Технология исследовательской деятельности (Веракса Н.Е., Галимов О.Р.)
материал (младшая группа)
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок - исследователь по своей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_trofimovoy_issledovatelskaya_veraksa_galimov.docx | 84.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 55 «Кузнечик»
Технология исследовательской деятельности
(Веракса Н.Е., Галимов О.Р.)
Воспитатель: Трофимова Е. М.
г.о. Подольск
2020 г.
Пояснительная записка.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок - исследователь по своей природе.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, стремление к новым открытиям и впечатлениям, к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить и развить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Актуальность:
Исследовательский компонент включает в себя формирование поисково-познавательного поведения детей, которое дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель исследовательской деятельности: формировать у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
- создать развивающую предметно-пространственную среду,
- расширять и систематизировать элементарные
естественнонаучные и экологические представления детей,
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения
делать выводы на основе полученных результатов,
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать,
анализировать, делать выводы,
- способствовать овладению приемами практического
взаимодействия с окружающими предметами,
- воспитывать умения партнёрского взаимодействия.
Формы работы:
- образовательная деятельность с детьми (опыты и эксперименты),
- организация совместная деятельности с детьми (дидактические и развивающие игры, наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, труд, художественное творчество),
- самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории, просмотр иллюстраций, альбомов, составление коллекций и т.д.),
- взаимодействие с родителями (участие в различных исследовательских проектах, пополнение развивающей среды).
Алгоритм проведения экспериментирования:
1. Выбор темы исследования и постановка проблемы, изучение
методической литературы.
2. Определение цели и задач исследования.
3. Поиск путей решения проблемы.
4. Практическая часть – проведение экспериментов, наблюдений.
5. Обобщение полученных данных (выводы по теме исследовательской работы).
Ожидаемые результаты:
В результате освоения исследовательской деятельности повысился:
- уровень познавательной активности воспитанников,
- расширился кругозор и представления воспитанников об окружающем мире;
- повысилась мотивация детей к опытно-исследовательской деятельности.
Сформированы:
- коммуникативные навыки и партнёрские взаимодействия,
- навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развиты:
- творческие и мыслительные способности.
В результате проведённого на заключительном этапе мониторинга наблюдается положительная динамика в познавательной активности воспитанников посредством исследовательской технологии и снижения процента детей, имеющие затруднения.
Список использованной литературы:
1. Н. Е. Веракса, О.Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет». Серия «Библиотека программы «От рождения до школы». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.
2. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.
4. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду, пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. Рекомендации. - М. АРКТИ, 2003.
- Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2006.
- Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010.
- Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011.
Результаты мониторинговых исследований при использовании
исследовательской технологии
№ п/п | Ф.И. воспитанника | Определение проблемы | Целеполагание | Партнёрские взаимодействия | Выявление путей решения проблемы | Организация исследовательской деятельности | |||||
н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | ||
1. | н | с | н | с | н | н | н | с | н | н | |
2. | с | в | с | в | в | в | с | в | с | в | |
3. | с | в | с | в | в | в | с | с | н | с | |
4. | н | с | н | с | н | н | н | с | н | н | |
5. | н | н | н | с | н | н | н | с | н | н | |
6. | н | с | н | с | н | н | н | н | н | н | |
7. | с | в | с | в | с | в | с | в | н | с | |
8. | с | с | с | с | с | с | с | с | н | с | |
9. | с | в | с | в | с | с | с | в | с | в | |
10. | с | с | с | в | с | с | с | в | н | с | |
11. | н | н | н | с | н | н | н | н | н | н | |
12. | с | в | с | в | н | с | с | в | н | с | |
13. | н | с | н | с | н | н | н | с | н | с | |
14. | с | с | с | с | н | н | н | с | с | с | |
15. | н | с | н | н | н | с | н | с | н | с | |
16. | с | в | с | с | с | с | с | в | с | в | |
17. | с | с | с | с | н | с | н | с | н | с | |
18. | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | |
19. | н | с | н | с | с | с | н | с | н | с | |
20. | н | с | с | с | н | с | н | с | н | с | |
21. | с | с | н | с | с | с | н | с | н | с | |
22. | с | с | с | с | с | в | с | с | с | в | |
23. | н | с | н | с | с | в | н | с | н | с | |
24. | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | |
25. | с | в | с | в | н | с | с | с | с | в | |
26. | с | в | с | в | с | с | с | в | с | в | |
27. | н | с | н | н | с | в | н | с | н | с | |
28. | с | с | с | с | н | с | н | с | н | с | |
29. | н | н | н | н | н | с | н | н | н | с | |
30. | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | |
н-14 | н-4 | н-14 | н-4 | н-16 | н-8 | н-18 | н-4 | н-22 | н-6 | ||
с-16 | с-18 | с-16 | с-18 | с-12 | с-16 | с-12 | с-19 | с-8 | с-18 | ||
в-0 | в-8 | в-0 | в-8 | в-2 | в-6 | в-0 | в-7 | в-0 | в-6 |
Итоговые показатели использования
технологии исследовательской деятельности
На начало использования технологии | На текущий момент использования технологии | ||
н.у. | 56% | н.у. | 17% |
с.у. | 43% | с.у. | 59% |
в.у. | 1% | в.у. | 24% |
Приложение
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/21/konspekt-zanyatiya-chto-umeyut-nashi-glazki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Актуальность: В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Технология проектной деятельности.(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)....
Технология исследовательской деятельности в ДОУ автор Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов
Формировать у дошкольников способность устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе л...
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (ВЕРАКСА Н.Е., ГАЛИМОВА О.Р.)
Актуальность. Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для де...