Проект "Юные исследователи"
проект (подготовительная группа)
Проект «Юные исследователи».
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
- Развитие понимания взаимосвязей в природе.
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Направление деятельности:
- Поисковая деятельность.
- Опытно - экспериментальная деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Творческая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_issledovateli_2017.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г. Надым, Ямало – Ненецкий автономный округ, 629730
тел/факс:8(3499)52 – 52 – 10; 52 – 43 – 94,Е-mail: rodniknadym@mail.ru ОКПО 90908588,ОГРН 1118903001304,ИНН/КПП 8903031357/890301001
Познавательно-исследовательский проект:
«Юные исследователи»
Выполнила: воспитатель
Тагирова З.С.
Надым 2017г.
Проект «Юные исследователи».
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
- Развитие понимания взаимосвязей в природе.
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Направление деятельности:
- Поисковая деятельность.
- Опытно - экспериментальная деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Творческая деятельность.
Срок реализации проекта: долгосрочный, 1 год.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.
Актуальность.
Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность,
формирование элементарных математических представлений.
Гипотеза: мы предполагаем, что если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты:
У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в проведении опытно-экспериментальной деятельности. Расширяется кругозор, запас знаний. У родителей повысится уровень компетентности в вопросах детского экспериментирования. У педагогов повысится теоретический опыт и профессионализм,
внедряются современные формы и методы работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
Реализация проекта
- Подготовительный этап.
Анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
Основной этап.
- Скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды;
- разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия;
- осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знаний об окружающем мире.
Заключительный этап.
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
Комплексно – тематический план работы по проекту «Юный исследователь»
Сентябрь. | ||
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Тема: «Почва». | Экспериментирование с | Опыт: раздели слои почвы. |
Цель: уточнить состав и | почвой. | Вывод: почва состоит из |
значение почвы. | Образовательная | крошечных кусочков |
ситуация. | разрушенных или стершихся | |
Экспериментирование на | камней, перемешанных с | |
прогулке. | остатками умерших растений. | |
Тема: «Песок, глина – | Экспериментирование с | Дети называют сходства и |
наши помощники». | песком и глиной. | различия между песком и глиной. |
Песочные часы. | Образовательная | Вывод: песок сыпется, а глина |
Цель: уточнить | ситуация. | нет. |
представления о | Экспериментирование на | песок может двигаться |
свойствах песка и | прогулке. | |
глины познакомить с | ||
песочными часами. |
Октябрь | ||
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Тема: «Части тела человека». Цель: выяснить из каких частей и органов состоит тело человека. | Образовательная ситуация. Дидактическая игра. | Дети называют части тела и органы. Вывод: все части тела и органы выполняют различные функции. |
Тема: Чувства. Цель: познакомить с органами чувств и их функциями. | Образовательная ситуация. Прослушивание аудиозаписей. Дидактическая игра Экспериментирование Опыт: «Узнай на вкус». | Дети называют функции органов чувств. Вывод: все органы чувств взаимосвязаны и выполняют необходимые для жизнедеятельности функции. |
Ноябрь | ||
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Тема: «Мир ткани». Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Конструирование Дидактическая игра | Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. |
Тема: «Мир бумаги». Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Беседа | Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее. Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить. |
Декабрь | ||
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей». Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация- экспериментирование | Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется. |
Тема: «Металл и пластмасса». Цель: помочь определить свойства металла и пластмассы, изделий из металла и пластмассы. | Экспериментирование с предметами Опыт: «Тонет, не тонет». | Вывод: металлические предметы тяжелые, а пластмассовые легкие. |
Январь | ||
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Тема: «Какая бывает | Экспериментирование с | Вывод: вода – это жидкость |
вода?» | водой | прозрачного цвета, без запаха, не |
Цель: уточнить | Опыты: «Какая вода», | имеет вкуса. |
представления детей о | «Вода-растворитель», | |
свойствах воды: | «Фильтрование». | |
прозрачная, без запаха, | Дидактическая игра | |
имеет вес, не имеет | ||
собственной формы, вода- | ||
растворитель. | ||
Тема: «Снег, лед». Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха, выявить свойства снега | Опыты со снегом Образовательная ситуация Наблюдение на прогулке | Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед, снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый. |
Февраль | ||
Тема, цель. | Вид деятельности. | Выводы и примечания. |
Тема: «От зародыша до взрослого растения». Цель: закреплять представления о растениях, органах | Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация Опыт: «Движение воды по | Рассматривание схемы строения растения. Опыты: движение воды по растению, испарение воды. Вывод: растение дышит, питается, размножается. |
растений и их функциях. | растению». | |
Тема: «Жизнь растений». Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений и выявить значение тепла, влаги и света для роста растений. | Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация – экспериментирование Опыты: «Колпак», «Лабиринт». | Дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя растениями, одно из которых находится на свету и поливается, другое - без воды на свету, а третье – без воды и света. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте, растение без воды жить не может. |
Март | ||
Тема, цель. | Вид деятельности. | Выводы и примечания. |
Тема: «Воздух». Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха, формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха | Экспериментирование с воздухом. Образовательная ситуация. Наблюдение на прогулке за ветром. Опыты: «Почему не тонет?», «Надуй шарик», «Буря в стакане». | Вывод: воздух может быть чистым и грязным Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки. Определить силу ветра с помощью флюгера. |
Тема: «Термометр и | Экспериментирование с | Выводы: температуру измеряют с |
температура». | предметами | помощью термометра. |
Цель: Познакомить с | Образовательная ситуация | |
понятием «температура»; | ||
формировать | ||
представление о приборе | ||
для измерения | ||
температуры – | ||
термометре. |
Апрель | ||
Тема, цель. | Вид деятельности. | Выводы и примечания |
Тема: «Магнит и его свойства». Цель: познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт: «Собери металлические предметы». | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком |
магнитом, об их существенных признаках, выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание | Чтение художественной литературы | «-» - которые не взаимодействуют с магнитами. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов. |
Тема: «Компас». Цель: сформировать представления о компасе, учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт на прогулке | Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. |
Май | ||
Тема, цель | Вид деятельности | Выводы и примечания |
Тема: «На орбите». Цель: установить, что удерживает спутники на орбите, развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. | Земля. Космос. Опыт: «День - ночь». Образовательная ситуация | Вывод: когда предметы крутятся, они не падают. |
Презентация проекта «Юные исследователи» |
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей.
- Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности
ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Экспериментируем дома».
- Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
- Наглядная информация.
- Обмен опытом.
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- Иванова И.А. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- Веракса Н,Е., Галимов О.Р., «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» - Москва: Мозаика-синтез 2016.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санк-Петербург Детство-Пресс 2011.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
- Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- Большая энциклопедия для дошкольника. – В. Лаптева, И. Лебедева, перевод, 1998 – ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...