Перспективное планирование по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
календарно-тематическое планирование

Долгополова Надежда Владимировна

В данном материале представлен перспективный план по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах во всех возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx43.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по обучению детей

игре на детских музыкальных инструментах

В данном материале представлен перспективный план по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах во всех возрастных группах.

Первая младшая группа

  Месяц

    Репертуар

       Задачи

    Методы и приемы

Сентябрь

 "Дождик" р.н. прибаутка.

Колокольчики

"Ах, вы, сени"р.н.м.

погремушки

Знакомить со звучанием треугольника. Обучать действию с колокольчиками, погремушками - накапливать опыт элементарного музицирования.

Наглядный: показ иллюстраций; показ педагогом игры, проговаривая "кап-кап".

Словесный: пояснения.

Практический: игра детей под пение взрослых.

Октябрь

"Дождик" русская народная мелодия

"Ножками затопали" муз. М. Раухвергер

"Танец с ложками" р.н.м.

Восприятие музыки. Обогащать музыкальные впечатления.

Знакомить со звучанием барабана.

Развивать позицию активного участника.

Наглядный: игра муз. руководителя на металлофоне.

Наглядный: игра марша на барабане (топ-топ).

Практический: игра детей, помощь взрослых.

Ноябрь

Д/и "На чем играю"

Плясовая. Погремушки.

Узнавать тембры инструментов.

Адекватно реагировать на веселую музыку.

Музыкально-дидактические

Внести ширму, дудочку, барабан.

Практический: игра детей.

Декабрь

"Машенька - Маша"

Муз. Невельштейн

Восприятие музыки. Узнавать знакомую пес-

ню.

Наглядный: игра муз. руководителя на металлофоне, триоле.

Январь

"Лошадка"    кубики, ложки.

Игра с погремушками.

"Елка" муз. Т. Попатенко

Развивать ритмический слух, учить передавать ритм шага и бега на кубиках, ложках.

Учить действовать с погремушкой.

Восприятие музыки. Воспитывать интерес к музыке.

Образно-ролевой: показ воспитателя.

Практический: упражнения детей.

Наглядный: показ воспитателя.

Практический: выполнение игровых действий.

Наглядный: игра на металлофоне муз. руководителя.

Февраль

"Бубен"  муз. Г. Фрида

Разбудим куклу Таню.

Знакомство со звучанием бубна, обучать технике игры на нем.

Закреплять технику игры на колокольчиках.

Наглядный: показ воспитателя.

Практический: упражнения  детей.

Практический: игра детей.

Март

"Птичка" муз. М. Раухвергер

"Птица и птенчики"

Колокольчики спят и пляшут.

Узнавать знакомую песню

Расширять музыкальный кругозор.

Различать высокие и низкие звуки.

Закреплять технические навыки, умение реагировать на начало и конец музыки (колокольчики звучат - колокольчики отдыхают, спят на ладошке).

Наглядный: игра муз. руководителя на триоле.

Наглядный: пение взрослых, игра на триоле (ре1-ре2)

Наглядный: показ взрослого.

Словесный: пояснения.

Практический: упражнения детей.

апрель

"Капельки"

"Солнышко"

"Разбудим котика"

Колокольчики.

Обучать технике игры на треугольнике. (Муз. руководитель держит треугольник, ребенок - палочку).

Восприятие музыки. Обогащать музыкальные впечатления.

Развивать ритмический слух. Учить убирать на ладошку.

Наглядный: показ музыкального руководителя.

Практический: игра детей.

Игра на металлофоне и пение взрослого.

Игровой: игровые действия с игрушкой.

Май

"Марш", "Капельки", "Разбудим Таню", "Бубен".

Закреплять технику игры на инструментах. (Барабан, треугольник, колокольчики, бубен).

Практический: игра детей.

             

Вторая младшая группа

Месяц

         Репертуар

               Задачи

       Методы и приемы

Сентябрь

"Дождик"

"Как у наших у ворот" р.н.м. Кубики, ложки.

Обучать технике игры на треугольнике.

Развивать ритмический слух детей.

Наглядный: показ игры.

Практический: упражнения детей.

Октябрь

"Как у наших у ворот" русская народная мелодия.

"Дождик"

Восприятие  плясовой мелодии. Обогащать музыкальные впечатления.

Закреплять навыки игры на треугольнике.

Наглядный: игра музыкального руководителя на металлофоне, на триоле.

Наглядный: показ взрослого

Практический: игра детей.

Ноябрь

"Лошадка"

"Петушок" р.н.м.

"Большой петушок и маленький"

Д/и "Тихие и громкие звоночки" муз. Тиличеевой.

"В огороде заинька" муз. Карасевой

Обучать приемам звукоизвлечения на ложках.

Восприятие музыки. Расширять музыкальный кругозор.

Развивать звуковысотный слух, различать высоту звуков в октаве.

Обучать игре на погремушках. Развивать динамический слух.

Учить детей играть на металлофоне техникой "глиссандо"- скольжение. (Зайчик убежал).

Наглядный: внести игрушку, показ игры взрослым.

Практический: упражнения детей.

Наглядно-слуховой: игра муз. руководителя на металлофоне.

Наглядный: иллюстрации, игра муз. руководителя на металлофоне, триоле.

Игровой.

Наглядный: показ педагога.

Практический: упражнения детей.

Декабрь

Д/и "Все мы музыканты" муз. Тиличеевой

"Зима" муз. Карасева

Обучать приемам игры на барабане, на колокольчиках; развивать тембровый слух.

Восприятие музыки. Воспитывать интерес к музыке, желание ее слушать.

Наглядный: пение песни, показ игры взрослым.

Наглядно-слуховой: исполнение муз. руководителя на металлофоне, триоле.

Январь

"Ладушки" р.н.м.

Д/и "Теремок" ( Разработка Э.П. Костиной.)

Восприятие музыки. Воспитывать желание играть на музыкальных инструментах.

Обучать приемам игры на бубне, металлофоне.

Наглядно-слуховой: игра муз. руководителя на триоле.

Наглядный: показ музыкального руководителя игры на бубне (как мышка бежит)

Практический: упражнения детей.

Февраль

"Очень любим маму" муз. Слонова

"Как у наших у ворот" р.н.м.

Лошадка идет -  муз. Гречанинова, лошадка бежит - муз. Потоловского. Ложки, кубики.

Д/и  "Теремок"

Восприятие музыки. Обогащать музыкальные впечатления.

Развивать ритмический слух. Обучать игре на кубиках, погремушках, бубне.

Накапливать опыт взаимодействия с музыкальными произведениями.

Обучать технике игры на металлофоне, бубне.

Наглядно-слуховой: игра муз. руководителя на триоле.

Практический: игра детей.

Словесный: пояснения.

Наглядный: Показ муз. руководителя игры на металлофоне (капельки дождя по крыше теремка). На бубне-разбудить мышку.

Практический: игра детей.

Март

Зима прошла" муз. Метлова

"Плясовая" р.н.м.

Колокольчики, ложки, погремушки, шуршунчики.

Д/и "Теремок", бубен, металлофон.

Восприятие музыки. Воспитывать навык культуры слушания.

Обучать приемам игры на бубне, колокольчиках, ложках, погремушках, металлофоне. Учить выбирать себе один музыкальный инструмент.

Наглядно-слуховой: игра муз. руководителя на металлофоне.

Практический: упражнения детей.

Наглядный: показ муз. руководителя игры на бубне (как бежит мышка, ежик). На металлофоне "песенка мышки, ежика".

Апрель

"Воробей" муз. Руббаха. Арфа, металлофон.

"Петушок" р.н.м.

"Дождик"

Д/и "Теремок"

Восприятие музыки. Накапливать представления об образном отражении в музыке событий окружающей жизни.

Обучать приемам игры на треугольнике, металлофоне.

Обучать технике игры на бубне тихо и громко.

Наглядно-слуховой: исполнение муз. руководителя на арфе , на металлофоне.

Наглядный: показ педагога.

Практический: упражнения детей.

Игровой.

Творческий: плясовая для мышки и ежика.

Май

"Игра с лошадкой" муз. А. Кишко

"Лошадка"

Д/и "Тихие и громкие звоночки" муз. Е. Тиличеевой

Восприятие музыки. Расширять музыкальный кругозор.

Закреплять навыки игры на ложках и кубиках.

Закреплять умение играть на погремушках громко и тихо. Развивать динамический слух.

Наглядно-слуховой: игра муз. руководителя на металлофоне.

Наглядный: показ педагога.

Практический: игра детей.

Игровой.

                       Средняя группа

Месяц

Репертуар, музыкальные инструменты

        Задачи

Методы и приемы

Сентябрь

Бубен: скачет зайчик, идет медведь.

Металлофон: "дождик".

Обучать приемам звукоизвлечения на бубне ладошкой и пальчиками. Учить правильно держать молоточек, легко касаться пластинок металлофона.

Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой. Показ иллюстраций, показ игры на бубне, металлофоне.

Практический: упражнения детей.

Октябрь

Ложки, кастаньеты оркестровые: знакомые интонации - "лошадка веселая, усталая".

В д/и использовать металлофон, бубен, погремушки, барабан.

Развивать сенсорные способности. Закреплять навыки игры на бубне, металлофоне, погремушке, барабане, ложках, кастаньетах. Учить узнавать инструменты по внешнему виду и по тембру звучания.

Игровой: д/и "Узнай инструмент", д/и "Кто нам повстречался".

Ноябрь

Рассказ "Случай в лесу. Музыкальные молоточки, металлофон, бубен, барабан, погремушки, треугольник, кубики.

Ритмизация слов - ритм своего имени.

"Научились мы считать"

Развивать ритмический и тембровый слух. Ритмизация слов; определять по ритмическому рисунку свое имя. Учить воспроизводить ритм слов на различных инструментах. Учить слышать в голосах природы звуки различных инструментов.

Прочтение потешки ритмослогами.

Наглядно-слуховой: рассказ "Случай в лесу" с озвучиванием голосов на разных инструментах.

Практический: упражнения детей.

Практический: ритмодекламация, игра на кубиках, муз. молоточках.

Декабрь

Четверостишия, потешки. Кубики, муз. молоточки, металлофон.

"Я с комариком плясала" р.н.м.

1-треугольник, колокольчики.2 бубен, погремушки.

Развивать ритмический слух. Ритмизация слов. Учить передавать ритмический рисунок потешки, четверостишия. Развивать навыки продолжения ритма

Учить реагировать на смену регистров.

Наглядный: показ педагога.

Словесный: пояснения.

Практический: упражнения детей.

Практический: игра детьми двумя подгруппами.

Январь

Потешка  "Большие ноги шли по дороге".  Д/и "Чьи детки", "Кто как кричит. Металлофон.

Развивать звуковысотный слух. Знакомить с расположением высоких и низких звуков и пластинок на металлофоне.

Наглядный: показ педагога, пропевание звуков.

Словесный: пояснения.

Практический: упражнения детей.

Игровой: д/и "Чьи детки", "Кто как кричит".

Февраль

Потешка "Есть у Оли петушок" - металлофон.

"Маме песенку пою" муз. Попатенко - треугольники, колокольчики.

Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса. Учить аккомпанировать себе в пении. Учить играть на одной и на двух близлежащих пластинах металлофона.

Наглядный: показ педагога.

Практический: упражнения детей.

Игровой: образно-ролевой -обыгрывание петушка.

Март

Попевки: "Я иду с цветами", "Детский сад", "Андрей - воробей".

Учить передавать ритм. Подводить к игре ансамблем.

Наглядный: пропевание попевок, отхлопывание ритма, показ техники игры, выкладывать ритм на фланелеграфе.

Практический:  упражнения детей.

апрель

Попевка "Сорока", металлофон.

Развивать звуковысотный и ритмический слух. Учить играть на двух пластинах металлофона. Закреплять технику игры.

Наглядный: пение  попевки, отхлопывание ритма, показ техники игры, выкладывать ритм на фланелеграфе. Показ педагога техники игры на металлофоне.

Словесный: пояснения.

Май

Попевки из "Музыкального букваря". Металлофон.

Развлечение "Обезьянка и музыканты"

Закреплять умение правильно держать молоточек, извлекать звуки. Учить играть ансамблем.

Принимать посильное участие.

Практический: игра детей.

Упражнения на продолжение ритма:

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут,                        - играют на кубиках.

 А круглые колесики все тук, тук, да тук.                     -  играют на муз. молоточках.

Загудел паровоз и вагончики повез           -  играют на металлофонах (одна пластина)          

Чох, чох, чу, чу, я далеко покачу                  -  играют на погремушках.                                                                                                  

                                           

Старшая группа

Месяц

Репертуар, музыкальные инструменты.

        Задачи

Методы и приемы

Сентябрь

Четверостишия:"Большие ноги", "Есть у Оли петушок", "Матрешка"

Накопление слухового опыта. Закрепление знаний, полученных в средней группе. Вспомнить расположение высоких и низких звуков - пластин на металлофоне.

Наглядный: показ педагога, пропевание попевок.

Практический:  Упражнения детей.

Игровой: действия с матрешкой.

Октябрь

Попевка "Петушок"

Марш - бубен, барабан.

Развитие творческой активности детей. Учить играть ансамблем попевки из букваря на одной пластине металлофона.

Учить импровизировать простейшие ритмы.

Наглядный: игра на металлофоне и выкладывание ритма на фланелеграфе.

Практический: игра детей.

Творческий: импровизировать простейшие ритмы.

Ноябрь

Попевки: " Лесенка", "Цирковые собачки", "Светит солнышко", "Козочка". Металлофон.

Вот иду я вверх,

Вот иду я вниз.

Светит солнышко

К нам в окошечко.

Козочку свою

На лужок веду.

Обогащать музыкальный опыт детей. Знакомить с движением мелодии вверх и вниз. Обучать детей играть на металлофоне мелодии, включающие небольшие и широкие отрезки звукоряда. Учить выкладывать на фланелеграфе движение мелодии вверх и вниз.

Наглядно-зрительный: действия с матрешкой на музыкальной лесенке. Наглядно-слуховой: игра педагога на металлофоне, пение попевок.

Словесный: пояснения.

Практический: упражнения детей, показ рукой движения мелодии.

Декабрь

"В лесу родилась елочка" муз. Бекман

Треугольники, погремушки, колокольчики, бубны, ложки, барабан.

Воспитывать интерес к музыке, желание играть на музыкальных инструментах. Помочь детям подобрать музыкальные инструменты, характеризующие персонажей песни. Развивать творческую активность.

Слуховой: знакомство и пение песни.

Проблемный,  частично-поисковый: выбор инструментов.

Практический: пение песни, игра детей на инструментах.

Январь

"Снеговик"

Металлофон

(Снеговик, снеговик,

 Ты к морозам привык. Не пугают тебя

Ни метель ни холода.

Развивать ритмический и звуковысотный слух. Учить играть небольшие отрезки звукоряда, идущие вниз. Подводить к игре ансамблем.

Наглядный: пение попевки, выкладывание на фланелеграфе ритма и движения мелодии попевки.

Практический: пение, отхлопывание ритма и игра детей.

Февраль

"Вагончики зеленые", "Паровоз", "Шапка да шубка - вот и весь Мишутка".

Развивать ритмический слух детей. Обучать навыкам поочередной игры, соблюдению динамики, общего ритма, темпа.

Словесный: пояснения, вопросы.

Практический: игра детей двумя подгруппами.

Март

"Гавот" муз. Госсека

Колокольчики, треугольник, бубны, погремушки.

Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса. Развивать ритмический слух, музыкальную память, музыкальное мышление. Закреплять технику игры на шумовых инструментах.

Наглядный: исполнение взрослых.

Словесный: пояснения.

Практический: упражнения детей.

Апрель

"Народная прибаутка" р.н.м.

Металлофон

Закреплять навыки игры ансамблем. Учить играть мелодии, построенные на узких интервалах и небольших отрезках звукоряда.

Наглядный: пение и исполнение взрослых.

Практический: пение прибаутки, выкладывание на фланелеграфе ритма и движения мелодии, дирижирование.

Май

"Лесенка", "Василек", "Прибаутка".

металлофон

Закрепление навыков, полученных в течение года.

Словесный: напоминания, пояснения.

Практический: игра детей.

Большие ноги шли по дороге -   топ, топ, топ.      До-1, четверти.

Маленькие ножки бежали по дорожке - топ, топ, топ, топ, топ. До-2, восьмые.

У меня на окошке кукла матрешка. Стоит, улыбается, посередине открывается…

Три матрешки встали в ряд, песенки пропеть хотят.

Большая:  Я матрешка, вот какая крошка - до-1,

Средняя:  Я матрешка, вот какая крошка - соль-1,

Маленькая: Я матрешка, вот какая крошка - до-2.                                                              Есть у Оли петушок, петь умеет хорошо. Как он поет? Он пропевает имя своей хозяйки: О-ля. (Играть на двух рядом расположенных пластинах. Например, соль-фа.) Есть у Миши петушок…

Подготовительная к школе группа

     Месяц

Репертуар, музыкальные инструменты

            Задачи

Методы и приемы

Сентябрь

"Лесенка", "Козочка", "Солнышко", "Василек"

металлофон

Накопление слухового опыта. Развивать звуковысотный и ритмический слух. Закрепить умение играть мелодии, включающие небольшие и широкие отрезки звукоряда. Закреплять умение работать на фланелеграфе.

Наглядный: показ педагога под пение.

Словесный: пояснения, вопросы.

Практический: игра детей, работа с фланелеграфом, показ рукой движения мелодии.

Игровой: д/и "прогулка".

Октябрь

"Латвийская полька" народная мелодия

Треугольник, бубны, барабан.

Развивать музыкальную память. Учить играть небольшие ритмические фразы, вовремя начинать и заканчивать свои партии. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.

Наглядный: показ игры педагогом.

Словесный: рассказ о споре инструментов. Пояснения.

Практический: отхлопывание ритмов, игра детей.

Ноябрь

"Барашеньки" р.н.м.

Аккордеон, металлофон, треугольник.

Обогащать музыкальный опыт детей. Знакомить с новым инструментом - аккордеон, техникой игры на нем. Учить играть мелодии, состоящие из повторяющихся мотивов; мелодии, построенные на близких интервалах (секунда, терция, кварта).

Наглядный: показ игры на аккордеоне.

Словесный: пояснения, вопросы.

Практический: отхлопывание ритма, показ рукой движения мелодии, игра детей.

Ноябрь -декабрь

"Во саду ли, в огороде" р.н.м.

Аккордеоны, маракасы,

Металлофоны, треугольник.

Содействовать возникновению и первоначальному проявлению  музыкального вкуса. Учить детей играть мелодии, включающие широкие отрезки звукоряда. Своевременно вступать и заканчивать свои партии, сохранять общий темп.

Наглядный: показ игры на аккордеоне.

Словесный: пояснения, вопросы.

Практический: отхлопывание ритма, показ рукой движения мелодии, игра детей.

Январь

"Музыкальная шкатулка" муз. Некрасова.

Арфы.

Обогащать музыкальные впечатления детей, расширять музыкальный кругозор. Знакомить с новым инструментом, техникой игры на нем.

Наглядный: Рассмотреть музыкальную шкатулку, послушать ее мелодию. Показать способ  игры на арфе с помощью медиатора.

Словесный: пояснения.

Практический: игра детей.

Февраль

"Вальс" муз. Тиличеевой

Триолы, металлофоны, маракас.

Воспитывать интерес к музыке, желание играть на музыкальных инструментах. Обучать технике игры на триоле. Учить детей играть мелодии, построенные на небольших отрезках звукоряда и узких интервалах, имеющие паузы, половинные ноты.

Наглядный: показ педагогом игры на триоле.

Словесный: пояснения.

Практический: отмечать ритмический рисунок, показать рукой движение мелодии, игра детей на музыкальных инструментах.

Март

"Во поле береза стояла" р.н.м.

Металлофоны, треугольники, бубны, колокольчики.

Накапливать эмоционально-практический опыт общения с музыкой. Учить детей играть широкие отрезки звукоряда, разнообразные интонационные ходы и ритмы. Своевременно вступать и заканчивать свои партии, выдерживать четвертные и половинные паузы, оттенки меццо-форте, пиано.

Наглядный: показ различных оттенков при игре на металлофоне.

Словесный: пояснения.

Практический: отхлопывание ритма, показ рукой движения мелодии, игра на музыкальных инструментах.

Апрель

"Весенний хоровод" муз. Шайкис

Вступление к песне - арфы.

Воспитывать музыкальный и эстетический вкус. Закреплять умение играть на арфе по трафарету, правильно держать медиатор, мягко и упруго задевать струны.

Наглядный: показ игры педагогом.

Словесный: пояснения,

Практический: отхлопывание ритма, упражнения на арфе.

Май

Повторение репертуара, разученного в течение года.

Формировать запас музыкальных впечатлений.

Практический: игра ансамблем, в оркестре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе

Перспективный план по развитию элементарного музицирования иобучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе СЕНТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуар...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬВИДЫРЕПЕРТУАРЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯСРЕДСТВАМУЗЫКАЛЬНО-  ВОСПИТАНИЯТВОРЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   1. Музыкальные1. СлушаниеПредложить детям узнать назв...

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах (старший возраст 5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческойдеятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание музыки    «Кукушка» Л. Дакен...

Перспективный план работы по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в средней группе

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание: Л. Дакен «Кукушка» (грамзапись)2. Песня Р. Леденев «Д...

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...