Доклад на конференцию.
методическая разработка
Доклад на августовскую конференцию на тему: "Игра - как средство воспитания интереса детей к природе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - как средство воспитания интереса детей к природе
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими видами деятельности.
Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координаций, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость.
В сюжетно - ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры.
Существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретенные знания о ситуациях, развивают их память, внимание.
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в его играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Он начнет из кубиков строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослый может, как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает её новыми игровыми действиями.
Способов развития и углубления содержания игры может быть много. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра - это серьёзное дело: в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество. Деликатное (игровое) вхождение в игру взрослых обобщает её содержание, улучшает отношения с ребенком.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени, на досуге, взрослые играют с ребенком в эти игры в соответствии с правилами. Игры помогают запомнить названия животных и растений. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вмести вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нарисованы цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру. Малышу 3-4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контору – это улучшит восприятие их формы. Затем хорошо было бы вместе рассмотреть кубики. Взрослый обращает внимание на то, что на каждой стороне кубика нарисованы детали разных картинок. Далее взрослый учит малыша « как, глядя на картинку – образец, повернуть все кубики так, чтобы их верхняя сторона отображала детали этой картинки». Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели.
Нередко бывает так: мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.
- Давай с тобой поиграем, говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать «вкусные» загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.
Она кладет ему в рот кусочек морковки, которую режет для супа. Внук отгадывает, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Аналогичным образом ребенку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию».
Можно поиграть в словесные игры и загадки - описание – они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, на прогулке, по пути домой и прочих ситуациях взрослые предлагают поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы; в доме – комнатные растения, фрукты, овощи и т.д.
Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках: восприятие, речь, умение анализировать и описывать; учат обобщать явление, классифицировать предметы. Вот некоторые из них:
- Когда это бывает?
- Что бывает круглое в природе?
- Что бывает желтое в природе?
- Что третье?
- Назови одним словом.
С детьми 3-4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движениями.
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых сведениях. Тогда у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена. Из них можно много придумать поделок, добавив другой подручный материал. Ценно не только изготовление поделок, но их обыгрывание - это и знакомые сказки, а так же можно придумать свои - новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад к конференции
доклад...
доклад к конференции
доклад...
Доклад на конференцию "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольника"
Доклад на научно - практическую конференцию (с международным участием) "Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях развития системы дополнительного образования дет...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Мой доклад на конференции «Преемственность работы дошкольного отделения и начальной школы в соответствии с ФГОС ДО» 03.02.2016
Профилактика нарушения письменной речи в дошкольном возрасте Уклад в современных семьях за последние десятилетия изменился: теперь на вершине семейной иерархии кроха. Взрослые потакают ему, тем б...
Доклад для конференции педагогических работников " ФГОС дошкольного образования от идеи до воплощения"
Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к професс...