К вопросу о формировании у родителей активной позиции к педагогическому просвещению в условиях ДОО.
статья

Просвещение родителей - значимая и трудная часть деятельности педагога. Одной из основных целей педагогов и руководителей дошкольных организаций - вовлечение родителей в педагогический процесс. И, конечно же, не важно, какие бы формы работы ни использовал педагог для работы с родителями, главное его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение родителям и их детям, а также систематический характер работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_voprosu_o_formirovanii_u_roditeley_.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У РОДИТЕЛЕЙ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОО.

Е.В. Паленова

Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, когда происходит развитие личности, формируется здоровье. В данный период дети не могут существовать самостоятельно без взрослых – педагогов, нянь, родителей. Следовательно, ненадлежащий уход, социальные, поведенческие и эмоциональные проблемы, которые могут возникнуть в этом возрасте, в будущем приводят к тяжелым последствиям. 

Уже в XVII веке многочисленные ученые доказали, что самым важным временем для растущего человека являются первые 5-7 лет жизни. Педагоги определили такую закономерность: «Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности». [5, 119с.] Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно происходить стихийным путем.

Современные исследования подтверждают приоритетную и  решающую роль семьи в становлении личности малыша дошкольного возраста. Особенность и необходимость воздействия семьи заключается в том, что оно имеет более эмоциональный характер, чем какое-либо другое воздействие, поскольку проводником его выступает любовь родителей к детям и ответные чувства детей, доверие и привязанность к родителям. Следовательно, именно в ранние годы, ребенок наиболее предрасположен именно к воздействию семьи.

Тем не менее, не каждая семья в полном объеме используют весь комплекс возможностей своего воздействия на дошкольника. Происходит такое по разным причинам: одни не могут грамотно воздействовать, так как не имеют нужного опыта, другие просто не хотят. В таком случае на помощь должны прийти детские сады, так как именно в них воспитательно-образовательная работа с дошкольниками отличается педагогической грамотностью, целенаправленностью, осуществляется специально подготовленными людьми и  организована на научных основах.

Дошкольная образовательная организация – это первое воспитательное учреждение, первый вне семейный социальный институт, с которым встречается семья и где начинается ее педагогическое просвещение. Детский сад должен направить работу на повышение уровня  образованности родителей и разработать программу обогащения социальных взаимоотношений в семье посредством повышения уровня культуры родителей (культуры социальных отношений, культуры искусства, познания и т. д.).

На сегодняшний день, в стремительно изменяющихся условиях жизни не теряет своей актуальности вопрос о педагогическом просвещении в силу растущих потребностей практики и теории воспитания. Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним. [3 ,23с]. Оно всегда ориентировано на свободном развитии личности через передачу не только педагогических знаний, но и опыта гуманистических отношений.

Активная позиция должна присутствовать как у воспитателей и педагогов, так и у учащихся. Присутствие активности обозначает значительную степень ответственности каждого участника педагогического процесса за взаимные поступки и действия, за результаты учебно-воспитательной деятельности, за качество совершенствуемых и поддерживаемых отношений его участников. Во время сложных условий экономических, государственных и политических преобразований в обществе, в связи с серьезной трансформацией в индивидуальном и общественном сознании, а так же во всей системе отношений и связей между людьми, особенно важной становится активная позиция учащихся и педагогов. Общество всегда должно быть заинтересовано в непрерывном воспроизводстве и совершенствовании ответственности и активности учащихся и педагогов в их подходе к обучению, воспитанию и образованию.

Во всестороннем развитии ребенка неоспорима значимость совершенствования форм, содержания и методов сотрудничества семьи и детского сада. В этом случае, педагог ДОО является воспитателем и партнером семьи. От выбора правильной формы работы с родителями зависит не только характер, но и результативность контактов между членами семьи и педагогами. Они будут эффективными только при условии, когда взаимоотношения будут построены на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. Их можно выразить, в целом, как умение и желание уважать и взаимодействовать друг с другом. Многообразные формы деятельности с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (беседы, практикумы, семинары, лекции, консультации и др.). Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей подразумевает знакомство с основами теоретических знаний, а так же с практикой работы с дошкольниками. Осуществление просветительской педагогической работы должно предполагать знакомство родителей с новаторскими идеями в области психологии и педагогики.

Многие родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок был успешен,  мог активно развивать свои навыки и способности, поэтому уже в процессе первого ознакомления родителей с дошкольным учреждением, еще до поступления ребенка в детский сад, в ходе индивидуальной беседы оговариваются предоставляемые ДОО услуги.

Необходимо стремиться к тому, чтобы родители были не пассивными наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. При работе с родителями необходимо применять все доступные формы взаимодействия с семьей. Однако все эти формы должны строиться на педагогике сотрудничества.

Работу следует осуществлять в двух направлениях: педагог – родитель и педагог – ребенок – родитель.

При выборе форм общения с родителями важно не забывать, что следует воздержаться от назиданий, нужно привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих верных решений.

Поскольку педагог не может удовлетворить педагогические потребности всех родителей сразу, возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит дать квалифицированный совет, в частном порядке обсудить проблемы, которые волнуют родителей. В процессе педагогического просвещения родителей педагоги отмечают значение индивидуальной работы с ними. Работа с каждой семьей по отдельности необходима и потому, что семья – это глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических вопросов и ситуаций, которые возникают у родителей, возможно в некоторых случаях только в ходе индивидуальной работы. Одной из основных форм индивидуальной работы считается педагогическая консультация. Значимость ее в том, что родители приходят на консультации по личной инициативе, они настроены на рассмотрение волнующих их проблем, ищут помощи в выборе рациональных форм педагогического руководства, стремятся получить знания, необходимые для целенаправленного влияния на личность ребенка. Естественная обстановка во время консультирования исключает психологический барьер между родителями и педагогом. [4, 287с]. Работа индивидуально с родителем помогает поднять педагогическую культуру семьи, а так же в полном объеме реализовать ее растущие воспитательные возможности.

Для увеличения эффективности педагогического просвещения родителей следует учитывать следующие факторы:

– стремительно растущая информатизация общества;

– оснащенность межличностного общения техническими средствами коммуникации (наличие мобильной и электронной связи, мультимедийных средств в образовании и т.п.);

– необходимость доведения достижений современной науки до родителей.

Формирование активной позиции родителей к педагогическому просвещению в условиях детского сада, несомненно, имеет пользу. Для детей и педагогов: это обогащение познавательной деятельности ребенка, использование именно тех интересов детей, имеющие место дома, улучшение отношения к детскому саду в процессе совместной работы родителей и педагогов; использование увлечений и талантов родителей в процессе занятий. Для родителей это возможность лучше разобраться в вопросах развития детей; способность оценить достижения своего ребенка, понять процесс обучения, его сложности и возможности.

При формировании личности ребенка семья занимает главное место. Как считают исследователи, именно от семьи зависит, каким будет человек, когда вырастет, и какие черты характера сформируют его натуру. В ней ребенок получает первые навыки и восприятие действительности, учится осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит нас «новая философия» работы с семьей: за развитие и воспитание детей несут ответственность их родители. Содержание работы педагога по формированию активной позиции родителей к педагогическому просвещению в условиях ДОО включает в себя, по сути, все вопросы обучения и воспитания ребенка, с которыми педагог знакомит родителей. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям требуется знать все знания об особенностях развития малыша, методах организации его игровой среды, задачах воспитания, а так же о его подготовке к обучению в школе.

Просвещение родителей – значимая и трудная часть деятельности педагога. Одной из основных целей педагогов и руководителей дошкольных организаций – вовлечение родителей в педагогический процесс. И, конечно же, не важно, какие бы формы работы ни использовал педагог для работы с родителями, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение родителям и их детям, а также систематический характер работы.

Литература

  1. Васильева, Л Е Повышение педагогической культуры родителей на занятиях клуба «Семья и школа» /Л Е Васильева // Взрослые и дети этнопедагогические проблемы семейного воспитания Материалы Всероссийской научно - практической конференции – Чебоксары ЧГГ1У, 2007 – С. 60 – 67
  2. Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой науч. конф., 1-5 апреля 2013 г. Вып. 6 [Текст] / сост. О.В. Дыбина [и др.]. – Ульяновск : [б.и.], 2013. – 190 с.
  3. Казанцева, Ж. разнообразие форм взаимодействия педагогов с семьей [Текст] / Ж. Казанцева, Е. Гладунчик, В. Бутина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 85.
  4. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети. // Маленкова Л.И. М.: Просвещение, 1994.- 474с
  5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.:
  6. Педагогическое консультирование [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – Гриф УМО. – М. : Академия, 2006. – 369 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненно активной позиции ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи

В процессе воспитания детей с отклонениями в развитии важную роль играет правильное отношение родителей к ребенку....

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогическое просвещение родителей по вопросам эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность.

В статье рассмотрены значение и содержание эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность....