Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов.Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и еѐ результатов.
Существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
· РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
· РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
· РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния можно использовать характеристику цветов Макса Люшера:
- Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение;
- красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждѐнное состояние, агрессия;
- синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
- зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
- жёлтый – приятное, спокойное настроение; - --- - ----------- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый – замкнутость, огорчение;
- чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; --------- - коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Можно предложить детям сравнить своѐ настроение с образом какого- либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
«Дерево творчества»
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворѐн днѐм.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелѐной – побольше таких дел, поучительно,
Жѐлтой – понравилось, но не всѐ, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
«Солнышко»
Моѐ настроение похоже на:
солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ѐлочные игрушки), на которых они рисуют своѐ настроение и прикрепляют на ѐлочку.
«Моѐ состояние»
Ребѐнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).
Воспитатель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения….
Высказывания:
Я не знал… - Теперь я знаю… .
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Во время рефлексии ребѐнок может отвечать на простые вопросы:
Что он делал или что происходило?
Что он чувствовал при этом?
Как он участвовал в том, что происходило?
Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.
Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_refleksii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и еѐ результатов.
Существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
· РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
· РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
· РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния можно использовать характеристику цветов Макса Люшера:
- Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение;
- красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждѐнное состояние, агрессия;
- синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
- зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
- жёлтый – приятное, спокойное настроение; - --- - ----------- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый – замкнутость, огорчение;
- чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; --------- - коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Можно предложить детям сравнить своѐ настроение с образом какого- либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
«Дерево творчества»
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворѐн днѐм.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелѐной – побольше таких дел, поучительно,
Жѐлтой – понравилось, но не всѐ, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
«Солнышко»
Моѐ настроение похоже на:
солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ѐлочные игрушки), на которых они рисуют своѐ настроение и прикрепляют на ѐлочку.
«Моѐ состояние»
Ребѐнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).
Воспитатель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения….
Высказывания:
Я не знал… - Теперь я знаю… .
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Во время рефлексии ребѐнок может отвечать на простые вопросы:
Что он делал или что происходило?
Что он чувствовал при этом?
Как он участвовал в том, что происходило?
Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.
Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...
Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад. Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. ...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять....
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанн...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов....