Статья "Особенности организации работы в группах раннего возраста"
статья (младшая группа) на тему
Особенности организации работы в группах раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации работы в группах раннего возраста.
Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 1,5 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он научается видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребёнок не получит в раннем возрасте, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Особенно важна и актуальна проблема здоровья ребёнка в период поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо организовать помощь детям, поступающим в детский сад и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ. Необходимым условием этого является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского сада, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.
В нашем дошкольном учреждении работа проводится в несколько этапов:
-подготовительный;
-этап наблюдения;
-этап анализа и выводов.
Задачи первого периода – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Проблемы, связанные с поступлением ребёнка в группу раннего возраста, начинаем с организации и повышения педагогической компетентности родителей.
Основными функциями являются:
-облегчение адаптационного периода детей раннего возраста;
-обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;
-забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;
-сохранение и укрепление здоровья;
-содействие личностному развитию детей раннего возраста;
-взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.
Планирование осуществляется с учетом запросов и пожеланий родителей. В программе – знакомство с организацией жизни малышей в детском саду, режимом дня, консультации по вопросам питания, организации гигиенических процедур, игровой деятельности детей, развития речи. На родительских собраниях знакомим родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста, с особенностями адаптационного периода. Проводится анкетирование родителей.
При организации поэтапного приёма вновь поступающих детей выработаны следующие правила:
- утренний осмотр проводит медсестра совместно с воспитателем;
- принимать не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели могли уделить им максимум внимания, поскольку наступил этап наблюдений;
- время пребывания в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания ребенка к условиям детского сада. Данный вопрос решается совместно с врачом и воспитателями;
- в период адаптации учитываются все индивидуальные привычки ребёнка и сохраняются привычные для ребёнка воспитательные приёмы.
Со дня поступления ребёнка в детский сад воспитателями ведётся лист наблюдений за ребёнком, где отмечаются: аппетит, сон, настроение, активность, уровень развития речи. Медицинским работником отслеживается заболеваемость, соответствие главным антропометрическим показателям физического развития.
На основании наблюдений за детьми, выявляются проблемы, которые решаются при активной работе с родителями, через консультирование, рекомендации, посещение родительских собраний.
На последнем этапе анализа и выводов происходит обработка результатов и анализ адаптационных листов.
Педагогический процесс организуем в соответствии с программой «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
Одним из определяющих факторов воспитания малыша является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребёнка, в котором уютно и радостно.
Для комфортного пребывания детей в детском саду созданы все необходимые условия: имеются групповые и спальные комнаты, стены которых покрашены в нежные цвета, комнаты для гигиенических процедур, имеется разнообразная детская мебель, диваны. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В группах есть необходимое количество игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счёты, кубики, лабиринты, набор объёмных геометрических форм. В каждой группе есть кукольный уголок, где дети совместно с воспитателем получают сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладевают навыками действий с этими предметами. В игровых уголках собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим предметам быта; игровая мебель: кроватки, стол, шкафы для посуды, куклы, посуда, комплекты постельного белья.
Особое внимание в группах раннего возраста уделяем развитию речи. Считаем одним из важных условий развития речевой активности детей организацию речевых уголков. Все они оформлены в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными учителем-логопедом.
Немаловажное значение для развития речи малыша имеют занятия в театральных уголках, которые снабжены разными видами театров.
Центры воды и песка, уголки для опытно-экспериментальной деятельности созданы для организации исследовательской работы с детьми, которая направлена на развитие любознательности ребёнка с первых лет его жизни. Здесь есть совочки, разнообразные формочки, наборы резиновых игрушек. Дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют представления о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику.
Роль музыки у детей очень велика. Приобщая ребёнка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному. Многие пособия для развития музыкальных способностей воспитатели делают своими руками, оформляя музыкальные уголки. В группе есть аудио - кассеты и диски с музыкой для детей, с песнями из детских кино - и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными.
Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Поэтому очень важно не упустить ранний возраст, наиболее благоприятный для этого. Педагоги создают условия для развития изобразительной деятельности, оформляя уголки, заботятся о том, чтобы в поле зрения малыша оказались цветные карандаши, фломастеры, мелки, бумага. Используем и нетрадиционные материалы для рисования и лепки, это цветной песок, тесто. Наша цель на данном этапе закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия.
Организация развивающей среды направлена на социально-коммуникативное развитие ребёнка, поэтому в группах есть различные уголки для игр девочек и мальчиков, уголки ряжения, уголки уединения, различные ширмы.
Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребёнка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В группах созданы уголки для развития движений, где есть необходимое оборудование: массажные коврики, различные полянки, дорожки для перешагивания, воротики для подлезания, мячи разного размера и фактуры, ленточки, султанчики, платочки, маски и шапочки, необходимые для проведения утренней гимнастики и корригирующей гимнастики, для организации подвижных и самостоятельных игр детей этого возраста. Здесь же находятся машины, на которых малыши могут кататься сами, лодочки-качалки, тележки, каталки, коляски. Они дают детям возможность активно двигаться.
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе имеются, семейные альбомы, в спальне любимые игрушки детей.
Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. Для успешной реализации задач по воспитанию детей необходим высокий профессиональный уровень педагогов и младшего обслуживающего персонала групп раннего возраста. Поэтому постоянно совершенствуется система методической работы. Основными задачами методической работы являются:
-научить педагогов и обслуживающий персонал находить подход к каждому ребёнку, уважать ребёнка как личность, быть внимательным, отзывчивым;
-сформировать умения наблюдать и анализировать поведение детей, уровень их развития;
-профессионально консультировать родителей по вопросам педагогики и психологии раннего детства.
Диаграмма уровня адаптации детей показывает, что процент числа детей с тяжёлой степенью адаптации не высок. Малыши быстро привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакты с взрослыми и сверстниками. Это позволяет нам судить о правильной организации работы всего педагогического процесса, связанного с адаптацией детей.
Развивающая и, постоянно обновляющаяся предметная среда, позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья ребёнка.
Родители детей, поступающих в детский сад, повышают свой уровень в вопросах воспитания детей раннего возраста, повышается количество родителей, доверяющих воспитателю, активность родителей в подготовке детей к детскому саду.
Таким образом, чёткая, профессиональная слаженная работа педагогов, медицинского работника, логопеда, участие родителей, заинтересованность педагогов, является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду и даёт положительные результаты в воспитании и обучении детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Организация работы с дошкольниками раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения"
полезные советы в работе воспитателей и в работе с родителями...
Опыт работы "Организация работы с дошкольниками раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения"
представляет практическую ценность в работе с детьми в адаптационный период...
"Организация работы педагогов групп раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО".
Работа педагогов групп раннего возраста....
Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.
Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...
Представление опыта работы на районном семинаре «Организация педагогической работы в группах раннего возраста»
материалы к семинару...
Доклад для воспитателей на тему: "Специфика организации работы в группах раннего возраста с учетом современных требований"
В материалах рассмотрены особенности воспитательно-образовательной работы в группах детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями...