Мастер- класс «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»
материал
Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»
музыкальный руководитель Долгополова Надежда Владимировна
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы. На протяжении последних лет я подбираю материал, который давал бы наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями. Опыт мониторинга таких детей показал, что они, как правило, отстают от своих сверстников в музыкальном развитии: эти дети неловки, ходьба их неустойчивая, походка неровная, часто при ходьбе они шаркают ногами или наоборот излишне напряжены, резки в движениях и суетливы. В пении такие дети отличаются вялостью лицевых мышц, нижней челюсти, зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Дети не поют, а говорят, не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука. Плохо запоминают тексты песен, не согласовывают движения с музыкой, пением, словом. Затрудняются в передаче ритмического рисунка. Такие дефекты сами собой не исправляются. И я стала применять на музыкальных занятиях один из эффективных методов преодоления речевых нарушений - логопедические упражнения.
Основными задачами логоритмических упражнений являются:
- Развитие слухового внимания и фонетического слуха.
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.
- Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений.
- Воспитание умения перевоплощаться; выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
- Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации. Помогает решать эти задачи следующая литература: программа «Ладушки» Н. Новоскольцевой и И. Каплуновой, «Коммуникативные танцы и игры для детей» А.И. Бурениной, Шумовой оркестр «Весёлая шарманка» «Элементарное музицирование» Т.Э Тютюнниковой.
Речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому с раннего возраста так важна пальчиковая гимнастика, упражнения под музыку на развитие общей моторики, для мышечно - двигательного и координационного тренинга, ритмические упражнения, речевые упражнения. Выполняются движения по подражанию. Показываем не только сами, но и активно применяем современные информационно- коммуникативные технологии. В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.
В возрасте 4-6 лет мышцы и моторные навыки всё ещё недостаточно развиты, поэтому не следует давать детям засиживаться. Ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на регуляцию мышечного тонуса с использованием речевых игр, ритмические упражнения формируют чёткую координацию рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание. Формируют чувство музыкального ритма. Учат расслаблять и напрягать определённые группы мышц, что постепенно развивает умение регулировать мышечный тонус, а значит осознанно управлять движениями своего тела. Давайте выполним следующее ритмическое упражнение. Задание: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями.
1. Мы идём по кругу раз, два, три. И шагаем дружно, посмотри.
Раз, два, три, посмотри, раз, два, три, посмотри.
2.Ходьба на носочках.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать
Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу.
3. Лёгкий бег.
Побежали, побежали, побежали побыстрей.
Сразу стало нашим детям и теплей и веселей.
4.Ходьба на пяточках.
Мы на пяточках идём, спину прямо мы несём
Эй, давай, не отставай, с нами весело шагай.
5. Поскоки.
Скок-скок- поскок, скачет маленький сверчок.
И не дремлет яркий мяч, с нами он пустился вскач.
6.Марш.
(здесь вы заметили, как работают разные мышцы ног, укрепляя мышечный тонус, но самое главное – дети начинают чувствовать ритмическую основу слова.)
А сейчас соединим речевую игру с музыкальными инструментами - палочками. Для развития ритмического чувства используются инструменты, имеющие звук только одной определённой высоты.
Игра с палочками «Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали? - - - -
-Мы шагали, мы шагали - ритм. удары вертикально палочками по полу.
Ножки, ножки, вы бежали? --------
-Мы бежали, мы бежали - ритмические удары в ритме бега.
Ножки, ножки вы стучали? - - ---
- Мы стучали, мы стучали – удары концом палочки по полу.
Ножки, ножки вы плясали? --------
- Мы плясали, мы плясали - удары палочкой крест-накрест.
Ножки, ножки, вы устали? - - - -
- Мы устали, мы устали - удары лежащих палочек друг о друга.
Ножки, ножки, отдыхали? - -
- Отдыхали, отдыхали - поглаживание палочек.
И опять всё начинали - ритмические удары по полу.
Одной из форм метроритмической работы является активное слушание музыки. Современная детская музыкальная педагогика не только не отвергает, но и рекомендует соединять восприятие музыки с какими- либо движениями, игрой на музыкальных инструментах, звучащими жестами, речевой подтекстовкой. Слушать музыку и одновременно слышать, реагировать сначала действием, а потом внутренним слухом на отдельные её элементы: метр, ритм, динамику - в этом состоит смысл активного слушания.
Предлагаю вам послушать пьесу Д. Шостаковича «Вальс - шутка»
При обычном слушании этого произведения на музыкальном занятии, я бы сказала детям, что музыка звучит в высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно. Эти звуки создают впечатление танцующей куколки. Отрывистые повторяющиеся звуки в аккомпанементе создают впечатление чего- то механического, игрушечного. Не думаю, что мои комментарии отложатся в долговременную память детей и они сами смогут дать характеристику музыкального произведения.
Но эту пьесу детям можно преподнести по- другому.
Сказка «Два колокольчика».
Жили-были два друга колокольчика - большой и маленький.
Однажды маленький колокольчик проснулся, увидел, что на улице солнечная погода, и решил пригласить своего друга погулять. Он набрал номер и позвонил ему по мобильному телефону-дили-дили-дили-дон, дили-дили-дили-дон! А большой колокольчик ещё спал и, услышав звонок, подумал: «Кто же там, ну кто же там?» решил пока не вставать. Маленький колокольчик ещё раз позвонил - большой колокольчик всё ещё думал, лёжа в постели «Кто же там, ну кто же там?» Но когда он позвонил в третий раз и не услышал ответа, в дело вмешался Дедушка Металлофон. Он жил вместе с большим колокольчиком, поэтому подошёл и провёл палочкой прямо у него под ухом «Вжик», потом ещё и ещё. И только когда он сыграл четвёртый раз, большой колокольчик проснулся и ответил своему другу, Да, иду с тобой гулять!
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль для детей, имеющих различные речевые нарушения. Ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, петь песни - приходится вдыхать воздух чаще. На музыкальных занятиях используются дыхательные упражнения на развитие диафрагмально - брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Коммуникативная игра «Бодливая корова»
Я- корова, я- корова, я- бодливая корова. («корова» ходит по кругу)
Я гуляю на лугу, громко песенку пою.
И кого бодну, тот тоже скажет: «Му!» (бодает ребёнка, тот на
выдохе говорит «Му!»
В своём выступлении я остановилась на более простых упражнениях, которые в работе может использовать каждый педагог. Считаю, что логоритмические упражнения полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Они выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием. Для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный настрой. Еще один плюс логоритмических упражнений, это то, что они групповые. Это помогает каждому ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать друг с другом. Дети становятся более уверенными в себе, раскрепощёнными, активными, организованными. Ожидаемый результат в моей работе на конец учебного года: при благоприятных условиях обучения, дети станут способны к самокоррекции и к самоконтролю. Применяя логоритмические упражнения на музыкальных занятиях, я решаю задачи интеграции следующих областей «Социально - коммуникативного» и «Речевого развития», «Художественно - эстетического воспитания», «Познавательного развития», это создаёт доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, что является главным принципом условия введения федерального государственно - образовательного стандарта в дошкольном образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях
На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...
презентация Мастер-класс "Использование лэпбука в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В лэпбуке представлены различные игры, загадки, пословицы и поговорки, мнемотаблицы и многое другое по русским народным сказкам для развития речи....
Мастер - класс "Использование нейроскакалки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
Из п. 2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и оватыва...
Мастер-класс "Использование сказки в речевом развитии дошкольников"
Мастер класс для педагогв ДОУ...