Технология исследовательской деятельности (Веракса Н.Е., Галимов О.Р.)
материал (младшая группа)

Трофимова Елена Михайловна

         Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок - исследователь по своей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_trofimovoy_issledovatelskaya_veraksa_galimov.docx84.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 55 «Кузнечик»

Технология исследовательской деятельности

(Веракса Н.Е., Галимов О.Р.)

Воспитатель: Трофимова Е. М.                                                                                                                              

г.о.  Подольск

2020 г.

Пояснительная записка.

         Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок - исследователь по своей природе.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, стремление к  новым открытиям и впечатлениям,  к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить и развить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. 

                          Актуальность:

Исследовательский компонент включает в себя формирование поисково-познавательного поведения детей, которое дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность,  самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. 

Цель исследовательской деятельности:  формировать у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

- создать развивающую предметно-пространственную среду,

- расширять и систематизировать элементарные

  естественнонаучные и экологические представления детей,

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения

  делать выводы на основе полученных результатов,

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать,

  анализировать, делать выводы,

- способствовать овладению приемами практического

  взаимодействия с окружающими предметами,

- воспитывать умения партнёрского взаимодействия.

Формы работы:

-  образовательная деятельность с детьми (опыты и эксперименты),

- организация совместная деятельности с детьми (дидактические и развивающие игры, наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, труд, художественное творчество),

-  самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории, просмотр иллюстраций, альбомов, составление коллекций и т.д.),

-  взаимодействие с родителями (участие в различных исследовательских проектах, пополнение развивающей среды).

Алгоритм проведения экспериментирования:

1.  Выбор темы исследования и постановка проблемы, изучение

     методической литературы.

2.  Определение цели и задач исследования.

3.  Поиск путей решения проблемы.

4. Практическая часть – проведение экспериментов, наблюдений.

5. Обобщение полученных данных (выводы по теме исследовательской работы).

        

Ожидаемые результаты:

В результате освоения исследовательской деятельности повысился:

- уровень познавательной активности  воспитанников,

- расширился кругозор и представления воспитанников об окружающем мире;

- повысилась мотивация детей к опытно-исследовательской деятельности.

Сформированы:        

- коммуникативные навыки и партнёрские взаимодействия,

- навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развиты:

- творческие и мыслительные способности.

В результате проведённого на заключительном этапе мониторинга наблюдается положительная динамика в познавательной активности воспитанников посредством исследовательской  технологии и снижения процента детей, имеющие затруднения.

Список использованной литературы:

1. Н. Е. Веракса, О.Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет». Серия «Библиотека программы «От рождения до школы». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.

2. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.

4. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду, пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. Рекомендации. - М. АРКТИ, 2003.

  1. Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2006.
  2. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010.

  1. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011. 

Результаты мониторинговых исследований при использовании

 исследовательской технологии

№ п/п

Ф.И. воспитанника

Определение проблемы

Целеполагание

Партнёрские взаимодействия

Выявление путей решения проблемы

Организация исследовательской деятельности

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

1.

н

с

н

с

н

н

н

с

н

н

2.

с

в

с

в

в

в

с

в

с

в

3.

с

в

с

в

в

в

с

с

н

с

4.

н

с

н

с

н

н

н

с

н

н

5.

н

н

н

с

н

н

н

с

н

н

6.

н

с

н

с

н

н

н

н

н

н

7.

с

в

с

в

с

в

с

в

н

с

8.

с

с

с

с

с

с

с

с

н

с

9.

с

в

с

в

с

с

с

в

с

в

10.

с

с

с

в

с

с

с

в

н

с

11.

н

н

н

с

н

н

н

н

н

н

12.

с

в

с

в

н

с

с

в

н

с

13.

н

с

н

с

н

н

н

с

н

с

14.

с

с

с

с

н

н

н

с

с

с

15.

н

с

н

н

н

с

н

с

н

с

16.

с

в

с

с

с

с

с

в

с

в

17.

с

с

с

с

н

с

н

с

н

с

18.

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

19.

н

с

н

с

с

с

н

с

н

с

20.

н

с

с

с

н

с

н

с

н

с

21.

с

с

н

с

с

с

н

с

н

с

22.

с

с

с

с

с

в

с

с

с

в

23.

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

24.

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

25.

с

в

с

в

н

с

с

с

с

в

26.

с

в

с

в

с

с

с

в

с

в

27.

н

с

н

н

с

в

н

с

н

с

28.

с

с

с

с

н

с

н

с

н

с

29.

н

н

н

н

н

с

н

н

н

с

30.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

н-14

н-4

н-14

н-4

н-16

н-8

н-18

н-4

н-22

н-6

с-16

с-18

с-16

с-18

с-12

с-16

с-12

с-19

с-8

с-18

в-0

в-8

в-0

в-8

в-2

в-6

в-0

в-7

в-0

в-6

Итоговые  показатели использования

технологии исследовательской деятельности

На начало использования технологии

На текущий момент использования технологии

н.у.

56%

н.у.

17%

с.у.

43%

с.у.

59%

в.у.

1%

в.у.

24%

Приложение

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/10/20/konspekt-eksperimentalno-issledovatelskoy-deyatelnosti 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/21/konspekt-zanyatiya-chto-umeyut-nashi-glazki 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/21/konspekt-zanyatiya-po-eksperimentalno-issledovatelskoy-deyatelnosti 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/21/konspekt-zanyatiya-po-eksperimentalno-issledovatelskoy-deyatelnosti-0 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/21/konspekt-zanyatiya-po-eksperimentalno-issledovatelskoy-deyatelnosti-1 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Технология проектной деятельности.(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)....

Технология исследовательской деятельности в ДОУ автор Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

Формировать у дошкольников способность устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе л...

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (ВЕРАКСА Н.Е., ГАЛИМОВА О.Р.)

Актуальность. Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в  неизведанное. Это огромная возможность для де...