доклад
методическая разработка
доклад на августовком совешании«Качество образования воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Качество образования воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования» | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Доклад на августовском совещании
по теме:
«Качество образования воспитательно-образовательный
процесс дошкольного образования»
Руководитель МУМО Даваа А.В.
август 2020 уч.г
Люди вместе могут совершить
то, чего не в силах сделать в одиночку:
единение умов и рук, сосредоточение
их сил могут стать почти всемогущими
Д.Уэбстер
Добрый день,
Уважаемые коллеги!
Рада приветствовать вас на ежегодной августовской педагогической конференции, проводимой в преддверии нового учебного года. Новый учебный год ставит перед нами новые задачи, которые должны четко понимать руководители все уровней.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Дошкольное образование по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях.
В своем докладе остановлюсь на основных направлениях работы направленных на создание условий для повышения качества дошкольного образования.
Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей, хорошая подготовка детей к школе:
- обучение без утомления;
- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
- успешность обучения;
- поддержание желания детей учиться
Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителя;
- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
- поддержание интереса детей к учебному процессу;
- успешное развитие детей в процессе их обучения;
- сохранение физического и психического здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя - это:
-высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
-сохранение здоровья детей;
-рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
-успешность деятельности педагогов и детей;
- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.
Цель любой управленческой деятельности – организовать работу в дошкольном учреждении так, чтобы она приносила наивысший эффект. Сегодня к современному ДОУ предъявляются такие требования, при которых повышение уровня управления становится объективную необходимостью. Руководитель должен быстро и гибко реагировать на запросы общества. Все это требует от руководителей умения проектировать свою систему управления,определять свои подходы к управлению, нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Исходя из выше сказанного следует,что для создания условий для повышения качества дошкольного образования необходимо:
СЛАЙДЫ
1.Доступность услуг дошкольного образования.
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов
3. Создать условия для организации команды единомышленников;
4.Создать единое образовательное пространство для решения поставленных задач;
5.Саздать предметно-пространственную среду для всестороннего развития детей.
Одним из основополагающих критериев повышения качества дошкольного образования
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары –практикумы, консультации. Так же через организацию методического объединения на уровне ДОУ.
Качество дошкольного образования на современном этапе
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий
- Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций
социального, государственного заказа.
- Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
- Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
- Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
- Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.
- Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.
Качество дошкольного образования определяется:
- содержанием дошкольного образования,
- требованиями к подготовке выпускников (результаты образовательной деятельности),
- создание предметно-пространственной среды.
Содержание дошкольного образования зависит от качества управленческого и педагогического планирования. Наличие в системе управленческого планирования стратегического плана – образовательной программы ДОУ.
Организация развивающей среды в соответствии с
образовательной программой
Никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит.
Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда, независимо от специфики образовательного учреждения?
- быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;
- инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания “зоны ближайшего развития” (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды;
- обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
- , предметно-пространственную среду побуждающую детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;
- обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб “глаз–рука”), его росту и предметному миру взрослых.
.
2.Расширение педагогического потенциала родителей,
повышение их компетентности
Надо отметить, что последнее нововведение Минобрнауки России, связанное с “предшкольным образованием”, отразилось и на работе ДОУ, которые стали заниматься целенаправленной интенсивной подготовкой к школе детей, начиная с 5 лет (а иногда и раньше), используя методики и дидактический материал школьного типа (тетради, прописи, азбуки и т. п.). Справедливости ради отметим, что большинство воспитателей понимает, к каким дальнейшим отрицательным последствиям может это привести, но они вынуждены “соответствовать” требованиям родителей и школы.
Поэтому необходимо повышение педагогической компетентности родителей.
- Анализ анкетирования родителей по содержанию и реализации элементов программы «Воспитания и обучения в детском саду»
- Обучающий семинар родителей детей среднего и старшего возраста по содержанию новой программы
- Выявление и распространение передового опыта семейного воспитания
- Организация дополнительных образовательных услуг
- Активизация родителей для участия в обновлении развивающей среды д/с.
Образовательная программа предполагает создание диагностических методик, позволяющих оценить реализацию программы
В современной системе дошкольного образования психологическая и педагогическая диагностика выступает только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.
Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметам лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться только на выявление знаний, умений и навыков.
Единственно приемлемой для воспитателей формой диагностической работы является педагогическая диагностика методом наблюдения за детьми в ходе занятий и в повседневной жизни.
Составной частью комплекта пособий, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников «Воспитание и обучения в детском саду», является комплекс диагностических методик
Авторы пособия «Диагностика развития и воспитания дошкольников» предлагают диагностические методики, позволяющие исследовать уровень сформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. Наряду с диагностикой психических процессов, деятельности, коммуникативной компетентности авторы предлагают методики изучения готовности детей к школьному обучению.
Оценка качества работы ДОУ должна вестись и с позиции того, как педагогический процесс учитывает современную социальную ситуацию и ситуацию в образовании (его положительные и отрицательные стороны (тенденции)), а также результаты новых достижений в практике (инноваций) и науке, в т. ч. мировой, и сообразно сочетает их с уже сложившимися традициями, и как на основе этого учреждение выстраивает перспективу своего развития.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
- проследить динамику развития каждого ребёнка;
- оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
- пределить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.
Система управления качеством образования в ОУ:
- аудит
- общественная экспертиза
- сравнительная оценка в своей кластерной группе
- мониторинг
- диагностика
Основные направления развития дошкольного образования
Повышение уровня профессионализма педагогов детских садов
- Создание сети стажировочных площадок, задачами которых являются повышение квалификации и обмен инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов детских садов.
- Реализация проекта «Детский сад для всех и каждого», нацеленного на поддержку лучших программ развития дошкольных образовательных учреждений.
- Организация городского конкурса «Воспитатель года», направленного на выявление и поощрение талантливых педагогов дошкольного образования.
Здоровьесбережение
- Внедрение системы мониторинга здоровья детей.
- Совершенствование организации питания.
- Формирование индивидуальной модели оздоровления детей.
- Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.
- Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
- Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования — детский сад — начальная школа.
Информационная открытость дошкольного образования
- Расширение возможности регистрации детей в режиме онлайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
- Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах.
- Создание интернет-сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг.
Повышение эффективности управления современным детским садом
- Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики.
- Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов.
Контроль качества образования.
Контроль качества может осуществляться через процедуру аттестации учреждения и организации. Отличие от существующей сегодня системы аккредитации, в ходе которой ДОУ подтверждают свою принадлежность к учреждению определенного вида (коррекционное, центр развития и т.п.) состоит в том, что
А) важное место должны занимать показатели качества образования, определяемые уровнем и динамикой развития ребенка
Б) аттестация должна распространяться не только на муниципальные ДОУ, но и на негосударственные и некоммерческие организации, получающие в случае успешного прохождения процедуры право на бюджетное финансирование образовательной программы.
Условия получения свидетельства об аттестации:
- Соответствие реализуемой образовательной программы виду ОУ/ОО,
- Соответствие психического и физического развития ребенка возрастным ориентирам и/или предъявленная индивидуальная динамика развития ребенка, зафиксированная в ходе диагностики. В случае дошкольного возраста целесообразно говорить именно о возрастных ориентирах – примерных периоде появления новообразований, а не о нормах развития, в которых заданы жесткие требования к достижениям ребенка. При этом подразумевается, что в качестве критериев оценки выступают именно названные выше параметры (мышление, коммуникативные способности и игровая деятельность, а также эмоциональное благополучие и физическое здоровье, а ни в коем случае не конкретные умения ребенка).
Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника - это единое целое. Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для всех детей.
Уважаемые коллеги, в преддверии нового учебного года искренне желаю вам ярких педагогических побед, крепкого здоровья, талантливых воспитанников, понимающих родителей, личностного и профессионального роста!
Пусть вашей мудрости, таланта, чуткости, заботы и внимания хватит на каждого ребёнка, а ваши всезнайки, непоседы и почемучки искренне любят вас, гордятся вами и доверяют вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...