Защитись от мата» - игровая практика. |
«Ферзь и король против короля» | Показать и объяснить детям, как ставиться мат одинокому королю ферзем и королем. Закрепить понятия «линия», «угол», «вертикаль», «горизонталь», «диагональ». | - Показ и объяснение; - д/з «На крайнюю линию»; « В угол»; «Ограниченный король»; - поэтические строки; -игровая практика. |
«Мат двумя слонами» | Показать детям, как ставится мат двумя слонами. Закрепить диагональные линии. | - Объяснение и показ; - д/у «Мат или не мат»; - д/у « Ограниченный король»; - игровая практика. |
«Мат слоном и конем» | Объяснить и показать мат слоном и конем. Развивать внимание и сосредоточенность | - Объяснение и показ; - д/у «Мат или шах»; - д/у « В угол»; - игровая практика. |
«Мат двумя конями» | Показать детям, как ставится мат двумя конями. Закрепить понятия «прямой угол» | - Объяснение и показ; - д/у «Ход конем»; - д/у « В угол»; - д/у «Ограниченный король». |
«Ладья и король против короля» | Показать и объяснить детям мат ладьей и королем. Закрепить горизонтальные и вертикальные линии. | - Объяснение и показ; - д/у «В угол»; - д/у « Ограниченный король»; - д/у « На крайнюю линию» |
«Матирование одинокого короля» | Предложить детям на выбор матирование одинокого короля любыми из фигур. Развивать логическое мышление. | - Сравнение; - анализ; - самостоятельный выбор; - показ на демонстрационной доске. |
Апрель. «Приемы шахматной борьбы»
Тема | Цель занятия | Методы и приемы |
«Связка» | Познакомить с приемом шахматной борьбы – связкой. Предложить решить задачи на тему «Связка». Найти и показать на диаграмме данный прием. Тренировать логическое мышление. | - Показ и объяснение; - д/у «Связка или нет»; - ребусы; - игровая практика; - копилка умных слов. |
«Двойной удар» | Познакомить детей с приемом шахматной борьбы – двойной удар. Показать шахматную позицию с двойным ударом «Мельница». Знакомство с первым чемпионом мира по шахматам среди мужчин В. Стейницем. | - Показ и объяснение; - художественное слово; - шахматный словарь; - иллюстрации; - портрет; - рассказ из истории; - анализ игровой практики. |
«Вскрытый шах» | Познакомить с новым приемом шахматной борьбы – вскрытым шахом. Предложить для решения шахматные задачи на данный прием. Воспитывать волю, находчивость, усидчивость. | - Объяснение и показ; - д/у «Сделай вскрытый шах»; - шахматный словарь; - игровая практика. |
«Жертва» | Познакомить с приемом шахматной борьбы – жертва, предложить задачи на данный прием. Знакомство с чемпионом мира Анатолием Карповым. Поддерживать интерес к игре. | - Объяснение и показ; - д/у «Жертва»; - портрет; - рассказ из истории; - использование эпитетов и сравнений; - игровая практика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей шахматам
Рабочая программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, расчитана на 2 года. Содержание программы соответствует психолого-возрасным осо...
Календарно-тематическое планирование по обучению детей подготовительной к школе группы основам пожарной безопасности .
Тематическое планирование ао формированию у детей подготовительной группы навыков пожарной безопасности в рамках педагогического проекта "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор форм...
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно – тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в младшей группе.
Своей публикацией я хочу поделиться с коллегами опытом практической деятельноасти по ознакомлению малышей с правилами дорожгого движения. Этот материал может быть полезен для воспитателей детских садо...
Календарно-тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
Календарно-тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге во всех группах...