Консультация для педагогов: "Дидактическая игра и трудовое воспитание детей дошкольного возраста".
статья
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных. Оно направлено на формирование психологической готовности к труду, а также к ответственному отношению к прцессу труда и его результатам.В этом возрасте ребёнка больше привлекает процесс труда чем его продукт. Поэтому очень важно установить связь между трудом и игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_i_trudovoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
"Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться".
К. Д. Ушинский
Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.
Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:
• сюжетно – ролевая игра.
• театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
•дидактическая игра.
Дидактическая игра – игра обучающая.
Значение дидактических игр огромное т. к. они способствуют усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков полученных в специально организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка во все режимные моменты, развивают умственные способности. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра, как и все виды игр, развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, в дидактической игре «Кому это нужно?» в младших группах воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель усложняет задачу. Подбираются разные картинки с изображением предметов, например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессии, где могут использоваться эти предметы, для чего они нужны. Или попросить найти среди картинок предметы используемые в профессии врача и т. д.
Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной национальности.
Еще раз повторюсь, что содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Детский сад", "Что кому нужно для работы" и др.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. Игры с предметами
2. Настольно – печатные игры
3. Словесные игры
Рассмотрим все эти виды по отдельности.
Игры с предметами
Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как: «Детский сад» (деревянный строитель, посуда, постельное белье и т. д. – дети выбирают из множества разнообразных предметов);«Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-моторных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).
Настольно – печатные игры
Виды настольно – печатных игр:
1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.
Словесные игры
Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Дидактические словесные игры в основном используются в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...
Консультации для воспитателей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудо...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Воспитателям предлагаются несколько игр по ознакомлению с родным городом, страной с целью воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста...
Педагогическая игра – викторина для педагогов, узких специалистов Тема «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »
Педагогическая игра – викторинадля педагогов, узких специалистовТема «Трудовое воспитание детейдошкольного возраста »...
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших ...