Консультация для воспитателей «Улыбка ребенка в период адаптации».
консультация

Афанасьева Светлана Сергеевна

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: адаптация детей к новым условиям ДОУ – трудная пора для детей, родителей и персонала групп. Малыши трудно переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке. Родителям тяжело видеть неутешное горе своего малыша, а воспитателю нужно все успеть сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика

новенького.           

Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных от возраста ребенка. Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга, его манят «неизведанные

дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт. Ничего этого нет у крохи в возрасте до 3 – 3,5 лет. Некоторые дети испытывают неприятие, даже панику, когда чужой взрослый собирается взять его за руку. Находясь в нервном возбуждении, дети не чувствуют голода, а кормить насильно нельзя. Обилие игрушек,

множество полотенец и горшков, рычащих сливных бачков, комната с множеством кроватей – все это пугает малыша. Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило, через 3-4 дня ребенок заболевает. Находясь в группе сверстников, ребенок попадает в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Особенно часто болеют ослабленные дети. Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего

приема, тщательно обрабатывать не только посуду, горшки, но и игрушки.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

·

ПЕРВАЯ ГРУППА. Большинство детей резко отрицательно и бурно

выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

·

ВТОРАЯ

ГРУППА. Не многочисленная,  2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены.

Эти дети не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам, забиваются в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом. Они молчат, не реагируют на предложения взрослого, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает сложно.

·

ТРЕТЬЯ ГРУППА. Общительные малыши, улыбаются, здороваются со

взрослым, берут инициативы общения в свои руки. Спешат рассказать

воспитателю, какие у него дома необыкновенные игрушки, животные, друзья, с удовольствием демонстрируют свои умения: самостоятельно едят, раздеваются, ожидают похвалы. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большее у них не хватает объема информации. Теперь, уже увидев издали здание детского сада, резко протестуют, по стилю поведения не отличаются от детей первой группы.

 

Характер и длительность адаптационно периода зависят:

  1. От индивидуально-типологических особенностей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой,

более длительное время привыкают, чаще болеют.

  1. От жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом

обследует незнакомую обстановку. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Проходит время и адаптационный

период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в

стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. У малыша появляется

аппетит, он принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда

съедает положенную норму. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может занять игрой. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и ночное время дома.

Педагогу, в поддержке ребенка в этот период, необходимо знать иерархию

потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации.

Ребенок и дети

Ребенок и ближайшее окружение

Ребенок и взрослые

Ребенок и мама

1 СТУПЕНЬ – ребенок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. В период привыкания малыша мы не имеем права отрывать ребенка от мамы, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностей.

2 СТУПЕНЬ – расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми. На этом этапе следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение

к которому со стороны мамы, помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца.

3 СТУПЕНЬ – проявление интереса к объектам и предметам ближайшего окружения. На эту ступень ребенок переходит сам с помощью мамы и воспитателя. Он переходит к детальному знакомству с объектами, предметами, с расположением и назначением каждого из подсобных помещений. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает на нее, не замечая никого и ничего вокруг, стремится завладеть ею и искренне удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с ним в единоборство. Отсюда и постоянные конфликты из-за игрушек. Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого еще мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при

Попытке другого ребенка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда воспринимают новенькую, ярко разодетую девчушку за интересную игрушку и могут потянуть за волосы, дернуть за руку.

4СТУПЕНЬ ребенок и сверстники. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьезных задач воспитательного процесса.

НЕ ВЛАДЕЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ МАЛЫШЕЙ, МЫ НЕВОЛЬНО СОВЕРШАЕМ РЯД ГРУБЕЙШИХ ОШИБОК.

  1. Н е п р и н и м а е м присутствия мамы в адаптационный период в группе с ребенком.
  2. Зная ведущую роль взрослого в развитии ребенка, в период адаптации забываем о ней. Оказавшись в незнакомой обстановке без близких ребенок мобилизует свои силы и самостоятельно пытается наладить контакт с незнакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за платье и т.д.). Взрослый, успокоив отчаявшегося, предлагает: «Смотри,

сколько у нас интересных игрушек!», перебрасывая малыша сразу на третью ступень. Еще сложнее, когда малыша перебрасывают сразу не четвертую ступень: «Смотри, сколько у нас детишек! И никто не плачет. Иди, поиграй с ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не двинется в сторону сверстников. На самостоятельную ориентировку в чужой для ребенка обстановке уходит от 1 до 6 месяцев.

  1. Если период адаптации начинается, когда группы еще полностью не открыты и адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а после адаптации отправляют в основную возрастную группу, то малыши повторно проходят испытания адаптацией, нарушается

первейшая задача дошкольного учреждения – заботиться о здоровье ребенка.

  1. Если взрослые в группе работают напряженно, без улыбок, речь скупа на эмоции –дети чутко улавливают настроение взрослых, заражаются им, но не находят успокоения в таком примитивном общении.

Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала группы, как у нас принято считать. Задача родителей правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать его в период адаптации. Задача воспитателей – помощь родителям легко адаптировать малышей.

Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, задачи, которые не всегда совпадают для родителей и воспитателей. Первый этап – подготовительный (4-5мес.) Второй – основной. Длительность зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью проблемы, чтобы не травмировать психику малыша, правильно ведут его до полного привыкания. На основном этапе успешность адаптации зависит и от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было с ним интересно, руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях выигрывает и ребенок и сами взрослые.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ

УСЛОВИЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

  1. Присутствие кого – либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания адаптационного периода.
  2. Придерживаться гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни:

· Первое знакомство с ДОУ, как правило, проходит на прогулке (предпочтительнее в вечернее время) и длится не более 30-40 минут. У каждого малыша свой ритм адаптации, с учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки.

· Прогулка для детей своеобразная передышка. Во-первых, они несколько

успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, надевают свою, знакомую. Во-вторых, на участке дети почти не плачут: в их жизненном опыте уже были и скамейка, и песочница. В-третьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним. Возвращение с прогулки – это опять поток слез, поэтому лучше всего на таком эмоционально положительном всплеске расстаться с малышом, передав его маме.

· Завтрак, обед и дневной сон

Должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.

  1. На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить на прогулку сразу после

завтрака, использовать игры на сближение, эмоциональное общение, подвижные игры, наблюдения.

  1. Воспитателю следует доброжелательно, без напряжения встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки - самоделки.
  2. С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Улыбка ребенка в период адаптации».

Выполнила: воспитатель 1 младшей группы Афанасьева С. С.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: адаптация детей к новым условиям ДОУ – трудная пора для детей, родителей и персонала групп. Малыши трудно переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке. Родителям тяжело видеть неутешное горе своего малыша, а воспитателю нужно все успеть сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика

новенького.

Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных от возраста ребенка. Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга, его манят «неизведанные

дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт. Ничего этого нет у крохи в возрасте до 3 – 3,5 лет. Некоторые дети испытывают неприятие, даже панику, когда чужой взрослый собирается взять его за руку. Находясь в нервном возбуждении, дети не чувствуют голода, а кормить насильно нельзя. Обилие игрушек,

множество полотенец и горшков, рычащих сливных бачков, комната с множеством кроватей – все это пугает малыша. Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило, через 3-4 дня ребенок заболевает. Находясь в группе сверстников, ребенок попадает в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Особенно часто болеют ослабленные дети. Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего

приема, тщательно обрабатывать не только посуду, горшки, но и игрушки.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

ПЕРВАЯ ГРУППА. Большинство детей резко отрицательно и бурно

выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

ВТОРАЯ

ГРУППА. Не многочисленная,  2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены.

Эти дети не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам, забиваются в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом. Они молчат, не реагируют на предложения взрослого, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает сложно.

ТРЕТЬЯ ГРУППА. Общительные малыши, улыбаются, здороваются со

взрослым, берут инициативы общения в свои руки. Спешат рассказать

воспитателю, какие у него дома необыкновенные игрушки, животные, друзья, с удовольствием демонстрируют свои умения: самостоятельно едят, раздеваются, ожидают похвалы. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большее у них не хватает объема информации. Теперь, уже увидев издали здание детского сада, резко протестуют, по стилю поведения не отличаются от детей первой группы.

Характер и длительность адаптационно периода зависят:

  1. От индивидуально-типологических особенностей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой,

более длительное время привыкают, чаще болеют.

  1. От жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом

обследует незнакомую обстановку. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Проходит время и адаптационный

период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в

стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. У малыша появляется

аппетит, он принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда

съедает положенную норму. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может занять игрой. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и ночное время дома.

Педагогу, в поддержке ребенка в этот период, необходимо знать иерархию

потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации. 

Ребенок и дети

Ребенок и ближайшее окружение

Ребенок и взрослые

Ребенок и мама

1 СТУПЕНЬ – ребенок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. В период привыкания малыша мы не имеем права отрывать ребенка от мамы, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностей.

2 СТУПЕНЬ – расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми. На этом этапе следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение

к которому со стороны мамы, помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца.

3 СТУПЕНЬ – проявление интереса к объектам и предметам ближайшего окружения. На эту ступень ребенок переходит сам с помощью мамы и воспитателя. Он переходит к детальному знакомству с объектами, предметами, с расположением и назначением каждого из подсобных помещений. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает на нее, не замечая никого и ничего вокруг, стремится завладеть ею и искренне удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с ним в единоборство. Отсюда и постоянные конфликты из-за игрушек. Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого еще мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при

Попытке другого ребенка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда воспринимают новенькую, ярко разодетую девчушку за интересную игрушку и могут потянуть за волосы, дернуть за руку.

4СТУПЕНЬ  ребенок и сверстники. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьезных задач воспитательного процесса.

НЕ ВЛАДЕЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ МАЛЫШЕЙ, МЫ НЕВОЛЬНО СОВЕРШАЕМ РЯД ГРУБЕЙШИХ ОШИБОК.

  1. Н е п р и н и м а е м присутствия мамы в адаптационный период в группе с ребенком.
  2. Зная ведущую роль взрослого в развитии ребенка, в период адаптации забываем о ней. Оказавшись в незнакомой обстановке без близких ребенок мобилизует свои силы и самостоятельно пытается наладить контакт с незнакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за платье и т.д.). Взрослый, успокоив отчаявшегося, предлагает: «Смотри,

сколько у нас интересных игрушек!», перебрасывая малыша сразу на третью ступень. Еще сложнее, когда малыша перебрасывают сразу не четвертую ступень: «Смотри, сколько у нас детишек! И никто не плачет. Иди, поиграй с ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не двинется в сторону сверстников. На самостоятельную ориентировку в чужой для ребенка обстановке уходит от 1 до 6 месяцев.

  1. Если период адаптации начинается, когда группы еще полностью не открыты и адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а после адаптации отправляют в основную возрастную группу, то малыши повторно проходят испытания адаптацией, нарушается

первейшая задача дошкольного учреждения – заботиться о здоровье ребенка.

  1. Если взрослые в группе работают напряженно, без улыбок, речь скупа на эмоции –дети чутко улавливают настроение взрослых, заражаются им, но не находят успокоения в таком примитивном общении.

Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала группы, как у нас принято считать. Задача родителей правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать его в период адаптации. Задача воспитателей – помощь родителям легко адаптировать малышей.

Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, задачи, которые не всегда совпадают для родителей и воспитателей. Первый этап – подготовительный (4-5мес.) Второй – основной. Длительность зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью проблемы, чтобы не травмировать психику малыша, правильно ведут его до полного привыкания. На основном этапе успешность адаптации зависит и от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было с ним интересно, руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях выигрывает и ребенок и сами взрослые.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ

УСЛОВИЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

  1. Присутствие кого – либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания адаптационного периода.
  2. Придерживаться гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни:

 Первое знакомство с ДОУ, как правило, проходит на прогулке (предпочтительнее в вечернее время) и длится не более 30-40 минут. У каждого малыша свой ритм адаптации, с учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки.

 Прогулка для детей своеобразная передышка. Во-первых, они несколько

успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, надевают свою, знакомую. Во-вторых, на участке дети почти не плачут: в их жизненном опыте уже были и скамейка, и песочница. В-третьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним. Возвращение с прогулки – это опять поток слез, поэтому лучше всего на таком эмоционально положительном всплеске расстаться с малышом, передав его маме.

 Завтрак, обед и дневной сон

Должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.

  1. На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить на прогулку сразу после

завтрака, использовать игры на сближение, эмоциональное общение, подвижные игры, наблюдения.

  1. Воспитателю следует доброжелательно, без напряжения встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки - самоделки.
  2. С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"

Эта статья поможет воспитателям в работе с детьми раннего возраста,а именно в период адаптации малышей....

Консультация для воспитателей: "Игровая деятельность в период адаптации в детском саду"

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и &qu...

Консультация "Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации детей к детскому саду".

Период адаптациии сложный этап в жизни не только детей раннего возраста, но и их родителей. Как сделать так, чтобы адаптация прошла успешно, дети чувствовали себя комфортно в новой обстановке, о родит...

Общение воспитателя с ребенком в период адаптации в ДОО.

Обшение воспитателя с ребенком в период адаптации в ДОО. Консультация для воспитателей в группе раннего возраста....

Общение воспитателя с ребенком в период адаптации

Самый трудный момент для ребенка и мамы – расставание в первые дни посещения яслей. Если мама не может остаться с малышом, его переход в группу в любом случае должен быть постепенным. Вос...

Методический кейс: для Вас родители "Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"

Методический кейс: для Вас родители "Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"...