Методическая разработка по взаимодействию с родителями воспитанников ДОУ Мастер - класс «Необычными вещами рисовать умеем сами»
презентация к уроку (старшая группа)

Борисова Екатерина Владимировна

 

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, поднимает настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Развитие интереса к рисованию способствует не только реализации традиционных задач по формированию изобразительных умений и навыков, но и коррекции эмоциональной и познавательной сферы ребенка, и такой интерес невозможно сформировать без помощи семьи. Поэтому семейное воспитание оказывает большое влияние на формирование интереса к данному виду деятельности. Совместные занятия в детском саду и семье  формируют у дошкольников устойчивый интерес к изобразительному искусству.

Слайдовое сопровождение мастер - класса можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/dEP7mhW1j0zoNw

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_neobychnymi_veshchami_risovat_umeem_sami.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад «Морошка»

Методическая разработка по взаимодействию с родителями воспитанников ДОУ

Мастер -  класс

«Необычными вещами рисовать умеем сами»

Подготовила:

Борисова Е.В. воспитатель

с.п. Куть-Ях, 2018 г.

Пояснительная записка

Формирование творческой личности  – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством ее решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование – это одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью дошкольников. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей. Рисование карандашами, кистью, фломастерами требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие данных знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения разнообразных техник рисования на занятиях привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию рисования. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном  виде творчества.

У детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения. Это мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми,  далекими от реальности. Из-за этого у многих детей пропадает  желание рисовать. Задачи активизации творческих способностей детей сориентировали меня на необходимость поиска новых способов художественного выражения. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, поднимает настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Развитие интереса к рисованию способствует не только реализации традиционных задач по формированию изобразительных умений и навыков, но и коррекции эмоциональной и познавательной сферы ребенка, и такой интерес невозможно сформировать без помощи семьи. Поэтому семейное воспитание оказывает большое влияние на формирование интереса к данному виду деятельности. Совместные занятия в детском саду и семье  формируют у дошкольников устойчивый интерес к изобразительному искусству.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы для мастер - класса: «Необычными вещами рисовать умеем сами».

Основная часть

Мастер – класс с участием родителей на тему: «Необычными вещами рисовать умеем сами».

Цель: познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования.
  2. Стимулировать родителей к совместному творчеству с детьми.
  3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

Участники мастер класса: дети, родители и воспитатель.

Предварительная работа:

  1. Пригласительные для родителей.
  2. Анкетирование родителей (приложение №1).
  3. Выставка детских рисунков в различной технике рисования.
  4. Оформление памятки для родителей (приложение №2)
  5. Выставка материалов, которые используются в нетрадиционном рисовании.
  6. Оформление группы цитатой. Цитата «От того, как прошло детство, кто вел ребенка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухамлинский.
  7. Подбор музыкального оформления П.И. Чайковского.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Материалы: кисточки, баночки с водой, пробки, влажные салфетки, поролон, свеча + акварель, зубные щетки, коктельные трубочки, картон, бумажные салфетки, клей ПВА.

Алгоритм проведения мастер - класса:

  1. Анкетирование.
  2. Мастер – класс.
  3. Деятельность с участниками мастер – класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.
  4. Показ на экране слайд – шоу  «Рисуют наши дети»
  5. Рефлексия.

Ход работы мастер – класса.

  1. Организационный момент

Воспитатель:  (Звучит тихая музыка,  родители заходят в группу педагог предлагает образовать круг).

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас у нас в гостях!

Наша встреча необычна. Это не собрание, не консультация, а мастер – класс, а значит, вы сможете проявить фантазию и творческие способности в процессе изобразительной деятельности.

  Предлагаю познакомиться поближе, ведь нам предстоит тесное сотрудничество и общение друг с другом. Поиграем в коммуникативную игру «Будем знакомы» - мы будем передавать друг другу «волшебную палочку» и называть свое имя.

Воспитатель берет в руки карандаш, представляется, кратко рассказывает о себе (стаж работы, образование, на каких возрастных группах работал). Передает карандаш родителям, родители называют свое имя, стоя в кругу и передавая друг другу «волшебную палочку».

- Вот мы и познакомились, уважаемые родители, и, обратите внимание, как легко мы превратили обычный карандаш в волшебную палочку! В этом и заключается сила воображения, когда в умственном плане происходят преобразования одних предметов в другие, придумываются небылицы и многое другое.

2. Вводная часть.

Воспитатель: Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Главную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно – развивающей среды необходимо учитывать, что содержание должно носить развивающий характер, и быть направленно на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, быть доступным и соответствующим возрастным особенностям детей. А сколько дома ненужных интересных вещей! (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько здесь всего интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатите центр продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем  хочешь и как хочешь, а также можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по ним можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, и что огорчает.

По мнению некоторых родителей, их ребенок робеет перед листом чистой бумаги, не решается приступить к рисованию, боясь не справиться с работой. Поможет ли родителям наша сегодняшняя беседа решить данную проблему?

Воспитатель: Да, уверена, что поможет, потому что использование нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах и пространственное мышление; учит детей свободно выражать свои мысли; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей использовать разнообразный материал; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объемности; развивает мелкую моторику рук и творческие способности.

3. Основная часть.

Воспитатель: Обратите внимание на экран. Как вы думаете, что обозначают данные термины? (Родители высказывают свои предложения.)

- Все упомянутые техники и еще многие другие называются нетрадиционными техниками рисования. Они необычны, поскольку включают в учебный процесс не только изобразительные материалы, но и различные предметы быта: коктейльные трубочки, губки для мытья посуды, свечи, крупы и многое другое. Вы можете задать вполне закономерный вопрос: зачем это нужно? Отвечу: это интересно детям и дает отличные результаты. Их вы можете увидеть сейчас на нашей выставке.

4. Практическая часть.

Воспитатель: - А вот и гости к нам пришли. Встречайте, это ваши детки. Они хотят Вам прочесть стихотворения. (Дети читают стихотворения)

Теперь перейдём к практическому использованию полученной информации. Изобразим осеннюю берёзку. А ваши детки вам помогут в этом. Возьмите один лист бумаги на двоих и приступим к работе. 

(Под музыку П.И. Чайковского выполняют задание.)

Воспитатель: Сначала мы сделаем оттиск мятой бумагой 

( поролона, пенопласта, ластика, мятой бумаги, пробки). Для этого нам понадобятся следующие материалы: миска, либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Для того чтобы получить изображение, прижимаем печатку к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и миска, и печатка.

Этот метод вызывает интерес к нетрадиционной форме рисования, развивает творческое воображение детей, развивает чувство композиции и колорита.

Воспитатель:  Теперь испробуем другой способ работы - тычок жёсткой полусухой кистью. Изобразим праздничную ёлочку.                        Для этого нам понадобятся материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.        Способ получения изображения: опускаем в гуашь кисть и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Заполняется весь лист, контур или шаблон.

Этот метод помогает передать особенности строения ёлочки и размещение в пространстве, формирует способы зрительного обследования натуры.

Воспитатель:  следующий метод – пуантализм.

Материалы: трафарет «рыбка» (формат А4), гуашь, ватные палочки

Способ получения изображения: Берем ватную палочку, сначала окунаем ее в воду, затем в краску и методом «тычка» заполняем весь рисунок соответствующими цветами.

Метод пуантализма оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.

Воспитатель:  Следующий метод рисования - набрызг.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: набираем краску на кисть и ударяем кистью о картон, который держим над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Для рисования в технике “набрызг” понадобятся  акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Способ получения изображения: смочить щетку водой, стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс, набрать немного краски на зубную щетку, взять щетку в левую руку, а стеку в правую. Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги распыляются на бумагу. При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости от количества цветов и  интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Метод набрызга развивает фантазию, воображение, учит дорисовывать недостающие детали.

Воспитатель:  Кляксография с трубочкой - это способ рисования с помощью коктельной трубочки. С помощью этой техники мы изобразим осенние деревья.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в миске, коктельная трубочка.  

Способ получения изображения:  зачерпнуть пластиковой ложкой краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку), коктейльной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.  Когда клякса разделится на несколько веточек, выдуваем их по отдельности в нужном направлении.         Этот метод учит детей рисовать в стилистике кружевоплетения.

Воспитатель:  Для выполнения монотипии предметной нам понадобятся материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине раскрашивается трафарет  бабочки, на другой получается ее вторая половина, крыльев  (отпечаток).  Выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Этот метод развивает фантазию, воображение, продолжает учить дорисовывать элементы концом кисти.

Воспитатель:  Рассмотрим метод «восковые мелки + акварель». Портрет зимушки - зимы.

Для этого понадобятся материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: рисуем восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

Этот метод позволяет закреплять умение аккуратно тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый); развивать цветовосприятие.

Воспитатель:  Последний метод «Свеча + акварель». Звёздная ночь.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: рисуем свечой на бумаге; затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Данный метод развивает чувство композиции, вырабатывает умение тонировать рисунок акварелью.

       5. Заключительная часть.

Воспитатель: Уважаемые родители, наш мастер-класс подошел к концу. У вас получились замечательные и оригинальные работы в необычных техниках. Вы можете гордиться вашими детками, они оказались хорошими помощниками, и я надеюсь, что теперь с детьми в свободное время вы придумаете немало интересных способов рисования. Предлагаю посмотреть на ваших детей из их жизни в детском саду. (Показ слайд – шоу «Рисуют наши дети!»)

  1. Рефлексия

Предлагаю вам написать несколько слов о сегодняшней встрече,  выразить свой эмоциональный отзыв, свои пожелания, замечания, что понравилось, и что наоборот, вам хотелось бы изменить, хотели бы вы еще принять участие в подобном мероприятии какие вопросы вы хотели бы рассмотреть при следующей встрече. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Самоанализ мастер – класса «Необычными вещами рисовать умеем сами».

Мастер – класс по художественно – эстетическому развитию в средней группе, который был разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Данное мероприятие позволяет решить проблему взаимодействия педагогов и родителей по художественно – эстетическому развитию.

Благодаря совместным мероприятиям, у родителей создаются предпосылки содержательного общения со своими детьми, вырабатывается потребность в совместной деятельности.

Цель мастер-класса: познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования.
  2. Стимулировать родителей к совместному творчеству с детьми.
  3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

Мероприятие состоит из 4 частей: организационной, вводной, основной, заключительной.

Цель первой части мероприятия - создание условий для эмоционального сближения.

Втора часть содержит теоретическую информацию, подводящую к основной теме мероприятия.

Цель третей части (с детьми) заключается в создании условий для эмоционального сближения и взаимодействия родителей и детей. Итогом продуктивной деятельности стали совместные работы выполнены в нетрадиционных техниках рисования.

Четвертая, заключительная часть направлена на подведение итогов.

Для более эффективного включения родителей в образовательный процесс была проведена предварительная работа: анкетирование родителей, изготовление «пригласительных».

Родители и дети выступают на мероприятии в первую очередь как партнеры по взаимодействию, взаимопониманию, взаимопомощи.

Результатом своей педагогической деятельности считаю проведение рефлексии по организации взаимодействия с родителями. Участникам предложено выразить свой эмоциональный отзыв, а также вопросы и пожелания. Что позволило мне оценить допущенные ошибки и выбрать методы, приемы и способы их устранения.

Приложение 1. 

Анкета для родителей  «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Цель: определить компетентность родителей в вопросе развития у дошкольников навыков рисования.

  1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ?
  2. Чем ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги или чем-то другим?)
  3. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, акварелью, углем, сангиной, цветными восковыми мелками, фломастерами или др.?)
  4. Какие темы наиболее часто изображает ребенок?
  5. Как используются детские работы: собираются, устраиваются выставки, периодически рассматриваете с ребенком и т.д.?
  6. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?
  7. Рисует ли кто-нибудь  дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?)
  8. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?
  9. Имеются ли дома произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, народное декоративное искусство? К какому виду проявляет ребенок интерес?
  10.  Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2. 

Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования для детей»

Уважаемые родители!

Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования.

Веселые брызги. Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона.

Отпечатки листьев. На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски  так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

Штампы. Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получается удобная ручка у готовой печатки.

Теперь нужно прижать ее к подушечке с краской, а затем - к листу бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную.

Рисование по сырой (мокрой) бумаге. Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кисточкой или пальцами нанести изображение.

На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы.

Рисование губкой. Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге.

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».

Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.

Желаю Вам творческих успехов!

Приложение 3.

Источник публикации презентации мастер – класса

 

Слайдовое сопровождение мастер - класса можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/dEP7mhW1j0zoNw 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами»

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у д...

Мастер - класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами».

Эта  рекомендация  проведения мастер-класса с родителями поможет воспитателям в их работе....

Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами» (С использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме)

Цель:·         Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в детском саду.·...

Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами» (С использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме)

Цель:·         Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в детском саду.·...

Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами»

Цель:·         Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в детском саду.·...

Мастер – класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами»

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.Задачи:1. Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми младшего дошкольног...

Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами»

Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в детском саду.Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками д...