Консультация для родителей «Проблема игры современного ребёнка дошкольного возраста»
консультация
Консультация для родителей «Проблема игры современного ребёнка дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_doklad.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблема игры современного ребёнка дошкольного возраста»
«Без игры нет и не может быть полноценного развития ребёнка.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, о том, что культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития - живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.
Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача игровых традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.
Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Сегодня игры, в том числе и сюжетно-ролевые, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?
Это игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.
Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.
Еще хуже, когда игра сводится к накопительству, потому что иметь, как можно больше, трансформеров, кукол Барби в детской субкультуре считается престижным.
Не менее печально обстоят дела с играми, в которых дошкольники присваивают, примеряют на себя социальные роли. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.
Ещё одной из причин исчезновения подобных игры, можно назвать современный рынок профессий. В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д. А между тем, условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.
Еще одной из причин исчезновения самостоятельной детской игры, в полном смысле ее слова, можно назвать современную родительскую позицию, когда в обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается.
Парадокс заключается в том, что зачастую дети просто не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры». Современному ребенку негде научиться играть.
Подводя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:
1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.
2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.
3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.
4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников у педагогов и родителей, и может даже на уровне государственной образовательной политики. Необходимо возродить традицию передачи игрового опыта, обучению игре. Оно может представлять собой механизм естественной помощи взрослого ребенку, и включать непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре. Педагогу, родителю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
Иначе, редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Компьютерные игры для ребёнка дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Компьютерные игры для ребёнка дошкольного возраста»...
Консультация для родителей" Проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Материал предназначен для родителей. Рассматриваются проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Подобраны игры по речевому развитию....
Консультация для родителей "Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему «Математические игры с ребёнком дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему:«Математические игры с ребёнком дошкольного возраста» Обучению дошкольников важное место должно отводиться началом математики. О...
Статья. Современный ребёнок дошкольного возраста.
Современный ребенок дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Надо ли учить ребёнка дошкольного возраста играть в шахматы?»
Шахматы - это игра, а игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Обучение игре в шахматы тесно переплетается с развитием логико – математического мышления, с...
Современный ребёнок дошкольного возраста
Недавно ребенок развивался в маленьком кругу людей (родственников, друзей из детского сада, напарников на улице),зависел от конкретного взрослого. Сегодня же он оказался в ворохе информации без порядк...