Психические особенности развития детей в возрасте 5-6 лет в игровой деятельности
консультация (старшая группа)

Екимова Марина Дмитриевна

консультация для родитей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskie_osobennosti_razvitiya_detey_5.docx125.07 КБ

Предварительный просмотр:

Психические особенности развития детей 5-6 лет в игровой деятельности

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.

Игра - является ведущим видом деятельности ребенка и напрямую связана с развитием психических процессов. В игровой деятельности развиваются психические процессы как:

произвольное внимание, произвольная память, восприятие, мышление, воображение, совершенствуется речь, фонематический слух, поведение, рефлексия.

У детей в возрасте 5-6 лет возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от не произвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.

Начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов, происходит систематизация представлений. Дети различают и называют основные цвета и их оттенки и промежуточные цветовые оттенки. Различают форму геометрических фигур: овалов, квадратов, прямоугольников и треугольников. Воспринимают величину объектов, выстраивают в ряд по возрастанию и убыванию – до десяти различных предметов.

Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств: развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений, совершенствуется способность к обобщению, что является основой для формирования словесно-логического мышления. Объекты группируются по существенным признакам, которые могут изменяться.

Пробуждение фантазии у ребенка характерно для 5-6 лет. В игровой деятельности, где он действует увлеченно, особо проявляется воображение ребенка. Развитие воображения обусловливает возможность сочинения детьми интересных и последовательно разворачивающихся ситуаций, сюжетов, историй.

Развиваются речевые навыки, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи в сюжетно-ролевой игре и так же в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. Дошкольники могут рассказывать по картинке, пересказывать рассказ, передавая не только главное, но и детали.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Именно в игровой деятельности складывается механизм управления своим поведением, а также подчинение общим правилам игры.

Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – способность анализировать свои действия, поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же действиями, поступками, мотивами других людей.

В дошкольном возрасте заметное место занимают подвижные, познавательные, сюжетно-ролевые игры.

Подвижные игры с правилами («кошки-мышки», «прятки», «море волнуется» и т.д.) представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуацией и развернутыми правилами. Главный смысл таких игр – достижение цели в условиях строгого выполнения правила, обязательного для всех ее участников игры. Здесь в центре внимания находится правило, при нарушении которого  игра разрушается.

Дидактическая игра одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения, который поможет сделать постепенным переход от игровой деятельности к обучающей. Состоит она из дидактической задачи, игровых действий, правил и результата. Примером могут послужить игры, в которых выполняются действия по образцу или поиск новых действий, закрепляются определенные навыки. Дидактические игры    приучают   детей   самостоятельно мыслить,  формирует коммуникативные навыки.

Результативные игры  состоят в достижении результата, где выявляется уровень развития определенной способности, умения, навыка ребенка. Результативные игры  дают возможность ребенку осознать свои возможности и умения, обеспечивает формирование адекватной самооценки.

 Игры-драматизации представляют собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры. Жесткость сценария может быть различной: от драматизации сказки, рассказа, истории с полным и точным воспроизведением сюжетной линии, последовательности событий и действий героев, их характера и отличительных черт, чувств и переживаний до свободного развития сюжетных линий исходного литературного материала.

Сюжетно-ролевые игры их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет строго определенный набор действий, а самостоятельно моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет («семья», «поликлиника» и т.д.). В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников. Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Предметы заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых  свойствах предмета, ребенок по новому осмысливаемых через замещение. Таким образом, происходит формирование воображаемой ситуации, где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Взаимоотношения детей носят вполне реальный характер. Очень большое влияние оказывает игра на развитие коммуникативных навыков речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка определенного уровня развития речевого общения.

Игра оказывает большое внимание на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами ребёнок учится мыслить о реальном предмете. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека. Игровая ситуация требует от каждого участника определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие речи, формирует коммуникативные навыки.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/164147/pub_5d3ab5d295aa9f00ae398eb2_5d3ab72cf2df2500aca399da/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и психические особенности развития детей 2-3 лет

Вашему вниманию представляется работа на тему: "Возрастные и психические особенности развития детей 2-3 лет". Надеемся, что данная работа пригодится вам в работе и в учёбе....

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста  двигательных умений в процессе игровой деятельности ...

«Особенности приобщения детей к здоровому образу жизни через двигательно-игровую деятельность»

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения &nda...

Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....

Развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе познавательной деятельности с использованием игрового набора "Дары Фрёбеля" (Тема: "Посуда")

Учебно-наглядное пособие адресовано педагогам и специалистам дошкольных учреждений для образовательной работы с воспитанниками ОВЗ (от 4 до 6 лет).Данный материал может быть использован для развития с...