Родительское собрание в форме «Что, где, когда?» на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»
материал (старшая группа)

Мельникова Валентина Николаевна

 Как реализуется ТРИЗ-подход на практике?

- ТРИЗ мы можем использовать в качестве содержания общения с ребенком и в качестве содержания обучения. В первом случае мы не выстраиваем систематическое обучение, а просто на каждом шагу стремимся увидеть задачу. Самый простой пример - допустим в группе детского сада у всех детей есть внешне одинаковые чашки. Задание: как запомнить свою чашку? Ребенок должен сравнить, придумать как ему выделить свою чашку, сделать отличительные признаки. Здесь мы идем от той естественной ситуации, в которой находится ребенок.

Второй вариант - использование ТРИЗ в качестве содержания обучения. В этом случае мы изучаем инструменты, которые имеет ТРИЗ (противоречия, идеальный конечный результат, ресурсы и т. д.) и учимся их использовать при решении задач. Например, возьмем ситуацию, когда сломался карандаш. Используем анализ противоречий: это хорошо или плохо? Плохо, потому что нельзя сейчас им рисовать, но будет ли он хорош для чего-то другого?

Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку - лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты, и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ.

Но я считаю, что в дошкольном возрасте гораздо ценнее, когда ребенок будет решать задачи не зная приема, чем наоборот - он будет знать приемы, при этом не видеть задачи. Любая ситуация в реальной жизни представляется детям как задача. И важно не просто дать готовый ответ, сделай так-то и так-то, а важно вместе рассуждать, как это можно сделать, найти оптимальное решение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме «Что, где, когда?»

на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»

Вариант 1

Задачи: познакомить родителей детей группы с правилами и ходом играм по технологии ТРИЗ. Поупражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Дать представление о разнообразии игровых приемов в общении с детьми. Формировать заинтересованность в развитии у детей психических и мыслительных процессов.

Материал: конверты с заданиями от детей, скрипичный ключ, «волшебный ящик», матрешка, музыкальное сопровождение, конверт с «сердечками-открытками»

Ход:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня с вами познакомимся с очень интересной технологией ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория». Основателем является Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер, который создал программу в 1956 году, с целью создать еще одну точную науку.
Ученый своей системой доказывает, что любой человек может научится изобретать и для этого не обязательно иметь врожденный талант.

 Как реализуется ТРИЗ-подход на практике?

- ТРИЗ мы можем использовать в качестве содержания общения с ребенком и в качестве содержания обучения. В первом случае мы не выстраиваем систематическое обучение, а просто на каждом шагу стремимся увидеть задачу. Самый простой пример - допустим в группе детского сада у всех детей есть внешне одинаковые чашки. Задание: как запомнить свою чашку? Ребенок должен сравнить, придумать как ему выделить свою чашку, сделать отличительные признаки. Здесь мы идем от той естественной ситуации, в которой находится ребенок.

Второй вариант - использование ТРИЗ в качестве содержания обучения. В этом случае мы изучаем инструменты, которые имеет ТРИЗ (противоречия, идеальный конечный результат, ресурсы и т. д.) и учимся их использовать при решении задач. Например, возьмем ситуацию, когда сломался карандаш. Используем анализ противоречий: это хорошо или плохо? Плохо, потому что нельзя сейчас им рисовать, но будет ли он хорош для чего-то другого?

Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку - лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты, и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ.

Но я считаю, что в дошкольном возрасте гораздо ценнее, когда ребенок будет решать задачи не зная приема, чем наоборот - он будет знать приемы, при этом не видеть задачи. Любая ситуация в реальной жизни представляется детям как задача. И важно не просто дать готовый ответ, сделай так-то и так-то, а важно вместе рассуждать, как это можно сделать, найти оптимальное решение.

Для ознакомления с методикой ТРИЗ, я вам предлагаю ознакомиться с некоторыми играми

«Да-нетка», «Да-нет»

Игра учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения, делать выводы, доказывать и защищать идеи. 

Правила игры:

  • Карточки из одного комплекта, например, «Домашние животные» раскладываются по кармашкам в пояске. Один из игроков назначается ведущим.
  • Ведущий задумывает одно из животных, изображенное на карточке. Другие игроки должны отгадать задуманный предмет, задавая наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только «Да» или «Нет».

 

В кармашки можно выкладывать картинки не только из одного тематического набора, можно составлять свои комплекты с картами разных тем.
Прищепки используются для сужения поиска картинки. Например, игрок может спросить: карта находится справа или слева от прищепки, тем самым облегчая себе поиск.
Производители рекомендуют помечать картинки, выбранные ведущим, дабы исключить споров, какая же картинка первоначально была задумана.

Примерный ход игры:
На столе раскладываются картинки из разных тематик: животные домашние, дикие, мебель…
Игрок: Это животное с фермы?
Ведущий: да
Игрок: Это птица?
Ведущий: Нет
Игрок: У животного есть мех?
Ведущий: Нет
Игрок: у животного есть рога?
Ведущий: Да
Игрок: Это корова!

 

Как вы поняли из правил, поясок в игре, в общем, не обязателен. Достаточно разложить на столе карты в количестве 10 штук. Если же вы хотите придерживаться пояска, то в качестве его предлагаем воспользоваться большой визитницей, кстати, там карточки и хранить можно.

  

Вот еще несколько интересных правил к игре.

1. «Сколько». 

Придумываем как можно больше вопросов, начинающихся со слова «Сколько». Например, «Сколько на столе животных?», «Сколько хищных?», «Сколько всего ножек у мебели?», «Сколько сидячих мест?», и др.
За каждый придуманный вопрос игроку вручается награда – фишка.

2. «Молчанка».
Угадываем задуманный предмет, но играем молча, то есть спрашиваем при помощи жестов или показываем предмет с помощью пантомимы. Количество картинок на столе можно сократить.
4. 
«Вопросы».
На стол выкладывается только одна картинка. Игроки должны придумать множество вопросов к этому изображению. Выигрывает тот, кто задал больше всех вопросов к картинке.

Игра. «Маша-Растеряша»

Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы.

Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.

А также вспомните кто такие растеряшки.

Как играть: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя. 

Игра «Красная шапочка»

Цель: развитие творческого воображения.

Материал: бумага и фломастеры.

Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется

 переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного

по-другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в

какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Как играть: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета) - Чтобы видеть, сколько я съела.
И так играем до тех пор, пока не обоснуем все странности бабушки.
После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).

 

 Я предлагаю вам поиграть в игру «Что, где, когда?»

Вы познакомитесь с развивающими играми по технологии ТРИЗ.

В игре будут звучать блиц-вопросы от детей.

Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в д/с, в отпуске.

Вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.

Эти игры не требуют, какой-либо подготовки. Важно только желание ваше и ребенка.

Задача ваша внимательно выслушать вопрос, ответить на него. Разрешается помощь «команды», а также принимаются ответы зрителей зала.

Музыка.

Самых смелых, активных, любознательных знатоков приглашаю занять места за круглым столом.

МУЗЫКА

Блиц вопрос №1

 Игра «Что лишнее» и почему?

- лошадь, медведь, лиса, волк;

- велосипед, поезд; машина, самолет;

- кресло; кровать, стул, тарелка;

- воробей, голубь, скворец, снегирь

 

Блиц вопрос №2

 «Кто где работает?» 

 - повар-кухня, столовая, кафе, ресторан, детский сад, школа;

врач – поликлиника, госпиталь, больница, школа;

продавец – магазин, киоск, буфет, рынок;

-учитель – школа, техникум, институт

-водитель – такси, автобус, грузовик, самосвал

Игра  «Наоборот»

- далекий– (близкий);                - звонкий – глухой

- короткий - …                            - веселый -…

- твердый - …                              - белый -…

- глупый - …                              - быстрый -…

 

Игра  «Что умеет делать?»

- слон -….

- водитель - …

- дождь - …

- пожарный - …

Игра «Опиши, что в черном ящике».

Знатоки должны отгадать, что там? (тарелка)

МУЗЫКА

 

Блиц  вопрос №3

«Знаете ли вы, что бывает?»

- мягким и пушистым – цыпленок, котенок, щенок…

- горьким и сочным – лук, редька, чеснок

Блиц  вопрос №4

Назови слова, которые начинаются со слога - ко

- корова, конь, кошка, корень, корзинка, комод… 

МУЗЫКА

Вносится Волшебный ящик.

Отгадайте «ЧТО В ВОЛШЕБНОМ ЯЩИКЕ?»

Загадка:

 Он с бубенчиком в руке 
В сине - красном колпаке 
Он - веселая игрушка, 
А зовут его ...( петрушка) 

Блиц турнир №5

 «Что это такое?»

- крылья-перья, лапы - птица

- ноги, рога, шерсть, молоко – корова, коза

- шнур, вилка, лампочка, розетка, абажур - торшер

 

Блиц турнир №6

 «описать предмет, который потерялся. Описывая его по признакам, сравнивая с другими объектами. По принципу цвет, такой как у…, форма такая, как у… и т.д.

 

 «Что с чем связано?» 

 - дом -… стена, окна, балкон, двери, ступеньки, люди, крыша, чердак

- мама – работа, ребенок, сумка, конфеты, утюг, расческа, грибы…

Финальная музыка, подведение итогов. Спасибо за игру.

Вариант 2

Задачи: познакомить родителей детей группы с правилами и ходом играм по технологии ТРИЗ. Поупражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Дать представление о разнообразии игровых приемов в общении с детьми. Формировать заинтересованность в развитии у детей психических и мыслительных процессов.

Материал: конверты с заданиями от детей, скрипичный ключ, «волшебный ящик», матрешка, музыкальное сопровождение, конверт с «сердечками-открытками»

Ход:

Уважаемые родители!

Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что, где, когда?»

Вы познакомитесь с развивающими играми по технологии ТРИЗ, с которой вы уже знакомы.

В игре будут звучать блиц-вопросы от детей нашей группы «Росинка».

Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в д/с, в отпуске.

Вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.

Эти игры не требуют, какой либо подготовки. Важно только желание ваше и ребенка.

Задача ваша внимательно выслушать вопрос, ответить на него. Разрешается помощь «команды», а так же принимаются ответы зрителей зала.

Музыка. Начало. Заставка.

Самых смелых, активных, любознательных знатоков приглашаю занять места за круглым столом.

МУЗЫКА

В блиц вопросе №1, вопрос от Степы Ардышева: Он просит назвать «Что лишнее» и почему?

- корова, лошадь, медведь, коза;

- машина, самолет, матрешка, поезд;

- стол, кофта, диван, кресло;

- воробей, ворона, сорока, чайник.

 

В первом блиц турнире, второй вопрос от Алены Ефимовой, она спрашивает: «Кто где работает?» Алена считает, что…

повар-кухня, столовая, кафе, ресторан, детский сад, школа;

врач – поликлиника, госпиталь, больница, школа;

продавец – магазин, киоск, буфет, рынок;

 

В этом же блиц турнире вопрос от Лени Коваленко. Он интересуется, как будет «Наоборот»

- жарко – (холодно);           - звонкий – глухой

- длинный - …                            - твердый -…

- толстый - …                              - грустный -…

- добрый - …                              - быстрый -…

 

МУЗЫКА

В блиц турнире №2, первый вопрос поступил от Вари Шалупа. Она хочет знать «Что умеет делать?»

- птица -….

- мяч - …

- снег - …

- ребенок - …

 

Письмо №2 прислал Никита Герасимчук, его очень интересует «Что бы это могло быть?» ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ А Никита написал…

- круглый+звонкий = бубен, мяч, колокольчик, будильник…

- пушистый+ серый= котенок, клубок, щенок, свитер, варежки…

- гладкий+холодный=снег, лед, сосулька, кастрюля, утюг…

- сильный-добрый=Бармалей, Змей Горыныч, хулиган, волк…

 

Третье письмо в этом блицтурнире пришло от Ярославы Глушак, она просит описать картинку не называя ее, которая находится в конверте. Знатоки должны отгадать, что там? (кофта)

Пришло письмо №3 от Иры Зубаревой, это музыкальный вопрос: «Назовите, пожалуйста, как называется эта песенка?» («Зима»)

МУЗЫКА

 

МУЗЫКА

В четвертом блицтурнире, первый вопрос прислала Злата Куковерова, ее интересует, а «Знаете ли вы, что бывает?»

- красным и круглым бывает – ягоды, шар, мяч, витамины, бусы…

- сладким и большим – шоколадка, вата, конфета, торт, мама…

 

Аня Глебова в своем письме просит описать любого знатока не называя его, остальные должны угадать, кто это?

 

Вероника Никулина в письме №3 четвертого блицтурнира просит назвать слова, которые начинаются со слога - ЛА

- ЛАПА, ЛАМПА, ЛАВИНА, ЛАНДЫШ, ЛАСТОЧКА, ЛАДОШКА…

 

МУЗЫКА Вносится Волшебный ящик.

Отгадайте «ЧТО В ВОЛШЕБНОМ ЯЩИКЕ?»

Загадка:

Толстушка покупается,

В середине покупается –

Племяшка улыбается,

Племяшка открывается –

Внучка в ней вмещается.

Как тетя называется?..   (Матрешка)

 

Блицтурнир под №6 первое письмо от Алины Акбашевой, она хочет знать «Что это такое?»

- колеса-нос-крылья=самолет

- колеса-вагоны-паравоз=поезд

- колеса-кабина-руль=машина

 

Письмо №2 от Славы Кожуховского, он просит описать предмет, который потерялся. Описывая его по признакам, сравнивая с другими объектами. По принципу цвет, такой как у…, форма такая, как у… и т.д.

 

Уля Корюкова нас спрашивает: «Что с чем связано?» Уля считает

- дерево -… вода, ветки, птички, ветер, снег, гнездо, яблоки, корни…

- мама – работа, ребенок, сумка, конфеты, утюг, расческа, грибы…

 

Пришло еще одно письмо, которое мы не успели выложить на стол, от всех детей группы «Росинка» детского сада «Родничок», в нем дети шлют вам сердечный привет и наилучшие пожелания.

 

Финальная музыка (раздача сердечек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (в форме «Что, где, когда?») на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»

На собрании познакомила родителей детей группы с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Поупражняла в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Давать пред...

Родительское собрание в форме «Что, где, когда?» на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»

Задачи: познакомить родителей детей группы с правилами и ходом играм по технологии ТРИЗ. Поупражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы....

Родительское собрание в форме круглого стола - практикума на тему "Безопасность детей в наших руках"

Родительское собрание в форме круглого стола - практикума на тему "Безопасность детей в наших руках"...

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума на тему «Нет, жестокому обращению с детьми».

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикумана тему «Нет, жестокому обращению с детьми».Задачи: Познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видамижестоког...

Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках»

Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках»...

Конспект родительского собрания в форме семинара- мастер- класса на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;• актуализация...

Конспект нетрадиционного родительского собрания в форме «Беседа за чашкой чая» Тема: «Моя семья»

Время проведения: по плану воспитателя.Форма проведения: Беседа за чашкой чая.Цели: помочь родителям и детям осознать значимость семьи в жизни человека; воспитывать любовь и уважение к ...