Родительское собрание в форме «Что, где, когда?» на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»
материал (старшая группа)
Как реализуется ТРИЗ-подход на практике?
- ТРИЗ мы можем использовать в качестве содержания общения с ребенком и в качестве содержания обучения. В первом случае мы не выстраиваем систематическое обучение, а просто на каждом шагу стремимся увидеть задачу. Самый простой пример - допустим в группе детского сада у всех детей есть внешне одинаковые чашки. Задание: как запомнить свою чашку? Ребенок должен сравнить, придумать как ему выделить свою чашку, сделать отличительные признаки. Здесь мы идем от той естественной ситуации, в которой находится ребенок.
Второй вариант - использование ТРИЗ в качестве содержания обучения. В этом случае мы изучаем инструменты, которые имеет ТРИЗ (противоречия, идеальный конечный результат, ресурсы и т. д.) и учимся их использовать при решении задач. Например, возьмем ситуацию, когда сломался карандаш. Используем анализ противоречий: это хорошо или плохо? Плохо, потому что нельзя сейчас им рисовать, но будет ли он хорош для чего-то другого?
Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку - лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты, и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ.
Но я считаю, что в дошкольном возрасте гораздо ценнее, когда ребенок будет решать задачи не зная приема, чем наоборот - он будет знать приемы, при этом не видеть задачи. Любая ситуация в реальной жизни представляется детям как задача. И важно не просто дать готовый ответ, сделай так-то и так-то, а важно вместе рассуждать, как это можно сделать, найти оптимальное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в форме «Что, где, когда?» на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ» | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в форме «Что, где, когда?»
на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»
Вариант 1
Задачи: познакомить родителей детей группы с правилами и ходом играм по технологии ТРИЗ. Поупражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Дать представление о разнообразии игровых приемов в общении с детьми. Формировать заинтересованность в развитии у детей психических и мыслительных процессов.
Материал: конверты с заданиями от детей, скрипичный ключ, «волшебный ящик», матрешка, музыкальное сопровождение, конверт с «сердечками-открытками»
Ход:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня с вами познакомимся с очень интересной технологией ТРИЗ
ТРИЗ расшифровывается как «теория». Основателем является Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер, который создал программу в 1956 году, с целью создать еще одну точную науку.
Ученый своей системой доказывает, что любой человек может научится изобретать и для этого не обязательно иметь врожденный талант.
Как реализуется ТРИЗ-подход на практике?
- ТРИЗ мы можем использовать в качестве содержания общения с ребенком и в качестве содержания обучения. В первом случае мы не выстраиваем систематическое обучение, а просто на каждом шагу стремимся увидеть задачу. Самый простой пример - допустим в группе детского сада у всех детей есть внешне одинаковые чашки. Задание: как запомнить свою чашку? Ребенок должен сравнить, придумать как ему выделить свою чашку, сделать отличительные признаки. Здесь мы идем от той естественной ситуации, в которой находится ребенок.
Второй вариант - использование ТРИЗ в качестве содержания обучения. В этом случае мы изучаем инструменты, которые имеет ТРИЗ (противоречия, идеальный конечный результат, ресурсы и т. д.) и учимся их использовать при решении задач. Например, возьмем ситуацию, когда сломался карандаш. Используем анализ противоречий: это хорошо или плохо? Плохо, потому что нельзя сейчас им рисовать, но будет ли он хорош для чего-то другого?
Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку - лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты, и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ.
Но я считаю, что в дошкольном возрасте гораздо ценнее, когда ребенок будет решать задачи не зная приема, чем наоборот - он будет знать приемы, при этом не видеть задачи. Любая ситуация в реальной жизни представляется детям как задача. И важно не просто дать готовый ответ, сделай так-то и так-то, а важно вместе рассуждать, как это можно сделать, найти оптимальное решение.
Для ознакомления с методикой ТРИЗ, я вам предлагаю ознакомиться с некоторыми играми
«Да-нетка», «Да-нет»
Игра учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения, делать выводы, доказывать и защищать идеи.
Правила игры:
- Карточки из одного комплекта, например, «Домашние животные» раскладываются по кармашкам в пояске. Один из игроков назначается ведущим.
- Ведущий задумывает одно из животных, изображенное на карточке. Другие игроки должны отгадать задуманный предмет, задавая наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только «Да» или «Нет».
В кармашки можно выкладывать картинки не только из одного тематического набора, можно составлять свои комплекты с картами разных тем.
Прищепки используются для сужения поиска картинки. Например, игрок может спросить: карта находится справа или слева от прищепки, тем самым облегчая себе поиск.
Производители рекомендуют помечать картинки, выбранные ведущим, дабы исключить споров, какая же картинка первоначально была задумана.
Примерный ход игры:
На столе раскладываются картинки из разных тематик: животные домашние, дикие, мебель…
Игрок: Это животное с фермы?
Ведущий: да
Игрок: Это птица?
Ведущий: Нет
Игрок: У животного есть мех?
Ведущий: Нет
Игрок: у животного есть рога?
Ведущий: Да
Игрок: Это корова!
Как вы поняли из правил, поясок в игре, в общем, не обязателен. Достаточно разложить на столе карты в количестве 10 штук. Если же вы хотите придерживаться пояска, то в качестве его предлагаем воспользоваться большой визитницей, кстати, там карточки и хранить можно.
Вот еще несколько интересных правил к игре.
1. «Сколько».
Придумываем как можно больше вопросов, начинающихся со слова «Сколько». Например, «Сколько на столе животных?», «Сколько хищных?», «Сколько всего ножек у мебели?», «Сколько сидячих мест?», и др.
За каждый придуманный вопрос игроку вручается награда – фишка.
2. «Молчанка».
Угадываем задуманный предмет, но играем молча, то есть спрашиваем при помощи жестов или показываем предмет с помощью пантомимы. Количество картинок на столе можно сократить.
4. «Вопросы».
На стол выкладывается только одна картинка. Игроки должны придумать множество вопросов к этому изображению. Выигрывает тот, кто задал больше всех вопросов к картинке.
Игра. «Маша-Растеряша»
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.
А также вспомните кто такие растеряшки.
Как играть: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.
Игра «Красная шапочка»
Цель: развитие творческого воображения.
Материал: бумага и фломастеры.
Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется
переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного
по-другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в
какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.
Как играть: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета) - Чтобы видеть, сколько я съела.
И так играем до тех пор, пока не обоснуем все странности бабушки.
После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).
Я предлагаю вам поиграть в игру «Что, где, когда?»
Вы познакомитесь с развивающими играми по технологии ТРИЗ.
В игре будут звучать блиц-вопросы от детей.
Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в д/с, в отпуске.
Вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.
Эти игры не требуют, какой-либо подготовки. Важно только желание ваше и ребенка.
Задача ваша внимательно выслушать вопрос, ответить на него. Разрешается помощь «команды», а также принимаются ответы зрителей зала.
Музыка.
Самых смелых, активных, любознательных знатоков приглашаю занять места за круглым столом.
МУЗЫКА
Блиц вопрос №1
Игра «Что лишнее» и почему?
- лошадь, медведь, лиса, волк;
- велосипед, поезд; машина, самолет;
- кресло; кровать, стул, тарелка;
- воробей, голубь, скворец, снегирь
Блиц вопрос №2
«Кто где работает?»
- повар-кухня, столовая, кафе, ресторан, детский сад, школа;
- врач – поликлиника, госпиталь, больница, школа;
- продавец – магазин, киоск, буфет, рынок;
-учитель – школа, техникум, институт
-водитель – такси, автобус, грузовик, самосвал
Игра «Наоборот»
- далекий– (близкий); - звонкий – глухой
- короткий - … - веселый -…
- твердый - … - белый -…
- глупый - … - быстрый -…
Игра «Что умеет делать?»
- слон -….
- водитель - …
- дождь - …
- пожарный - …
Игра «Опиши, что в черном ящике».
Знатоки должны отгадать, что там? (тарелка)
МУЗЫКА
Блиц вопрос №3
«Знаете ли вы, что бывает?»
- мягким и пушистым – цыпленок, котенок, щенок…
- горьким и сочным – лук, редька, чеснок
Блиц вопрос №4
Назови слова, которые начинаются со слога - ко
- корова, конь, кошка, корень, корзинка, комод…
МУЗЫКА
Вносится Волшебный ящик.
Отгадайте «ЧТО В ВОЛШЕБНОМ ЯЩИКЕ?»
Загадка:
Он с бубенчиком в руке
В сине - красном колпаке
Он - веселая игрушка,
А зовут его ...( петрушка)
Блиц турнир №5
«Что это такое?»
- крылья-перья, лапы - птица
- ноги, рога, шерсть, молоко – корова, коза
- шнур, вилка, лампочка, розетка, абажур - торшер
Блиц турнир №6
«описать предмет, который потерялся. Описывая его по признакам, сравнивая с другими объектами. По принципу цвет, такой как у…, форма такая, как у… и т.д.
«Что с чем связано?»
- дом -… стена, окна, балкон, двери, ступеньки, люди, крыша, чердак
- мама – работа, ребенок, сумка, конфеты, утюг, расческа, грибы…
Финальная музыка, подведение итогов. Спасибо за игру.
Вариант 2
Задачи: познакомить родителей детей группы с правилами и ходом играм по технологии ТРИЗ. Поупражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Дать представление о разнообразии игровых приемов в общении с детьми. Формировать заинтересованность в развитии у детей психических и мыслительных процессов.
Материал: конверты с заданиями от детей, скрипичный ключ, «волшебный ящик», матрешка, музыкальное сопровождение, конверт с «сердечками-открытками»
Ход:
Уважаемые родители!
Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что, где, когда?»
Вы познакомитесь с развивающими играми по технологии ТРИЗ, с которой вы уже знакомы.
В игре будут звучать блиц-вопросы от детей нашей группы «Росинка».
Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в д/с, в отпуске.
Вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.
Эти игры не требуют, какой либо подготовки. Важно только желание ваше и ребенка.
Задача ваша внимательно выслушать вопрос, ответить на него. Разрешается помощь «команды», а так же принимаются ответы зрителей зала.
Музыка. Начало. Заставка.
Самых смелых, активных, любознательных знатоков приглашаю занять места за круглым столом.
МУЗЫКА
В блиц вопросе №1, вопрос от Степы Ардышева: Он просит назвать «Что лишнее» и почему?
- корова, лошадь, медведь, коза;
- машина, самолет, матрешка, поезд;
- стол, кофта, диван, кресло;
- воробей, ворона, сорока, чайник.
В первом блиц турнире, второй вопрос от Алены Ефимовой, она спрашивает: «Кто где работает?» Алена считает, что…
- повар-кухня, столовая, кафе, ресторан, детский сад, школа;
- врач – поликлиника, госпиталь, больница, школа;
- продавец – магазин, киоск, буфет, рынок;
В этом же блиц турнире вопрос от Лени Коваленко. Он интересуется, как будет «Наоборот»
- жарко – (холодно); - звонкий – глухой
- длинный - … - твердый -…
- толстый - … - грустный -…
- добрый - … - быстрый -…
МУЗЫКА
В блиц турнире №2, первый вопрос поступил от Вари Шалупа. Она хочет знать «Что умеет делать?»
- птица -….
- мяч - …
- снег - …
- ребенок - …
Письмо №2 прислал Никита Герасимчук, его очень интересует «Что бы это могло быть?» ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ А Никита написал…
- круглый+звонкий = бубен, мяч, колокольчик, будильник…
- пушистый+ серый= котенок, клубок, щенок, свитер, варежки…
- гладкий+холодный=снег, лед, сосулька, кастрюля, утюг…
- сильный-добрый=Бармалей, Змей Горыныч, хулиган, волк…
Третье письмо в этом блицтурнире пришло от Ярославы Глушак, она просит описать картинку не называя ее, которая находится в конверте. Знатоки должны отгадать, что там? (кофта)
Пришло письмо №3 от Иры Зубаревой, это музыкальный вопрос: «Назовите, пожалуйста, как называется эта песенка?» («Зима»)
МУЗЫКА
МУЗЫКА
В четвертом блицтурнире, первый вопрос прислала Злата Куковерова, ее интересует, а «Знаете ли вы, что бывает?»
- красным и круглым бывает – ягоды, шар, мяч, витамины, бусы…
- сладким и большим – шоколадка, вата, конфета, торт, мама…
Аня Глебова в своем письме просит описать любого знатока не называя его, остальные должны угадать, кто это?
Вероника Никулина в письме №3 четвертого блицтурнира просит назвать слова, которые начинаются со слога - ЛА
- ЛАПА, ЛАМПА, ЛАВИНА, ЛАНДЫШ, ЛАСТОЧКА, ЛАДОШКА…
МУЗЫКА Вносится Волшебный ящик.
Отгадайте «ЧТО В ВОЛШЕБНОМ ЯЩИКЕ?»
Загадка:
Толстушка покупается,
В середине покупается –
Племяшка улыбается,
Племяшка открывается –
Внучка в ней вмещается.
Как тетя называется?.. (Матрешка)
Блицтурнир под №6 первое письмо от Алины Акбашевой, она хочет знать «Что это такое?»
- колеса-нос-крылья=самолет
- колеса-вагоны-паравоз=поезд
- колеса-кабина-руль=машина
Письмо №2 от Славы Кожуховского, он просит описать предмет, который потерялся. Описывая его по признакам, сравнивая с другими объектами. По принципу цвет, такой как у…, форма такая, как у… и т.д.
Уля Корюкова нас спрашивает: «Что с чем связано?» Уля считает
- дерево -… вода, ветки, птички, ветер, снег, гнездо, яблоки, корни…
- мама – работа, ребенок, сумка, конфеты, утюг, расческа, грибы…
Пришло еще одно письмо, которое мы не успели выложить на стол, от всех детей группы «Росинка» детского сада «Родничок», в нем дети шлют вам сердечный привет и наилучшие пожелания.
Финальная музыка (раздача сердечек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание (в форме «Что, где, когда?») на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»
На собрании познакомила родителей детей группы с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Поупражняла в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Давать пред...
Родительское собрание в форме «Что, где, когда?» на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»
Задачи: познакомить родителей детей группы с правилами и ходом играм по технологии ТРИЗ. Поупражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы....
Родительское собрание в форме круглого стола - практикума на тему "Безопасность детей в наших руках"
Родительское собрание в форме круглого стола - практикума на тему "Безопасность детей в наших руках"...
Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума на тему «Нет, жестокому обращению с детьми».
Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикумана тему «Нет, жестокому обращению с детьми».Задачи: Познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видамижестоког...
Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках»
Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках»...
Конспект родительского собрания в форме семинара- мастер- класса на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;• актуализация...
Конспект нетрадиционного родительского собрания в форме «Беседа за чашкой чая» Тема: «Моя семья»
Время проведения: по плану воспитателя.Форма проведения: Беседа за чашкой чая.Цели: помочь родителям и детям осознать значимость семьи в жизни человека; воспитывать любовь и уважение к ...