Азбука духовной жизни и воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкально- театрального творчества»
статья
Духовность – свойство природы человека, это то уникальное и исключительное, важнейшее, что даже трудно определить словами. Отличительная черта духовного человека- это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим с собой и миром, в котором живет такая личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 27.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Солнышко» г.Волжск РМЭ
«Азбука духовной жизни и воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкально- театрального творчества».
подготовила Дмитриева С.Г.
музыкальный руководитель
2019
Духовность – свойство природы человека, это то уникальное и исключительное, важнейшее, что даже трудно определить словами. Отличительная черта духовного человека- это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим с собой и миром, в котором живет такая личность.
Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным.
Духовные знания освящают общую картину мира, общие законы природы и общества. Иными словами духовность – это любовь, доброта, красота, творчество, знания и свет, который несет человек, обладающий этим качеством души.
Одним из эффективных средств формирования духовности является искусство. Духовное искусство согрето любовью к людям, направлено к душе человека и одновременно соединяет его с Большим Миром- с Богом.
Вера, совесть, святость, целомудрие, самоотвержение, чистота, смысл- это все одно разными словами, являющее миру близость к Богу по заповеди: «Ищите же прежде Царство Божия и правды Его…».
/ Мф. 6:33 /
В.А.Сухомлинский пишет: « Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей…от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».
Человек как храм закладывается в детстве. Ибо жажда света, правды, добра, духовной любви, справедливости, истины, красоты – а это все имена Божии – вложена в человека как его суть. В классической музыке есть то, что способно ответить этой жажде света. На церковном языке влекущая ввысь сила Божия именуется призывающей благодатью. Мы явственно слышим её, особенно в русской музыке. Путь воздействия музыки своеобразен. Она обладает своим « языком», «своей речью». Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребёнке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и « рассуждать» в ней.
Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная- вот «портрет» души маленького человека.
Из опыта работы я прочувствовала, что творческое развитие индивидуальности каждого ребёнка и духовно- эмоциональных контактов между ним и взрослым, а также другими детьми требует существенного обновления характера жизни ребёнка в детском саду, построение условий для свободного общения, для раскрепощения личности ребёнка.
Более десяти лет назад в нашем детском саду « Солнышко» началась работа по применению православного подхода в духовно- нравственном воспитании дошкольников, а именно- с организации кружка по духовно – нравственному воспитанию «Истоки», вокального кружка «До- ми - солька» и музыкально- театральной студии «Добрые соседи», руководителем которых я и являюсь. Занятия по работе кружков и студии я провожу в музыкальном зале, т. к. на протяжении нескольких лет музыкальный зал эстетично оформлялся и оборудовался: сейчас он представляет собой театральную сцену с двумя парами штор свободно двигающимися по гардинам и отделяющими сцену от зрительного зала; ковровые покрытия и шторы на окнах в продуманной цветовой гамме. Музыкальный зал богато оснащён декорациями и мобильным оборудованием для музыкально- театральных спектаклей и свободного творчества детей, а также полным набором музыкальных инструментов: от простейших ударных и духовых инструментов до струнных и клавишных доступных для детского музыцирования. Изначально я учу каждого ребёнка осмысленно относиться к звуку и ритму: слежу за тем, чтобы действия ребёнка не были хаотичны, тогда одновременно с музыкальными впечатлениями ребёнок получает и важнейшие уроки организации своей деятельности. Святитель Григорий Нисский советует именно у музыки учиться тому, « чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряжённости».
Удивительно, но именно музыка приучает детей к послушанию, к естественному подчинению своей воли высшей закономерности. Я стараюсь, чтобы мои творческие занятия с детьми были неформальными, проходили в непринуждённой обстановке, в свободном общении с ними. Для того, чтобы их сделать как можно более привлекательными и интересными я использую в своей работе «Детский музыкальный катехизис», который охватывает наиболее яркие моменты жизни ребёнка в течение календарного церковного года. Здесь и церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, Покров. Вместе с детьми мы много придумываем, фантазируем, сочиняем, рассказываем маленькие истории по сюжету песни и инсценируем её, распределяя роли по желанию детей; определяем характеры персонажей в спектакле и обыгрываем их, подбирая нужную интонацию и характерные движения. Выбираем музыкальные инструменты: для восточного танца- этнические барабаны /на них исполняли мальчики/, металлофоны для воспроизведения звуков природы, треугольники и колокольчики для создания особой фантастической атмосферы в сказочном спектакле, различные дудки, свистульки, флейты, маракасы, трещётки, ложки, калатушки и тому подобное. Такой оркестр, несомненно, приносит большую пользу и радость его участникам. Подрастая, наши дети всё больше открывают для себя прекрасный Божий мир. Пёстрый мотылёк и румяное яблоко на ветке; снежинка, тающая на ладошке, и причудливые узоры инея на стекле; косматая грива лошадки и неугомонный щебет птиц; осенние лужи и весенняя капель; любящие мамины глаза и огонёк свечи в храме; колокольный звон и ликующее «Христос Воскресе!»- всё это наполняет душу радостью и благодарностью Создателю. В слове, красках и звуках музыки отражает маленький человек открывшийся ему Небесный свет. Но эти природные свойства детской души требуют развития и вдумчивого руководства со стороны взрослого.
Я понимаю, что в своей кружковой и студийной работе с детьми, как педагог- музыкант, как личность, призвана окружить моих маленьких воспитанников благодатными впечатлениями, напитать их душу, помочь творческим устремлениям, чтобы чистый родник не был завален разнообразным эстетическим мусором и не иссяк. Ведь то, что усвоено в детстве, остаётся с человеком на всю жизнь.
Определившись с мнением родителей, согласовав свои действия с ними, мы наладили тесное сотрудничество с Воскресной школой при храме «Всех скорбящих Радость», с настоятелем храма протоиреем отцом Александром (Михайловым). С детьми подготовительной группы мы полюбили посещать пятничные службы в храме. Беседы с отцом Александром об истинном смысле жизни за дружеским чаепитием в трапезной, прогулки по летнему садику храма среди цветущих до поздней осени роз и вечно голубых елей, наблюдение за золотыми рыбками в маленьком пруду и многое- многое ещё…Рассказанные детям просто, ясно и наглядно события из Священного Писания, посещения храма и участие в таинстве Причастия, сопровождаемое молитвенным пением церковного хора на клиросе,- каждое впечатление глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум. Оставляет в детской душе чистое чувство, которое, хочется верить в это, не останется бесплодным и в последующие годы - в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.
Когда мы приходим с детьми в храм на литургию, когда они видят там образ Богородицы с Младенцем, когда они видят распятого Христа, когда они ставят свечку за бабушку, когда мы говорим с ними о предательстве, о жертвенной любви, о смерти, принятой Христом за всех нас,- вот тогда они учатся любить и сострадать, учатся жить.
Ежегодно дети, посещающие духовный кружок «Истоки», принимают самое активное участие в городских музыкальных фестивалях, конкурсах, выставках художественного творчества, посвященные православным праздникам: «Покров Богородицы», «Рождество Христово», «Пасха».
Совмещение работы музыкально- театральной студии «Добрые соседи» и кружков «Истоки» и «До-ми- солька» привело к созданию детских музыкальных спектаклей: «Русская сказка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Муха-цокотуха», «Кот в сапогах», «Дикие лебеди», «Спящая красавица», «Стрекоза и муравей», «Пушкиниана», «Теремок».
А также музыкальные спектакли на христианскую тематику: «Почему Божью коровку назвали Божьей», «Снежная королева» (в оригинале) Г.Х.Андерсена, достаточно трудоёмкий спектакль «Царь Иудейский» К.К.Романова, также «Притчи», «Крещение Руси князем Владимиром» и последняя наша работа с детьми в этом году- не менее трудоёмкий музыкальный спектакль «Евангелие от детей».
Эти спектакли имели особенный резонанс среди самих детей, их родителей и педагогов города. Театр с его чудесами и тайнами- это волшебная игра, участвуя в которой, все дети могут передать свои желания, эмоции, чувства. В «Снежной королеве» Герда (Диана К.) пела псалом младенцу Христу, импровизируя мелодию, читала молитву «Отче наш». В драме «Царь Иудейский» дети исполняли песнопение «Достойно есть» греческого распева, хореографическую композицию «Сотворение мира», музыка Т.Альбиони 18 век. В музыкальном спектакле «Евангелие от детей» разучивали духовные песни, евангельские притчи, заповеди Блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа, сложные диалоги, народный еврейский танец и свободную хореографию, элементы инсценирования и драматизацию. Яркие декорации, костюмы, духовная музыка, сопровождающая как фон отдельные сцены спектакля, духовное пение и духовная поэзия, сложная и необычная хореография в спектакле эмоционально обогащают и благотворно воздействуют на каждого ребёнка. Результат всегда впечатляющий. В процессе работы над спектаклем я наблюдала с каким огромным желанием дети погружаются в атмосферу действия, как заново проживают евангельские события, случившиеся более две тысячи лет назад: поют и танцуют, эмоционально общаются в диалогах, грустят и печалятся, трагически переживая распятие и смерть Христа, радуются и торжествуют о Его Воскресении, которое есть предмет постоянного торжества Церкви, неумолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.
Музыка и пение издревле являлись искусством одухотворения, искусством «взращивания ростков веры, надежды и любви». По словам Варсонофия Оптинского,- «музыка способствует развитию восприятия духовной жизни». Музыкально развитый человек, несомненно, обладает чуткостью души. Под влиянием полученных в детстве разнообразных впечатлений, привыкая к языку интонаций народной, классической и духовной музыки, различной по стилю, положительно развиваются психические процессы и свойства личности ребёнка, чище и грамотнее становится речь. Накапливается опыт восприятия музыки, постигается «интонационный» словарь разных эпох.
Композитор Г.Свиридов пишет: «Вера, совесть, святость, , самоотвержение, чистота, смысл- это всё одно разными словами. Россия и в светской культуре явила миру близость к Богу по заповеди: «Ищите же прежде Царство Божия и правды Его…» / Мф. 6:33/. В этом заключается великая объединяющая сила религиозной культуры. Человек мыслится в ней как часть огромного мироздания, как часть великой гармонии, которую нельзя разрушить. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим с собой и окружающим миром. Духовная музыка как синтез религии и искусства служит воспитанию в наших детях эстетики и нравственности. Глубина религиозных заповедей, обращённость духовной музыки к человеческой душе - все эти качества нравственной культуры не утратили своей огромной воспитательной ценности в наши дни, обретает особую актуальность. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования»,- так говорил Аристотель. Ибо жажда света, правды, добра, духовной любви, справедливости, истины, красоты - а это всё имена Божии - вложена в человека как его суть.
«Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщённость образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И.Чайковский.
А вот высказывание о влиянии музыки на структуры головного мозга современного крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Козиника,- «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинаёте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Энштейн со скрипкой; и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».
Немецкий философ двадцатого века Альберт Швейцер, давая определение нравстенности, писал: «Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются».
В заключении хочется сказать - чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И, в первую очередь, это нужно нашим детям, чтобы они выросли и не переставали нас радовать своими успехами, своей любовью и вниманием, да и просто своей человечностью, чтобы были наши дети благополучными во всех отношениях гражданами. От всего сердца я желаю этого своим дошколятам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством музыкально-художественного творчества
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под редак...
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность в тесном взаимодействии детского сада и семьи
Статья на конференцию...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...