Обучение финансовой грамотности
статья (старшая группа)
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, я считаю, что лучше эту проблему раскрыть через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_finansovoy_gramotnosti.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение финансовой грамотности
Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране.
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании детей дошкольного возраста?
В изменяющихся условиях общественной жизни, учитывая требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников детского сада, экономическое образование и воспитание следует начинать уже с дошкольного возраста.
Педагоги и родители стремятся к поиску наиболее эффективных средств для осуществления экономического воспитания дошкольников. На мой взгляд, одним из таких средств может стать детская литература, но её потенциал в решении данной проблемы используется недостаточно.
Чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, я считаю, что лучше эту проблему раскрыть через сказку.
Новизна состоит в подборе сказок с экономическим содержанием и использовании сказки в экономическом воспитании дошкольников.
Сказку можно рассматривать как мини-программу по ознакомлению детей с экономическими понятиями. Для эффективного знакомства детей с экономическими понятиями целесообразно использование элементов современной образовательной технологии «Продуктивного чтения - слушания».
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна.
В современных образовательных программах для дошкольных учреждений содержится только отдельный материал, который может быть использован при формировании основ экономической культуры детей, он разбросан по разным разделам, и не систематизирован в отдельный раздел.
Вопросы об экономическом образовании и воспитании подрастающего поколения не раз освещались в периодической печати, документах, книжных изданиях, методических рекомендациях по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ, пособиях для родителей и работников ДОУ.
Многообразие форм работы с детьми по экономическому воспитанию потребовало систематизации материала, освещение специфики содержания и методов педагогической работы с детьми. Следствием этого явились парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников.
Современные экономические программы, методические пособия, периодические издания не в полной мере помогают педагогам в работе по формированию основ экономической культуры дошкольников в условиях развивающего обучения. Но они подтверждают, что в современном обществе актуальной является потребность в формировании экономической культуры дошкольников.
Перспективным средством работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников может стать, на наш взгляд, детская литература. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности. Но в методических пособиях и изданиях вопросы использования произведений детских писателей в качестве средства экономического воспитания дошкольников практически не рассматриваются. Поэтому мы в своей работе стремимся доказать возможность использования и эффективность применения детской литературы в решении данной проблемы.
Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.
Среди средств экономического воспитания важное место, на наш взгляд, занимает детская литература. Особое значение следует отводить сказке, как жанру наиболее доступному детям дошкольного возраста. При работе со сказкой можно использовать самые разные методы работы .
В методах отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчинённая решению задач.
Одни авторы рассматривают сказку как средство, а другие как метод. Мы рассматриваем сказку в качестве средства экономического воспитания, в работе с которым используем разнообразные методы работы.
Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Л.М. Гуревич, О.Н. др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).
Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М.Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.
Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
- разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.).
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Нами выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий.
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы использовали народные и авторские сказки
Сказка действительно является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.
Итак, мы изучили теоретические основы экономического воспитания дошкольников и выделили, что основными педагогическими условиями ЭВ дошкольников на основе сказок являются:
- Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
- Организация комплексной работы со сказкой;
- Создание экономической разевающей среды в дошкольном учреждении;
- Подбор сказок в соответствии с блоками:
- «Труд – продукт (товар)»;
- «Деньги, цена (стоимость)»;
- Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».
Таким образом, возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки, и играют важную роль в экономическом воспитании дошкольников.
И если сегодняшние дошкольники научатся смолоду рационально расходовать имеющиеся средства, составлять личный бюджет, бюджет своей семьи, разумно удовлетворять свои возрастающие потребности, то это будет способствовать формированию молодой свободолюбивой и экономически грамотной личности.
Прежде всего, перед тем как начать работу с детьми по ЭВ, необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и оборудовать педагогический процесс так, чтобы разнообразный наглядный материал (альбомы, книги, предметы, игрушки) иллюстрировал обсуждаемые экономические вопросы. Я, как педагог, своим примером, буду показывать детям образец поведения «разумного хозяина», бережно относящегося к вещам, умело оценивающего предложения и поступки детей с позиции экономической целесообразности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста
В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....
Мероприятие «Обучение финансовой грамотности» в подготовительной группе
Цель – способствовать формированию у детей понимания основных экономических понятий через игровую деятельность.Задачи: -продолжать учить основы финансовой грамотности в игровой форме...
ОТЧЕТ ПО ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ детей старшей группы с презентацией
Презентация и текст отчета за учебный год по обучению финансовой грамотности детей содержит: фотографии, Актуальность проблемы, Цель, Задачи, Перечень используемых дидактических материалов, технически...
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Магазин"
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Магазин"- расширение представлений о продуктовом магазине;- уточнить представления о многообразии продуктов и ...
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....