Тема самообразования: "ФЭМП у детей младшего возраста"
материал (младшая группа)
Тема самообразования: "ФЭМП у детей младшего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya_femp_u_detey_mladshego_vozrvsta.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование «Формирование элементарных математических представлений» вторая младшая группа
Цель: сформировать элементарные математические представления у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2. Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
3. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов;
4. Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста;
5. Развить у детей умения анализировать предметы, выделяя признаки: цвет, форма, величина;
6. Развить у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами;
7. Научить детей устанавливать количественные соотношения.
Актуальность:
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд серьезных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное значение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
освоение учебной деятельность, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов;
недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Перспективный план работы на 2020 – 2021гг
Сентябрь Изучение литературы по теме;
Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
Октябрь Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти все красные, эти все большие и т. д.);
«Математические игры для дошкольников»
«Рыбки», «Помоги медведям», «Назови одним словом»
Ноябрь Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
Учить различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»;
Учить находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
Учить понимать вопрос «Сколько?», пользоваться при ответе словами «много», «один», «ни одного»;
Д/игра «Найди пару», «Разложи по коробочкам», «Что лишнее?», «Что изменилось?»
Декабрь Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);
Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;
Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»;
Учить отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».
Январь Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы
Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».
Февраль Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;
При сравнении предметов учить соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами приложения и наложения;
Учить обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине). Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».
Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».
Март Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольников;
Учить обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание;
Знакомство с наглядным изображение чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. «Найди предмет», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Какие бывают фигуры»
Апрель Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева;
Учить различать правую и левую руки;
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».
Май Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер;
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел;
Подведение итогов учебного года
Работа с родителями Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (в течении года);
Проведение индивидуальных консультаций и бесед (в течении года);
Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников» (ноябрь);
Памятка для родителей «дидактические игры, направленные на развитие математических представлений у младших дошкольников» (декабрь);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Н ОД (формирование целостной картины мира) Тема: «Волшебный снежок» (для детей младшего возраста)
Конспект НОД (формирование целостной картины мира) Тема: «Волшебный снежок»(для детей младшего возраста)...
Презентация на тему -развитие творческих способностей детей младшего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности.
Актуальность темы заключается в том, что эффективным средством формирования творческой личности в младшем возрасте являются продуктивные виды деятельности. Работа с разными ма...
Консультация для родителей.Тема: "Развитие мелкой маторики детей младшего возраста средствами изобразительной деятельности"
Как часто мы слышим выраженияе "мелкая маторика".ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕЛКАЯ МАТОРИКА?Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких кистей рук....
Консультация для родителей.Тема: "Развитие мелкой маторики детей младшего возраста средствами изобразительной деятельности"
Как часто мы слышим выраженияе "мелкая маторика".ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕЛКАЯ МАТОРИКА?Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких кистей рук.При этом важно помнить о координации "рука-глаз".,т...
Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста.»
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни.Самостоятельность должна воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность,...
План-конспект занятия по ОБЖ(младшая группа) по теме:Физкультурное развлечение для детей младшего возраста по ОБЖ
Конспект НОД по ОБЖ в младшей группе детского сада "Физкультура-лучший друг!"...
Работа по теме самообразования. КАРТОТЕКА игр на тему: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
Всемирно известный педагог из Италии. М. Монтессори, много лет занималась изучением раннего развития детей, подробно исследовала развитие мелкой моторики в раннем возрасте. Монтессори доказа...