ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Активизация словаря для детей 3-5 лет»
методическая разработка (средняя группа)

Чумакова Анастасия Владимировна

дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ушьинская средняя общеобразовательная школа»

План самообразования

 "Активизация словаря детей 3-3 лет"

                      Составила:

Чумакова Анастасия Владимировна воспитатель МБОУ «Ушьинская СОШ"

д.Ушья, 2018 г.

Тема: Активизация словаря детей 3-4 лет.

Сроки реализации: работа начата в сентябре 2018 года, планируется закончить в мае 2020 г.

Цель: - изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. - расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)

 Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и р-на;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

- совместная работа с родителями (проведение совместного проекта: создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы), организация тематических выставок «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья»;

- подбор методических пособий и дидактических игр по теме;

- обобщение результатов на заседании МО.

 Практический выход: семинар – практикум.

 Отчет о проделанной работе:

- сообщение на МО;

- презентации по лексическим темам: «Отгадай загадку. Овощи», «Отгадай загадку. Фрукты», «Угости соком…», «Новогодний калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Зима, зимние забавы, Олимпиада 2014», «23 февраля для малышей», «Домашние животные».

- знакомство с «Моей первой энциклопедией».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Содержание

Период

Практические выходы

  1. Самореализация

09.09.2018 – 20.05.2020

- показ открытых мероприятий (занятия, игры, развлечения, праздники);

- выступление с опытом работы на педсовете «Активизация речи детей 3 – 4 лет»;

- размещение конспектов занятий по развитию речи во 2 младшей группе на сайте «»

- участие в семинарах, конференциях ДО, р-на;

- отчёт по теме самообразования;

- выступление на итоговом педсовете.

2. Изучение методической литературы

сентябрь 2018 г.

– май 2019 г.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

8. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

3. Работа с детьми

09.09.2019 – 20.05.2020

- конспекты занятий по развитию речи;

- использование созданной «Моей первой энциклопедии» в работе с детьми (НОД, беседы);

- результаты мониторинга детей;

4. Работа с родителями

01.10.2019 – 20.05.2020

ОКТЯБРЬ

1. Индивидуальные беседы с родителями детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

 

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

1. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику

2. Создание «Моей первой энциклопедии» (у всех разные лексические темы).

3. Проведение совместного праздника для детей и родителей в помещении группы «Новый Год к нам идет».

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

1. Консультация «Учим ребёнка общаться».

2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет. Острый слух – правильная речь».

3. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

4. Театрализованный показ «Наши любимые сказки». 

МАРТ

1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

2. Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, моем песни и читаем стихи.

3. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

4. Памятки для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Активизация словаря детей 3-4 лет через игровую деятельность"

В отчете рассказывается о проделанной работе за год по теме самообразования....

Презентация "Отчет по теме самообразования ""Активизация словаря детей 3-4 лет через игровую деятельность"

В презентации представлена работа, проводимая с детьми по активизации словаря....

Презентация: Отчет по самообразованию "Активизация словаря детей 3-4 лет"

Презентация: Отчет по самообразованию "Активизация словаря детей 3-4 лет"...

План по самообразованию «Активизация словаря детей 3-4 лет»

Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....

Самообразование " Активизация словаря детей младшей группы"

: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов  в работе по речевому развитию детей....