Занятие-аукцион
методическая разработка

Икромова Екатерина Асроровна

Урок-аукцион — одна из интереснейших форм проведения уроков, которая, наверняка, придется по вкусу многим педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-auktsion.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-аукцион — что это?

Из названия понятно, что урок будет проходить в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок и т.д. Единственное, что будет отличать наш урок от аукциона Сотсбис, это то, что в качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты — оценки по предмету.

Урок-аукцион относится к нестандартным формам обучения. Лучше всего его планировать как завершающий и обобщающий урок, когда у учащихся уже накоплена определенная база знаний по данной теме.  

Уроки-аукционы помогают достичь сразу нескольких целей методического, педагогического и психологического характера:

  • осуществить контроль знаний учащихся по данной теме;
  • обеспечить рабочую, деловую атмосферу;
  • игровые элементы повышают мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • обеспечивается тесная взаимосвязь учащихся, идет обучение работы в группах, индивидуальной работы;
  • вовлечены все учащиеся, то есть, возможна реализация дифференцированного метода обучения;
  • обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и работе других;
  • развитие навыков самоанализа;
  • развивается самостоятельное мышление, творческая активность, инициативность.

Ход занятия-аукциона: методические рекомендации

Подготовительный этап: обсуждаем условия и правила игры

Условия аукциона необходимо заранее обсудить с учащимися. Чем старше ученики, тем более сложную систему торгов и оценивания можно предложить.

Вариант 1. Например, простая форма аукциона: каждый ученик получает по 15 монет (у.е.). Каждый лот оценивается в 2 монеты. Право отвечать получает тот, кто предложит наибольшую цену. Задача учеников: потратить все монеты.

Вариант 2: Все лоты раскладываются на игровом поле (как на "Поле чудес"). Ученики (или группа учеников) крутит барабан и получает выпавший лот. Их задача: правильно решить предложенную задачу (ответить на вопрос). Каждый правильный, подробный и развернутый ответ оценивается в 2 монеты. За дополнения выдается из банка по 1 монете. Выигрывает та команда (группа), которая получила наиболее количество монет.

Вариант 3: Каждый ученик изначально имеет определенную сумму у.е. (например, по 1000). В ходе торгов он (или группа учащихся) могут выкупить лот, назвав максимальную цену. Если ответ на вопрос в лоте будет правильным, подробным, исчерпывающим, то команда или ученик могут получить поощрение из банка в размере 100 у.е. За неполные ответы или неправильные возможны штрафные санкции (до 300 у.е.).

Вариант 4: Без денег. Это самый простой вид аукциона. Дети делятся на команы. В продажу поступают лоты, но в качестве выкупа будут правильные ответы.

Например, для урока русского языка в 3-ем классе. Тема: Части речи. Лот №1 Имя существительное.

Итак, на продажу выставлен лот № 1. После объявления темы команды дают поочередно характеристики имени существительного: самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы "Кто? Что?", склоняется по падежам, изменяется по числам, имеет род, имеет склонение и т.д. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Лот уходит к той команде, которая наберет самое большое количество очков. Если количество баллов получается одинаковым, можно предложить дополнительное задание. С проигравшей команды можно взимать "комиссионные" в виде частушек, песни, стихотворения и т.д.

Как видите, вариантов воплощения самой идеи аукциона много. Важно только сначала все подробно обсудить с учениками, чтобы в ходе урока не возникало недопонимания и трений среди участников. Очень удобно, когда учет растраченных и заработанных средств ведется в реальном режиме. Для этого можно использовать, к примеру, доску, где в заранее подготовленную таблицу будут вноситься все изменения.

Подготовка детей к занятию-аукциону

Занятия-аукционы ценны тем, что учащиеся должны повторить, обобщить целый пласт знаний по теме до занятия. А для более успешного выступления приветствуется подбор новых, интересных фактов по теме.

Как правило, о проведении аукциона целесообразно объявить заранее — за 1-2 недели.

Самые активные дети могут сами придумывать задания к лотам. Либо вопросы друг другу можно выставить как один из лотов. В этом случае на аукционе можно ввести систему поощрительных баллов: "За самое необычное задание", "За самый интересный вопрос" и т.д.

Варианты лотов

  • Задания "Кто быстрее?" Кто быстрее решит примеры, кто быстрее составит картинку, кто быстрее отгадает задку и т.д.
  • Викторины. Такие лоты хороши для разминки, а потому их целесообразнее выставлять первыми.
  • Тесты.
  • Кроссворды, чайнворды.
  • Игровые задания. Лоты строятся по примеру любых дидактических игр, которые ваши ученики уже знают и умеют в них играть.
  • Видео или аудио вопросы.
  • "Черный ящик". В ящике лежит предмет, который ученики должны связать с темой урока.
  • Практические задания (на них стоит сделать основной упор, так как именно практическое применение правил лучше всего показывает степень усвоения темы).
  • Творческие задания (составить задачу, нарисовать сюжетную картинку, собрать паззл, придумать стихотворение и т.д.).
  • Задания повышенной сложности. За них и "цена" назначается выше.

Оформление занятия-аукциона

Урок-аукцион позволяет использовать максимально возможное количество наглядных изобразительных и звуковых средств. Очень помогает в проведении аукциона интерактивная доска, на которой удобно представлять отдельные задания и вести общий подсчет баллов.

Дополнительно класс можно оформить как зал проведения торгов: за кафедрой, где будет находиться аукционист, установить металлический гонг или специальный молоточек. Хорошо, если будет вывешен плакат с правилами проведения аукциона. Кроме того, каждому ученику можно вручить специальное приглашение на аукцион (такие же можно раздать коллегам, если вы решите их пригласить на свой урок).

Не забывайте о поощрениях. Конечно, главное поощрение — положительная оценка за урок. Но и награды в виде медалей, дипломов или грамот также приветствуются.

Как считать баллы

Если учитель выступает в роли аукциониста, то подсчет баллов лучше поручить "банкиру"  и его помощникам. Банкир подсчитывает заработок всей команды, помощники — отдельно для каждого ученика. Удобнее всего это оформить в виде таблиц:

Для всей команды

Название команды

Стартовый капитал

1 лот

2 лот

Общая сумма заработка

Штрафы

Остаток

Знатоки

1000

200

100

300

50

250

Для каждого члена команды

ФИО акционера

1 лот

2 лот

3 лот

Общая сумма

1.

Иванов И.

0

100

-50

50

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - занятие "Аукцион".

Опыт работы по экономическому воспитанию детей....

Конспект сюжетно-ролевой игры-занятия "Аукцион" в старшей группе

Обучение детей экономической грамотности....

Занятие "Аукцион" по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в эко...