Характеристика развития сюжетно-ролевых игр
материал

Абалян Аида Владимировна

Компоненты игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика развития сюжетно-ролевых игр

Компоненты игры

Г. А. - средняя группа(4 года)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

А. Ю. - старшая группа (6 лет).  Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Замысел игры обсуждает со сверстником, учитывает мнение партнера, но является лидером. Перспективы игры не видит, но замысел развивается по ходу игры, часто импровизируют. Зовут в игру других детей, объясняют его роль в игре.

Замысел игры возникает по предложению партнера, принимает и учитывает точку зрения партнера. Ребенок застенчивый, формировать игровую цель не умеет.

Содержание игр

В игре дети отображают действие с предметами (весы, касса, муляжи овощей и фруктов). Отображают отношение продавца к покупателю и наоборот. Дети часто играют в эту игру.

Основное содержание игры – действие с предметами, бытовые и общественные отношения.

Сюжет игры

Ребенок может быть участником нескольких событий (он и продавец и мама и повар сразу). Источник сюжетов в основном  из наблюдений за родителями.

С помощью партнера может строить и развивать  сюжет игры, но берет на себя одну роль и сохраняет ее до конца игры. Источник сюжета наблюдение, рассказ взрослого, мультфильмы.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Обозначают роль словом «Я буду продавец, а ты мама, которая пришла за продуктами».  Во взаимодействии с партнером использует ролевую речь, предметные действия, мимику. Передает характер, особенности персонажа. Ребенок предпочитает играть в игровом сообществе.  Может выполнять две, три роли в разных играх. Любимая роль продавец т. к. мама работает в магазине продавцом.

В процессе игры обозначает свою роль. Во взаимодействии с партнером по игре использует речь, мимику, предметные действия. В распределении ролей играет второстепенную роль.

Ребенок предпочитает играть один.

Игровые действия, игровые предметы

В игре использует предметы заместители, природный материал, воображаемые предметы. Дает словесные обозначения предметам – заместителям, предлагает свой материал партнеру. Играет с воображаемым героем.

Дает словесные обозначения предметам-заместителям, но инициатором выбора является партнер, свой вариант не предлагает.

Играет с воображаемым героем.

Правила игры

Соблюдает правила игры и следит за выполнением правил другими детьми. К нарушениям и замечаниям относиться адекватно.

Соблюдает правила игры. К нарушениям и замечаниям относиться спокойно, адекватно.

Достижение результата игры

Ребенок не может соотносить первоначальный замысел с достигнутым результатом (в начале игры  продавец, в конце игры повар).

Ребенок играет по первоначальному замыслу и сохраняет его до конца игры.

Особенности конфликтов в игре

Конфликты возникают чаще всего из за распределение ролей и обладанием игрушкой.

В конфликтные ситуации не вступает.

Игровая среда

Игровую среду подбирает по ходу игры, использует предложенные  игровые оборудования.

Игровую среду подбирает по ходу игры, использует предложенные игровые оборудования.

Роль взрослого в руководстве игрой.

Ребенок обращается к взрослому в процессе игры в основном по поводу разрешения конфликтных ситуаций. Предлагает взрослому принят участие в игре.

Ребенок не обращается к взрослому в процессе игры, но принимает помощь взрослого.

Рекомендации для педагогов и родителей

Рекомендации для воспитателя:

Развивать игровые умения ребенка, избегать конфликтные ситуации, обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде, их отношений с помощью экскурсий, бесед. развивать  психические процессы (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

Подбадривать и хвалить ребенка, отмечая все его достижения, развивать игровые умения. Если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтоб  никто друг друга не обижал». Если у ребенка что то получилось лучше чем у других, то предложить ему научить остальных детей, т.е. дать инициативу проявить себя и быть смелее. Вовлекать ребенка в групповые  мероприятия, стимулировать, хвалить, дать возможность ребенку быть вашим помощником.

Рекомендации для родителей:

Беседовать с ребенком о профессиях взрослых, рассматривание картинок, соответствующих иллюстраций, чем интересна та или иная профессия. Объяснить ребенку, что игрушкой нужно делиться, не вступать в конфликтные ситуации.

Старайтесь подмечать все  малейшие достижения вашего ребенка и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребёнка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком.

Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми при этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры"

Игра ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидени...

Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

В должности заведующей работаю недавно, до этого я почти всю жизнь проработала воспитателем.  Считаю, что игра - основной вид деятельности детей в ДОУ. Предлагаю Вашему вниманию работу...

Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности....

Развитие сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников

об сюжетно-ролевых играх младших дошкольников...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

«Развивающая многофункциональная напольная ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно - ролевых игр»

Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами....

Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста

Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей....