Характеристика развития сюжетно-ролевых игр
материал
Предварительный просмотр:
Характеристика развития сюжетно-ролевых игр
Компоненты игры | Г. А. - средняя группа(4 года) Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | А. Ю. - старшая группа (6 лет). Сюжетно-ролевая игра «Магазин» |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | Замысел игры обсуждает со сверстником, учитывает мнение партнера, но является лидером. Перспективы игры не видит, но замысел развивается по ходу игры, часто импровизируют. Зовут в игру других детей, объясняют его роль в игре. | Замысел игры возникает по предложению партнера, принимает и учитывает точку зрения партнера. Ребенок застенчивый, формировать игровую цель не умеет. |
Содержание игр | В игре дети отображают действие с предметами (весы, касса, муляжи овощей и фруктов). Отображают отношение продавца к покупателю и наоборот. Дети часто играют в эту игру. | Основное содержание игры – действие с предметами, бытовые и общественные отношения. |
Сюжет игры | Ребенок может быть участником нескольких событий (он и продавец и мама и повар сразу). Источник сюжетов в основном из наблюдений за родителями. | С помощью партнера может строить и развивать сюжет игры, но берет на себя одну роль и сохраняет ее до конца игры. Источник сюжета наблюдение, рассказ взрослого, мультфильмы. |
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | Обозначают роль словом «Я буду продавец, а ты мама, которая пришла за продуктами». Во взаимодействии с партнером использует ролевую речь, предметные действия, мимику. Передает характер, особенности персонажа. Ребенок предпочитает играть в игровом сообществе. Может выполнять две, три роли в разных играх. Любимая роль продавец т. к. мама работает в магазине продавцом. | В процессе игры обозначает свою роль. Во взаимодействии с партнером по игре использует речь, мимику, предметные действия. В распределении ролей играет второстепенную роль. Ребенок предпочитает играть один. |
Игровые действия, игровые предметы | В игре использует предметы заместители, природный материал, воображаемые предметы. Дает словесные обозначения предметам – заместителям, предлагает свой материал партнеру. Играет с воображаемым героем. | Дает словесные обозначения предметам-заместителям, но инициатором выбора является партнер, свой вариант не предлагает. Играет с воображаемым героем. |
Правила игры | Соблюдает правила игры и следит за выполнением правил другими детьми. К нарушениям и замечаниям относиться адекватно. | Соблюдает правила игры. К нарушениям и замечаниям относиться спокойно, адекватно. |
Достижение результата игры | Ребенок не может соотносить первоначальный замысел с достигнутым результатом (в начале игры продавец, в конце игры повар). | Ребенок играет по первоначальному замыслу и сохраняет его до конца игры. |
Особенности конфликтов в игре | Конфликты возникают чаще всего из за распределение ролей и обладанием игрушкой. | В конфликтные ситуации не вступает. |
Игровая среда | Игровую среду подбирает по ходу игры, использует предложенные игровые оборудования. | Игровую среду подбирает по ходу игры, использует предложенные игровые оборудования. |
Роль взрослого в руководстве игрой. | Ребенок обращается к взрослому в процессе игры в основном по поводу разрешения конфликтных ситуаций. Предлагает взрослому принят участие в игре. | Ребенок не обращается к взрослому в процессе игры, но принимает помощь взрослого. |
Рекомендации для педагогов и родителей | ||
Рекомендации для воспитателя: | Развивать игровые умения ребенка, избегать конфликтные ситуации, обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде, их отношений с помощью экскурсий, бесед. развивать психические процессы (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка; | Подбадривать и хвалить ребенка, отмечая все его достижения, развивать игровые умения. Если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтоб никто друг друга не обижал». Если у ребенка что то получилось лучше чем у других, то предложить ему научить остальных детей, т.е. дать инициативу проявить себя и быть смелее. Вовлекать ребенка в групповые мероприятия, стимулировать, хвалить, дать возможность ребенку быть вашим помощником. |
Рекомендации для родителей: | Беседовать с ребенком о профессиях взрослых, рассматривание картинок, соответствующих иллюстраций, чем интересна та или иная профессия. Объяснить ребенку, что игрушкой нужно делиться, не вступать в конфликтные ситуации. | Старайтесь подмечать все малейшие достижения вашего ребенка и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребёнка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми при этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры"
Игра ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидени...
Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
В должности заведующей работаю недавно, до этого я почти всю жизнь проработала воспитателем. Считаю, что игра - основной вид деятельности детей в ДОУ. Предлагаю Вашему вниманию работу...
Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности....
Развитие сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников
об сюжетно-ролевых играх младших дошкольников...
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
«Развивающая многофункциональная напольная ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно - ролевых игр»
Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами....
Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста
Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей....