Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья

Горячкина Елена Владимировна

Работа на тему:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей  дошкольного возраста»

  

          

Выполнила:

Воспитатель

МБДОУ д/с № 32

Горячкина Е.В.

Содержание

1. Возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

2. Содержание театрализованной деятельности

3. Виды театрализованных игр, используемые в работе с дошкольниками

4. Работа над спектаклем

5. Приемы и содержание работы

Список литературы

 

                  

1. Возможности театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми

          Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом. Что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

          Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретичной деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.С. Выготский, л.В Артемова, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.).

          Развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н Граберов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при использовании песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).

        Ведь именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.

 

 

2. Содержание театрализованной деятельности

          По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию:

  • Психофизических способностей (мимики, пантомимики);
  • Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
  • Речи (монолог, диалог);
  • Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

       Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков:

  • Разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
  • Владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, игрушки, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.);
  • Амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутов, терминологии);
  • Изготовление и подбор атрибутов, кукол, игрушек, элементов костюмов.
  •  

3. Виды театрализованных игр, используемые

в работе с дошкольниками

          Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

          К режиссерским играм относится настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятии при составлении рассказов по картинам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

          Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А.Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Ребенок с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с различными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

          Игры-драматизации соответствуют определению: драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

          Очень важно включать в занятия игры с пением и специальные игры.  Игры с пением – хороводы и игры-инсценировки с использованием плясовых и хороводных мелодий с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой – очень полезны для детей. Так как в этих играх развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения, развивает внимание, чувство коллективизма.

          Специальные игры развивают воображение и фантазию, способствуют развитию мимики и пантомимики, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

 К специальным играм относятся:        

1. Упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами). Темы для таких маленьким спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча, Знакомство, Просьба, Радость, Гнев, Удивление и т.д.).

2. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

3. Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

          Специальные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Н.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

 

4. Работа над спектаклем

          Создание спектакля  с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

          Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка.

          Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.

 

5. Приемы и содержание работы

          Еще раз хочется подчеркнуть и выделить то, что воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

        Лучше начинать знакомиться с театрализованной деятельностью со 2-ой младшей группы, постепенно разыгрывая народные песенки-потешки, небольшие сценки, далее используя игрушки и фигурки плоскостного театра. Такая работа располагает к тому, что уж в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

     Фрагментарно элементы театрализованной деятельности (использование мимики, жестов, поз, различных интонаций и т.д.) присутствуют еженедельно в комплексах пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи с движениями согласно изучаемой теме. Также элементы театрализации используются в системе занятий по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

          На занятиях по изодеятельности, конструированию вносятся элементы драматизации с целью обыгрывания поделок, конструкций, что также способствует развитию интереса к театрализованной деятельности. Раз в неделю у нас проводится кружковая работа по словесно-театрализованной деятельности, цель которой – развитие связной речи (монологической и диалогической), эмоциональной интонационной выразительности, воспитание духовности, любви к авторскому и русскому народному творчеству, формирование навыков и умений инсценировать знакомые потешки, стихи, фрагменты сказок, а к подготовительной группе – целые сказки.

          У нас в группе имеется несколько видов театров, такие, как настольный, пальчиковый, варежковый, плоскостной, би-ба-бо, теневой.

          Мы знакомим детей с правилами куклодвижения, рассказываем о каждом из видов театров.

          Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры. Дети пытаются «оживить» кукол. А в этом нам очень помогает музыка. На музыкальных занятиях дети разучивают различные песенки, попевки про персонажей, а в группах ребятишки поют эти песенки самостоятельно для обыгрывания игрушек. Таким образом, дошкольники учатся петь без музыкального сопровождения, подражают голосам животных.

          Как мы уже ранее отмечали, только истинно музыкальный ребенок – творческий. Поэтому театрализованная деятельность невозможна без взаимодействия с музыкальным руководителем. Для лучшего освоения музыкального репертуара в группе создана развивающая музыкальная среда, есть магнитофон с набором дисков по восприятию музыки, по движениям, по пению. Музыкальный руководитель подбирает музыкальный материал к занятиям по театрализованной деятельности, а воспитатель дублирует в группе материал, предлагаемый на музыкальных занятиях.

        Мы поддерживаем интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, предоставляя им музыкальные инструменты, игрушки, пособия, обучая их способам самостоятельных действий. Даем задания, побуждающие к самообучению: «Спой колыбельную кукле», «Придумай танец зайчику» и т.д.

          Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с основным видом музыкальной деятельности – восприятием. Восприятие включает в себя слушание высокохудожественных произведений классической, современной и народной музыки, слушание произведений для исполнительской деятельности и для развития слуховых дифференцировок. Мы отобрали из большого числа предлагаемого музыкального материала те произведения, которые дети могли бы не только слушать, но и попытаться обыграть, выразить прослушанную музыку через образ. Например, после прослушивания «Плаксы», «Злюки» и «Резвушка» муз. Д. Кабалевского, мы предлагаем детям мимикой лица изобразить эти три разных характера или подвигаться как резвушка. После восприятия произведений «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. Гречанинова, мы предлагаем детям превратиться в больных и здоровых котиков. А сюжет произведения Д. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка» можно разыграть с помощью пластики, пантомимы, жестов. Здесь даны два контрастных образа: зайчика и медвежонка. После того, как пьеса будет несколько раз прослушана и будут определены средства музыкальной выразительности, создающие образы, можно предложить детям разыграть сценку без слов, применив элементы костюмов, в данном случае шапочки персонажей. Слушая «Клоуны» Д. Кабалевского, ребятишки с увлечением передают в движении образы клоуна - неумехи и клоуна, у которого все получается.

          При восприятии музыки мы используем метод моделирования. Музыкальный руководитель разработала ряд карточек (условно-образных и условно-схематических). Яркие, красочные картинки помогают обогатить словарный запас детей.

          Мы предлагаем использовать следующие методические разработки на примере лексических тем «Домашние животные» и «Дикие животные» для детей с ТНР старшей и подготовительной логопедических групп.

      Итогом этой двухлетней работы является постановка небольшого спектакля к 8 Марта со всей группой детей. В основном это авторские работы. В этом году мы готовим спектакль по сказке «Три поросенка». Он называется «Сказка про веселых поросят да на новый лад». Хочется отметить и то, что распределение ролей в спектакле будет происходить согласно индивидуальным возможностям ребенка (речевым, эмоциональным, физическим).

          Также в подготовке к спектаклю активное участие принимает весь коллектив ДОУ: учитель-логопед отрабатывает интонационную выразительность, четкость и грамотность речи; воспитатели группы участвуют в постановке спектакля, сочинении стихотворного текста; музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение спектакля, музыку к песням и танцам; помощники воспитателей оформляют сцену и зрительный зал.

          Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует развитию речи детей.

 

                                          Список литературы

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

2. Маланева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.

3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.

4. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. – М., 2008.

5. Буренина А.И. Театр всевозможного (от игры до спектакля). – СПб., 2002.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryachkina_statya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

        Работа на тему:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей  дошкольного возраста»

   

           

Выполнила:

Воспитатель

МБДОУ д/с № 32

Горячкина Е.В.

Содержание

1. Возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

2. Содержание театрализованной деятельности

3. Виды театрализованных игр, используемые в работе с дошкольниками

4. Работа над спектаклем

5. Приемы и содержание работы

Список литературы

 

                  

1. Возможности театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми

          Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом. Что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

          Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретичной деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.С. Выготский, л.В Артемова, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.).

          Развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н Граберов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при использовании песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).

        Ведь именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.

2. Содержание театрализованной деятельности

          По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию:

  • Психофизических способностей (мимики, пантомимики);
  • Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
  • Речи (монолог, диалог);
  • Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

       Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков:

  • Разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
  • Владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, игрушки, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.);
  • Амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутов, терминологии);
  • Изготовление и подбор атрибутов, кукол, игрушек, элементов костюмов.

3. Виды театрализованных игр, используемые

в работе с дошкольниками

          Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

          К режиссерским играм относится настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятии при составлении рассказов по картинам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

          Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А.Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Ребенок с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с различными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

          Игры-драматизации соответствуют определению: драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

          Очень важно включать в занятия игры с пением и специальные игры.  Игры с пением – хороводы и игры-инсценировки с использованием плясовых и хороводных мелодий с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой – очень полезны для детей. Так как в этих играх развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения, развивает внимание, чувство коллективизма.

          Специальные игры развивают воображение и фантазию, способствуют развитию мимики и пантомимики, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

 К специальным играм относятся:        

1. Упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами). Темы для таких маленьким спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча, Знакомство, Просьба, Радость, Гнев, Удивление и т.д.).

2. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

3. Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

          Специальные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Н.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

4. Работа над спектаклем

          Создание спектакля  с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

          Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка.

          Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.

5. Приемы и содержание работы

          Еще раз хочется подчеркнуть и выделить то, что воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

        Лучше начинать знакомиться с театрализованной деятельностью со 2-ой младшей группы, постепенно разыгрывая народные песенки-потешки, небольшие сценки, далее используя игрушки и фигурки плоскостного театра. Такая работа располагает к тому, что уж в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

     Фрагментарно элементы театрализованной деятельности (использование мимики, жестов, поз, различных интонаций и т.д.) присутствуют еженедельно в комплексах пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи с движениями согласно изучаемой теме. Также элементы театрализации используются в системе занятий по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

          На занятиях по изодеятельности, конструированию вносятся элементы драматизации с целью обыгрывания поделок, конструкций, что также способствует развитию интереса к театрализованной деятельности. Раз в неделю у нас проводится кружковая работа по словесно-театрализованной деятельности, цель которой – развитие связной речи (монологической и диалогической), эмоциональной интонационной выразительности, воспитание духовности, любви к авторскому и русскому народному творчеству, формирование навыков и умений инсценировать знакомые потешки, стихи, фрагменты сказок, а к подготовительной группе – целые сказки.

          У нас в группе имеется несколько видов театров, такие, как настольный, пальчиковый, варежковый, плоскостной, би-ба-бо, теневой.

          Мы знакомим детей с правилами куклодвижения, рассказываем о каждом из видов театров.

          Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры. Дети пытаются «оживить» кукол. А в этом нам очень помогает музыка. На музыкальных занятиях дети разучивают различные песенки, попевки про персонажей, а в группах ребятишки поют эти песенки самостоятельно для обыгрывания игрушек. Таким образом, дошкольники учатся петь без музыкального сопровождения, подражают голосам животных.

          Как мы уже ранее отмечали, только истинно музыкальный ребенок – творческий. Поэтому театрализованная деятельность невозможна без взаимодействия с музыкальным руководителем. Для лучшего освоения музыкального репертуара в группе создана развивающая музыкальная среда, есть магнитофон с набором дисков по восприятию музыки, по движениям, по пению. Музыкальный руководитель подбирает музыкальный материал к занятиям по театрализованной деятельности, а воспитатель дублирует в группе материал, предлагаемый на музыкальных занятиях.

        Мы поддерживаем интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, предоставляя им музыкальные инструменты, игрушки, пособия, обучая их способам самостоятельных действий. Даем задания, побуждающие к самообучению: «Спой колыбельную кукле», «Придумай танец зайчику» и т.д.

          Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с основным видом музыкальной деятельности – восприятием. Восприятие включает в себя слушание высокохудожественных произведений классической, современной и народной музыки, слушание произведений для исполнительской деятельности и для развития слуховых дифференцировок. Мы отобрали из большого числа предлагаемого музыкального материала те произведения, которые дети могли бы не только слушать, но и попытаться обыграть, выразить прослушанную музыку через образ. Например, после прослушивания «Плаксы», «Злюки» и «Резвушка» муз. Д. Кабалевского, мы предлагаем детям мимикой лица изобразить эти три разных характера или подвигаться как резвушка. После восприятия произведений «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. Гречанинова, мы предлагаем детям превратиться в больных и здоровых котиков. А сюжет произведения Д. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка» можно разыграть с помощью пластики, пантомимы, жестов. Здесь даны два контрастных образа: зайчика и медвежонка. После того, как пьеса будет несколько раз прослушана и будут определены средства музыкальной выразительности, создающие образы, можно предложить детям разыграть сценку без слов, применив элементы костюмов, в данном случае шапочки персонажей. Слушая «Клоуны» Д. Кабалевского, ребятишки с увлечением передают в движении образы клоуна - неумехи и клоуна, у которого все получается.

          При восприятии музыки мы используем метод моделирования. Музыкальный руководитель разработала ряд карточек (условно-образных и условно-схематических). Яркие, красочные картинки помогают обогатить словарный запас детей.

          Мы предлагаем использовать следующие методические разработки на примере лексических тем «Домашние животные» и «Дикие животные» для детей с ТНР старшей и подготовительной логопедических групп.

      Итогом этой двухлетней работы является постановка небольшого спектакля к 8 Марта со всей группой детей. В основном это авторские работы. В этом году мы готовим спектакль по сказке «Три поросенка». Он называется «Сказка про веселых поросят да на новый лад». Хочется отметить и то, что распределение ролей в спектакле будет происходить согласно индивидуальным возможностям ребенка (речевым, эмоциональным, физическим).

          Также в подготовке к спектаклю активное участие принимает весь коллектив ДОУ: учитель-логопед отрабатывает интонационную выразительность, четкость и грамотность речи; воспитатели группы участвуют в постановке спектакля, сочинении стихотворного текста; музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение спектакля, музыку к песням и танцам; помощники воспитателей оформляют сцену и зрительный зал.

          Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует развитию речи детей.

                                          Список литературы

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

2. Маланева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.

3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.

4. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. – М., 2008.

5. Буренина А.И. Театр всевозможного (от игры до спектакля). – СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...