Проект « Ай, лады,лады…» (Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста)
проект (младшая группа)
Проект
« Ай, лады,лады…»
(Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_2gr.rann_._vozr.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Проект
« Ай, лады,лады…»
(Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста)
Авторы: Шалунова Н.Н.
Тимербулатова З.Х.
2020-2021 уч.год
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 - май 2020
Цель проекта: Развитие речи воспитанников младшей группы средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Формировать раннее восприятие звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
- Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражания, активизация словаря
- Воспитывать интерес к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
- Совершенствовать системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Актуальность:
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Описание проекта:
Этапы проекта | Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап (сентябрь 2019) | Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Организация игрового взаимодействия. | Воспитатели |
Основной этап (октябрь 2019 - апрель 2020) | - Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора. - Динамика речи воспитанников на начало года. - Выставка книг с различными жанрами фольклора. - Чтение и рассматривание иллюстраций. - Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном. - Совместное создание рисунков по фольклорным произведениям. - Показ театров с использованием русских народных персонажей. - Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах. - Пополнение книгами в переплёте с различными жанрами фольклора. - Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей». - Выпуск буклета для родителей «Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ». - Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. - Совместное создание своими руками на основе фольклорного произведения. - Выставка рисунков, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений. - Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций. - Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения. | Воспитатели, воспитанники Воспитатели, родители, дети. |
Заключительный (май -2020) | - Диагностика речевого развития воспитанников на конец года. - Анализ, обобщение результатов проекта. - Показ сказки «Теремок» для родителей. |
Ожидаемые результаты проекта:
- Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
- Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
- У родителей повысится общий культурный уровень.
Значимость проекта
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста
I квартал Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству 2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием 3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, колыбельные. | |||
Фольклорный материал | Задачи | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Потешки. «Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,» | 1. Познакомить детей с новыми потешками. 2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их. 3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек. | 1. Использование потешки 2.Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады» 3. Физкультминутка 4. Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах. 5. Показ театров с использованием русских народных персонажей . 6.Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу. | 1. Исполнение потешек во время режимных моментов. 2. Игры по содержанию потешек. 3.Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх. |
Колыбельные. «Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки». | 1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни. 2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях. | 1. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать». 2. Беседа о колыбельной песне. 3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях. | 1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх. 2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать». 3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном. |
Пальчиковые игры. «Пальчик – мальчик…», «Моя семья», «Этот пальчик — дедушка». | 1.Познакомить детей с пальчиковыми играми. 2. Обогащать словарный запас: папенька, щи, маменька. 3. Развивать мелкую моторику пальцев | 1.Выполнение действий согласно тексту. 2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра. | 1.Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья». |
II квартал Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. 2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений. 3. Воспитывать любовь к художественной литературе. | |||
Фольклорные произведения | Задачи | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Русские народные сказки. «Теремок», «Репка», «Колобок». | 1. Воспитывать любовь к художественной литературе. 2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. 3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению. | 1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая» 2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо. | 1.Чтение сказок. 2.Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам. |
Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…». | 1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных. 2. Учить детей отгадывать загадки. | 1. Использование загадок . 2. Разгадывание загадок по описанию. | 1.Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок. 2.Рассматривание домашних животных на «русском подворье» |
Потешки. «Вышел козлик погулять», «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…» | 1. Познакомить детей с новыми потешками. 2. Привлекать детей к рассказыванию потешек. 3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок) | 1. Беседа о потешках 2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа) 3.Физкультминутка. 4.Создание мини -книжки по любой потешке всей семьёй. 5. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши». | 1. Дидактическая игра «Чьи детки». 2. Использование потешек в режимных моментах. |
III квартал Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек. 2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения. 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях. | |||
Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга». | 1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. 2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички. | 1. Беседа о закличках 2. Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик..» 3. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…». 4. Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах. | 1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы. 2. Игра «Солнечный зайчик». 3. Рисование на песке дождика. 4. Рисование дождика на манке пальчиками. |
Поговорки «Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет». | 1. Познакомить детей с поговорками. | Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий. | 1.Использование поговорок о труде во время трудовых поручений. |
Потешки «Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…» | 1.Познакомить с новыми потешками. 2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации. 3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек. | 1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая» «В гостях у бабушки Матрены». 2.Рисование весенней лужайки (коллективная работа). 3. Хоровод "Весняночка". 4. Подвижная игра «Яры Пчёлушки». | 1.Исполнение потешек на прогулке. 2.Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!». |
Литература:
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
- Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....
Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...
Влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста
Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества - фольклора....
Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...