Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»
консультация
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igrovye_tehnologii.docx | 43.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Солнышко» г.Волжска РМЭ.
Консультация для педагогов
«Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Дмитриева С.Г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нам с Вами посчастливилось жить во времена перемен. Все вы знаете о переменах, которые произошли в системе образования. ФГОС предлагает дошкольное образование ориентированное, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. Предлагается использовать в работе игровойи разносторонний подход индивидуализированный, нацеленный на раскрытие потенциала каждого ребёнка.
Именно поэтому я и решила обратится к теме игры, точнее современных игровых технологий.
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
• отбору, разработке, подготовке игр;
(Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.)
• включению детей в игровую деятельность;
• осуществлению самой игры;
• подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.
В своей работе я использую различный игровой материал, который подбираю исходя из поставленных мною педагогических целей и задач.
Вовлечение ребенка в процесс музицирования начинается с первых минут занятия, в этом мне помогают музыкальные игры –приветствия, использование которых решает задачи:
- развития коммуникативных навыков
- работы над ощущением формы
- развития двигательной координации
- развития чувства ритма.
Музыкальные игры-приветствия:
«Хей-хей!», «Рано утром», «У окошечка», «Здравствуйте ребята»,
«Мы начнем», «Здравствуйте».
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
В координационно—подвижных играх соединяются три главных компонента: музыка, речь и движение. Они учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, а также развивают двигательные способности, память, речевое интонирование и чувство ритма.
Вам всем известны многие игры, в некоторые из них мы играли в детстве. «Гуси, гуси», «Цепи», «Барашеньки-крутороженьки»,«Слушай сигнал», «Колечко» и др.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
Ценность пальчиковых игр, в контексте развития музыкальности детей, заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.
Пальчиковые игры
- развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность
- предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений)
- повышают общий уровень организации ребёнка.
В своей работе использую пальчиковые игры Е.Железновой, М.Ю.Картушиной, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой
«Хор рук»
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие
координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Игры звуками и элементарное музицирование.
В своей работе я использую Технологии Татьяны. Эдуардовны Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», которыесодействует развитию у детей их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
В целом музыкальной деятельностиприменяется целый комплекс методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу репродуктивные (делай как я) то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям, но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно?
Целостный подход к музыкальному воспитанию предполагает развитие специальных музыкальных способностей:
- мелодический, звуковысотный слух,
ритмический слух, чувство лада;
- выразительные интонации в пении; мимику и движения в инсценировании;
- освоение ритмических и танцевальных движений;
- элементы творчества в исполнительской и продуктивной музыкальной деятельности;
-оценку качества исполнения собой и товарищем.
Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение. Попробуем убедиться в этом на примере ПЕНИЯ.
В своей работе я обратилась за опытом к известному и любимому многими современному педагогу, музыкальному руководителю Евтодьевой А.А.
Пособие: «Учимся петь и танцевать, играя». На основе глубокого анализа факторов, повлиявших на формирование певческих навыков, автор пособия показывает своеобразие организации игрового распевания и вытекающего из него успешного обучения пению.
Проблем у развития певческого голоса немало.
- форсирование звука во время пения,
- нечёткая дикция,
- нарушения мелодичности и напевности звучания.
Дошкольники не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, интонируют фальшиво и напряжённо, имеют небольшой диапазон звучания, нет необходимых навыков вокально-слуховой координации, дикции, артикуляции.
Чтобы решить перечисленные проблемы требуются определённые тренировочные действия: повторения, упражнения, закрепление. Но самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными.
Согласитесь, что пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух для этого нужно с раннего детства подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький» (младший возраст)
С раннего возраста на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке.
Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д..
Евтодьева Алла Анатольевна, предлагает использовать на музыкальных занятиях игровое распевание (упражнения для развития певческого голоса и слуха).
Игровое распевание для развития вокальных способностей детей.
ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. В основе лежат понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, несложный текст и мелодия в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них. (Картинки с нотами
Игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в ПЕНИИ.
Игровое распевание развивает:
-Чистое интонирование (за счет образности персонажей, пения по ролям)
-дикцию, артикуляцию, дыхание
-артистические способности (жесты мимику через театральные этюды)
Основная задача музыкальных занятий в дошкольном возрасте – научить непринужденному и выразительному пению. Дети способны почувствовать и передать настроение песни. Путём бесед с детьми, рассуждений, проб и ошибок, мы с детьми приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, только если выполнены ТРИ условия:
-Чисто спетая мелодия
-Выразительность исполнения
-Хорошая дикция
/Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит, песня «заболела» и нужно её полечить. Разве можно обидеть Песню?/
И вот только тогда, когда все эти ТРИ ПРАВИЛА соблюдены, песня станет ПЕСНЕЙ, она порадует слух и взор и исполнителей, и слушателей.
ДЕТСТВО – это, прежде всего, ИГРА. Если ребенок познает мир, получает знания в ИГРОВОЙ форме, то эти сведения усваиваются им быстрее и легче. Вот и на музыкальных занятиях игровые приёмы должны использоваться во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет живым, интересным и, главное, результативным. Я убедилась в этом сначала на примере «РАСПЕВАНИЯ».
И если это обучение будет игровым, наглядным, то успех не замедлит проявить себя, и дети сами получат не только пользу, но и радость от этих занятий.
А отработанное чистое интонирование в распевании, несомненно, даст свои плоды в ПЕНИИ интересных и красивых мелодий с широким диапазоном.
Речевая игра со звучащими жестами
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, вырабатывать у детей выдержку,развивать слуховое внимание.
Игра «Булки»
Стоя в кругу, хлопаем «Остинато» (2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть)
Раз, два, всем привет!
Побежали, прибежали дружно все в буфет.
А теперь назад идём,
Булки все жуём.
С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т.д.
Игра «Колпачок и палочка»
ЦЕЛЬ: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.
Атрибуты: колпачок, закрывающий глаза, палочка.
Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
«На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом
Будет палочка стучать, а ладошки повторять
И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,
Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!»
Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.
Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.
Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.
Дети два раза хлопают и говорят: «Повернись!»
Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.
Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок.
Игра «Угадай кто назвал»
Задачи: Развивать слуховое внимание, коммуникативные навыки детей.
Ход игры: Водящий стоит в центре круга в колпачке, который закрывает глаза.
Дети по кругу передают мячик. На остановку музыки тот ребенок, у которого оказался мячик называет имя.
Вне зависимости, угадывает ребенок или не угадывает – колпачек переходит к ребенку, который назвал имя. Игра повторяется.
Текст игры:
Мячик мы передаем,
Громко имя назовем,
Глазки ты не открывай,
Кто назвал тебя, узнай!
Игровой прием обучение детей ходьбе в хороводе.
Автор Евдотьева А.А.
Игра в прятки.
Спрячься, спрячься и сейчас будет ровным круг у нас
Ты за мной шагай, мой друг не ломай красивый круг
Кто неровно зашагал тот цепочку разорвал
Спрячься, спрячься, поскорей будет наш кружок ровней.
Умение водить хоровод нам пригодится в следующей игре
Игра «Лучики»
Растеряло солнышко лучи, но они совсем не горячи
Лучики возьмем, солнышку вернем,
лучики возьмем, солнышку вернем!
1-2-3, начало игры̀!
На полу в разных местах зала лежат красное и желтое солнышки без лучиков.
Лучики (красные и желтые) разбросаны широко по залу
Детки, (мальчики и девочки) разбившись на 2 кружка водят хороводы вокруг своих солнышек.
После слов 1-2-3, начало игры - носят лучики своего цвета к своему солнышку.
Кто быстрее соберет красивое солнышко – тот победил.
Пришла пора передать эстафетную палочку моей коллеге, и в этом мне поможет опять игра.
Цель: создать благоприятные условия для позитивного настроения, условия для совместной игровой и познавательной деятельности.
Игра «Яблочко» автор Холодная И.
(пожелания имениннику)
Дети стоят в кругу, передают яблочко из рук в руки, именинник в центре. На окончание песенки тот, у кого остановилось яблочко выходит в центр, вкладывает яблочко в руки имениннику (яблочко волшебное, оно исполняет желание!), и говорит свое пожелание.
Далее игра продолжается
Текст:
Яблочко покатится по рукам
Яблочко в ладошки я передам!
Яблочко катись, катись,
А потом остановись,
В руки яблочко вложи, пожелание скажи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование информационно - коммуникативных технологий в работе педагога"
Консультация для педагогов на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в работе педагога"...
Консультация для педагогов "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ДОУ"
Консультация для педагогов о значении использования ИКТ в образовательной работе....
«Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»
Игровые технологии в работе музыкального руководителя....
Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании...
Консультации для педагогов "Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми."
Консультации для педагогов "Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми."...
«Использование нетрадиционных музыкально – ритмических игровых упражнений в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. ...
Игровые технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Применение инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, педагог способствует их воз...