Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов.Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и еѐ результатов.

     Существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

 1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

 

      Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

 · РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;

 · РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

 · РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

 

     Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния можно использовать характеристику цветов Макса Люшера:

 - Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение;

 - красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждѐнное  состояние, агрессия;

- синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

- зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

 - жёлтый  – приятное, спокойное настроение;  - --- - ----------- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; 

- серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;  --------- - коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

 

     Можно предложить детям сравнить своѐ настроение с образом какого- либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

 

«Дерево творчества»

 По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

 Цветок – довольно неплохо;

 Листики – не совсем удовлетворѐн днѐм.

 

 «Светофор»

 Дети сигналят карточками:

Зелѐной – побольше таких дел, поучительно,

Жѐлтой  – понравилось, но не всѐ, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

 

«Солнышко»

Моѐ настроение похоже на:

 солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку,

тучку с дождиком,

 тучку с молнией.

 

«Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ѐлочные игрушки), на которых они рисуют своѐ настроение и прикрепляют на ѐлочку.

 

 «Моѐ состояние»

Ребѐнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

 Уверен в своих силах

Хорошо

 Плохо

Крайне скверно

 

 «Цветик-многоцветик»

 Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

 

 «Сказочное дерево (поляна)»

 Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

 Воспитатель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

 

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения….

 

Высказывания:

Я не знал… - Теперь я знаю… .

 сегодня я узнал…

 было интересно узнать…

было трудно выполнять…

 теперь я могу решать…

 я научился…

 у меня получилось…

я смог…

 я попробую сам…

 

Во время рефлексии ребѐнок может отвечать на простые вопросы:

Что он делал или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

 Как он участвовал в том, что происходило?

 Какие при этом испытывал трудности? и т. д.

 

Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.

 

Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

 

Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_refleksii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста.

      Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и еѐ результатов.

     Существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

 1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

      Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

 · РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;

 · РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

 · РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

     Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния можно использовать характеристику цветов Макса Люшера:

 - Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение;

 - красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждѐнное  состояние, агрессия;

- синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

- зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

 - жёлтый  – приятное, спокойное настроение;  - --- - ----------- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;  

- серый – замкнутость, огорчение;

-  чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;  --------- - коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

     Можно предложить детям сравнить своѐ настроение с образом какого- либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

 

«Дерево творчества»

 По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

 Цветок – довольно неплохо;

 Листики – не совсем удовлетворѐн днѐм.

 «Светофор»

 Дети сигналят карточками:

Зелѐной – побольше таких дел, поучительно,

Жѐлтой  – понравилось, но не всѐ, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

«Солнышко» 

Моѐ настроение похоже на:

 солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку,

тучку с дождиком,

 тучку с молнией.

«Ёлочка настроения» 

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ѐлочные игрушки), на которых они рисуют своѐ настроение и прикрепляют на ѐлочку.

 «Моѐ состояние» 

Ребѐнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

 Уверен в своих силах

Хорошо

 Плохо

Крайне скверно 

 «Цветик-многоцветик»

 Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

 «Сказочное дерево (поляна)»

 Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

 Воспитатель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения….

Высказывания: 

Я не знал… - Теперь я знаю… .

 сегодня я узнал…

 было интересно узнать…

было трудно выполнять…

 теперь я могу решать…

 я научился…

 у меня получилось…

я смог…

 я попробую сам…

Во время рефлексии ребѐнок может отвечать на простые вопросы:

Что он делал или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

 Как он участвовал в том, что происходило?

 Какие при этом испытывал трудности? и т. д.

Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.

Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад.   Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста         Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. ...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста  Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять....

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанн...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов....