ОПЫТ РАБОТЫ
учебно-методический материал
МАДОУ: детского сада №1 «Алёнушка» города Асино Томской области
«Организация театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации».
«Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребенка,
приобщает его к духовному богатству».
(В. А. Сухомлинский).
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. В детском саду ведется активная работа по развитию личности каждого ребёнка и формированию в нем творческого начала. Театрализованная деятельность стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в нашем ДОУ. Главным достижением педагогов в работе по театрализованной деятельности является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателей, учителей - логопедов, в единую творческую команду.
Перед началом работы педагогами ДОО были изучены следующие технологии:
- Мигунова Е.В. « Организация театрализованной деятельности в детском саду»;
- Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность 2-5 лет»;
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»;
- Т.И.Петрова «Театрализованные игры в детском саду» и др.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы поставили цель и задачи
Цель: формирование художественно - эстетического развития, всесторонне - развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.
Задачи:
- Создать условия для театрализованной деятельности детей (создание различных видов театра, изготовление декораций, ширм, картотека театрализованных игр, и др.) в соответствии с ФГОС.
- Последовательно познакомить с разными видами театра;
- Пополнить и активизировать словарь детей, ознакомить детей с основными театральными терминами.
- Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
- Формировать у детей театрально – творческие способности, навыки театральной культуры.
Создали условия для развития театрализованной деятельности. Для этого с раннего возраста воспитатели учат детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, обращаются к потешкам, попевкам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;
- воспитывают у детей интерес к театральной деятельности, создают ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
- заботятся об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов;
- уделяют серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Работа по обучению детей театрализованной деятельности активно ведется в четырёх направлениях:
- работа с педагогами,
- работа с детьми,
- работа с родителями
- работа с социумом
Основные направления и формы работы с педагогами:
- Беседы
- Консультации
- Анкетирование
- Открытые просмотры
- Деловые игры
- Круглые столы
- Семинары-практикумы
- Педагогические советы
Основные направления и формы работы с детьми:
- Просмотры кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации, музыкальные игры.
- Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Игры - превращения (пантомимы).
- Пальчиковые игротренинги для развития мелкой моторики рук.
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Для организации в ДОУ различных форм работы с детьми необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
В нашем детском саду это:
- Театрализованные центры
- обучающие и развивающие игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- детская художественная литература;
- картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;
- Праздники
- Развлечения.
- Мини – музей «Театр»
- Открытые занятия
В группах организованы театрализованные центры. В которых театральная среда построена с учётом возрастных особенностей детей. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром кубиков, костюмов и др.
В центрах располагаются:
- различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.);
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
- атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки).
- красочно оформлены лэпбуки (темы соответствуют возрасту детей)
- картотека театральных игр,
- раскраски по теме,
- оформлены фотоальбомы «Юные актеры»
В средней группе (воспитатели: Янюк И.В., Вострова Г.Ф): презентован мини – музей «Театр», где представлены различные виды театра. Как традиционные (кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, магнитный и т.д.), так и нетрадиционные виды театров: театр ложек, театр оригами и др. Высокая эстетика предлагаемых воспитанникам пособий, атрибутов.
В литературных центрах групп хранятся книжки-игрушки, страницы которых имеют форму игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы, перчаточные» куклы.
Творческая группа педагогов по театрализованной деятельности в течение года представила на суд зрителей ряд спектаклей: «Гуси – лебеди», игра - драматизация «Угощение», «Рукавичка»
Дети всех возрастных групп проявляют устойчивый интерес к театральной деятельности, что было продемонстрировано на открытых занятиях. 2младшая группа через знакомство с подходящим для возраста театром на кубиках по р.н.с. «Теремок». Передали характерные особенности героев умением говорить от их лица, интонационно выразительно проговаривали фразы, использовали движение. Проявляли согласованность действий с партнёрами. Средняя группа через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами р.н.с. «Теремок». Передали характерные особенности героев умением говорить от их лица, интонационно выразительно проговаривали фразы, использовали движение, мимику, позу, жест. Проявляли согласованность действий с партнёрами, творческую активность. Дети подготовительных групп знают правила поведения в театре, понимают главную идею литературного произведения, владеют знания о различных эмоциональных состояниях и продемонстрировали; используя мимику, жест, позу, движение; проявили согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над постановкой в подготовительной группе 1 р.н.с. «Снегурочка», исполняли танец, в подготовительной группе 2 при инсценировке произведения
К.И.Чуковского «Телефон». Дети подготовительной групп 2 в течение сюжетно – игрового занятия «Цирк зажигает огни» закрепляли навыки ходьбы, бега, прыжков, подтягивания с помощью театрально – игровой деятельности ( актерской пластики) Закрепляли цирковые профессии - акробаты, силачи, дрессировщики, клоуны, канатоходцы – передавая движением и жестами. В основу занятия положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника. На занятии по ФЭМП в старшей группе была продемонстрирована театрализованная деятельность детей совместно со взрослыми.
Во всех группах ДОУ предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом педагогами учитывается:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.
Основные направления и формы работы с родителями:
- Беседы
- Индивидуальные консультации
- Консультации
- Показ открытых занятий
- Проведение родительских собраний
Стало хорошей традицией, проведение утренников с включением театрализованной постановки. Наши педагоги, как правило, выбирают сказки, где стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло. Изготовление костюмов и декораций – это совместная работа педагогов, музыкального руководителя и родителей.
На наших утренниках всегда полный зал родителей. Педагоги нашего ДОУ используют спектакли как часть родительского собрания. Количество родителей на таких собраниях увеличилось в разы.
Основные направления и формы работы с социумом.
- Конкурсы;
- Выступления;
- Совместные праздники и развлечения.
Наше учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с социокультурной средой, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями.
4 октября Библиотечно-эстетический центр принимал участников районного конкурса художественного слова «О театре, о жизни, о нас…». Детский сад «Аленушка» представляли дети подготовительных к школе групп. Юные — любители художественного чтения покоряли строгое жюри произведениями о жизни и театре, и пополнила свою копилку дипломом за 1 место!
28 ноября городской дом культуры «Восток» в торжественной обстановке и при полном аншлаге открыл районный фестиваль-конкурс театральных постановок «Театральная шкатулка». Детский музыкальный спектакль «Три дождя тому назад», подготовленный воспитанниками подготовительной группы №1 с музыкальным руководителем Натальей Петровной Суворовой и воспитателем Светланой Николаевной Перекатенко был представлен и получил награду «Лучшая режиссерская работа.
20 ноября коллектив «Дети планеты» подготовительной группы №1 представляли детский сад «Алёнушка» на районном конкурсе творческих коллективов экологической направленности «Я живу на красивой планете». Команда «Дети планеты» представили на суд строгого жюри музыкальную экологическую сказку «Девясил» и получили 3 место. Районный конкурс чтецов «Победа в наших сердцах». Ярослав С. под руководством Светланы Николаевны Перекатенко стал дипломантом 3-ей степени!
15 января дети из подготовительных групп принимали гостей из ЦКР; с Колядой и Хозяюшкой ребята узнали все об святочных традициях, прошли настоящим шествием колядовщиков и спели «коляду» для хозяйки домика, разучили веселую игру.
Второй частью праздника стал мастер-класс — дети с помощью педагогов изготовили чудесную игрушку-сувенир «Ангел».
13 февраля педагоги из детского сада устроили для ребят из подготовительной группы детского сада «Радуга» и своих подготовительных групп настоящие «Сретенские посиделки». Дети на празднике встретились со старинными русскими играми, песнями, забавами.
Таким образом, организованное нашим учреждением сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстраивать единое воспитательнообразовательное пространство, использовать максимум возможностей для театрализованной деятельности, решать образовательные задачи, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Анализируя нашу работу, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Несмотря на то, что театрализованная деятельность практикуется в нашем саду давно, сегодня она вышла на новый, современный уровень полностью соответствующий требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizatsiya.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления работы по обучению детей театрализованной деятельности: Работа с педагогами; Работа с детьми; Работа с родителями; Работа с социумом.
Формы работы с педагогами: Беседы; Консультации; Анкетирование; Открытые просмотры; Деловые игры; Круглые столы; Семинары – практикумы; Педагогические советы.
Формы работы с детьми: Просмотры спектаклей и беседы по ним; Игры драматизации, музыкальные игры; Упражнения для социально- эмоционального развития детей; Упражнения по дикции; Пантомимы; Пальчиковые игротренинги ; Задания для развития речевой интонационной выразительности; Разыгрывание сказок и инсценировок.
Предметно –развивающая среда ДОО. Театрализованные центры; Обучающие и развивающие игры; Атрибуты для сюжетно- ролевых игр; Детская художественная литература; Картотека стихов, загадок, поговорок, пословиц; Праздники; Развлечения; Мини-музей «Театр» Открытые занятия.
Спектакли
Формы работы с родителями: Беседы; Индивидуальные консультации; Показ открытых занятий; Проведение родительских собраний.
Основные формы работы с социумом : Конкурсы; Выступления; Совместные праздники и развлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...