Статья. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС
статья (средняя группа)
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_v_dou_v_usloviyah_fgos.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство любви к Родине - это патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса патриотического воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, инициативны, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
За последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения Родины, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Современные дети мало знают о своей малой Родине, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения. В воспитании гражданина и патриота своей Родины – важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего гражданина своей страны.
Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие познавательного интереса, уважения к Родине, её историко-культурному наследию.
Задачами данного направления являются: развитие у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека и представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО устанавливает следующие формы работы с детьми: увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов) в соответствии с темами НОД; работа с родителями; экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности - в образовательной и игровой, в труде и быту.
Для нравственного-патриотического воспитания важно обращение к прошлому своей страны, ее истокам – культурному наследию. Недаром старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». В изучении историко-культурного наследия страны помогают:
1. Фольклор. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2. Близкое окружение. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) разъясняются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что наша страна одержала победу в Великой Отечественной Войне потому, что мы любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
В нашем дошкольном учреждении разработаны и реализованы следующие мероприятия и проекты: «Наша Родина - Россия», «Столица нашей Родины - Москва», «Санкт-Петербург – он Петра царя творенье», «День Победы: Никто не забыт и ничто не забыто!», «Золотое кольцо России», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества», «День семьи», «День космонавтики», «Конкурс чтецов», «Женский день», «День матери» и т.д. В рамках каждого мероприятия или проекта используются такие методы как: беседа, художественный труд (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.д.), чтение художественной литературы, игры, информационно-коммуникативные технологии и т.д.
Особое место занимает тема Великой Отечественной войны. В современном обществе, эта тема способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому ей уделяется особое внимание. Ежегодно мы с воспитанниками поздравляем ветеранов, посещая их на дому, готовим для них подарки своими руками, учим песни военных лет, смотрим мультипликационные фильмы и видеоролики о войне, читаем произведения о войне. Также дети рассказывают о своих родных, которые принимали участие в военных действиях (рассказы составлены совместно с родителями). Вместе с родителями воспитанники принимают участие в праздничном параде ко Дню Победы, многие идут в «Бессмертном полку», участвуют в возложении цветов. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
В нашей группе регулярно проводятся мероприятия в формате непрерывной образовательной деятельности, с участием родителей воспитанников например, проводились открытые занятия по темам «День космонавтики» и «8 марта», в котором принимали участие родители воспитанников.
В группе создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. В рамках физического развития проводятся образовательно-досуговые мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества». На этих мероприятиях проводятся эстафеты, перетягивания канатов, задания на меткость и т.д.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без установления тесной связи с семьёй.
Совместно с родителями организовываются выставки к праздникам, лучшие работы отправляются на районные выставки. Так же родители вместе с детьми участвуют в конкурсах. В рамках детско-родительских проектов к Новому году в группе был проведен мастер-класс, на котором родителям было предложено изготовить совместно со своими детьми поделки из ткани и ниток для украшения группы к празднику.
Подготовка ко Дню Победы так же проходит с участием родителей: составляются рассказы о родственниках, участвующих в боевых действиях, дети и родители вместе идут на парад.
Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества и 8 марта для воспитанников старшей и подготовительной группы мы организовываем в виде соревнований, в котором папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах. Такие спортивные формы проведения праздников воспитывают чувство коллективизма, патриотизма, формируют интерес к выполнению физических упражнений, развивают основные физические качества, приобщают к традициям большого спорта.
Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что все мероприятия в группе проводятся с использованием информационно-коммуникативных технологий. Для этого созданы презентации по заданной тематике, подобраны аудиозаписи, фотографии.
Уверена, что проводимая работа помогает воспитанникам развивать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, учит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Накопленный опыт работы педагогами нашего дошкольного учреждения постоянно обобщается и представляется на сайте детского сада, конференциях, семинарах и т.д. За счет этого происходит активный обмен опытом с коллегами дошкольных учреждений.
Литература:
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация нравственно- патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...
«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»
«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО» Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, от...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС"
Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых заключается в системном воспитании у маленького гражданина национального самосознания, а также чувства ответственнос...
«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как: любовь к семье, родным местам,...
Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)
Опыт работы по теме. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как: любовь к ...
«Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», выступление
Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»,...