Статья "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых заключается в системном воспитании у маленького гражданина национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patprioticheskoe_vospitanie.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Крюковских С.М. воспитатель
ГБДОУ детский сад №53 Колпинский район
Санкт-Петербург
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС
В современном мире высоких скоростей и новейших технологий у родителей не всегда хватает времени и желания для воспитания у своего ребёнка чувства любви к родному краю, родной стране. В этих условиях, формирование полноценного, эмоционально яркого образа Родины, становится задачей воспитателей и педагогов. Необходимо, чтобы дети научились быть внимательными, заботливыми, благодарными, учились быть бескорыстными, могли бы не только брать, но и отдавать.
Нравственно-патриотическое воспитание — это мероприятия, главная цель которых заключается в системном воспитании у маленького гражданина национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогами.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое население.
Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.
Познание мира начинается с восхищения: будь то увиденная радуга, на прогулке с мамой, или сверкающий в утренних лучах снег, который он увидел по дороге в детский сад, или волнующие душу до слёз, звуки торжественного марша во время парада в День Победы. Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотических чувств. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Маленький человек должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, кто любит её и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.
Патриотическое воспитание для дошкольных образовательных учреждений предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным историческим прошлым и героическими личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней, без излишнего пафоса любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы или городу. Формирование таких чувств - станет первым, самым важным шагом на пути воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми банальными фразами, а наполнятся подлинным смыслом.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.
ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами.
«Социально-коммуникативное развитие» эта область поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
«Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
«Художественно-эстетическое развитие» поможет выразить свои впечатления, расскажет о великих художниках и их картинах воспевающих красоту Родины и подвиг россиян, о известных композиторах и их гениальных произведениях.
Сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
Для реализации требований ФГОС работа с детьми должна быть:
целенаправленной (любая работа, с детьми должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны);
систематической (работа проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник ко Дню Победы, посвящённый песням военных лет);
всеобщей (решение воспитательных задач происходит на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).
Внедрения в практику патриотического воспитания малышей включает три этапа, каждый из которых решает определённые задачи.
Первый этап – знакомство с понятиями и предметами близкого окружения. Целью служит воспитание уважения к труду, в том числе знакомство с народным творчеством, местными художественными промыслами; знакомство с людьми, прославившими страну; воспитание дружественного отношения к другим народам.
Следующий этап – знакомство с жизнью общества страны. Этот этап нацелен на воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны через знакомство с памятными датами и национальными праздниками; бережное отношение к труду сограждан; расширение представлений о стране, родном городе, столице, а также государственной символики; изучение достопримечательностей города, памятников архитектуры, истории названий улиц.
Третий этап это знакомство с местной природой. Цель этого этапа – воспитание любви к окружающей природе; изучение подходов к сохранению окружающего растительного и животного мира; воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны природы родного края.
Эти этапы и цели одинаковы на всех ступенях дошкольного образования, то есть в младшей, средней и старшей группах. Отличия только в объёме содержания, а также в выборе тех или иных форм, определяемых методическим советом, который опирается на систему работы детского сада. Это могут быть и тематические занятия, и беседы о родном крае, природе, знаменитых людях. А так же чтение книг, подборка стихотворений и песен,
просмотр научно-популярных фильмов и передач. Такой формой могут быть различные игры, посещение выставок и библиотеки, составление альбомов, разнообразные проекты и т.д.
Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию - например, в совместной подготовке тематических утренников или проектов, выставок, поделок. Патриотическое воспитание предусматривает работу с сотрудниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).
Литература
Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация нравственно- патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...
«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»
«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО» Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, от...
«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как: любовь к семье, родным местам,...
Статья. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС...
Нравственное-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы)
Опыт работы по теме. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно складывается из таких составляющих как: любовь к ...
«Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», выступление
Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»,...