Картотека пальчиковых гимнастик для детей 6-7 лет
картотека

Шушпанникова Лилия Павловна

Картотека пальчиковых гимнастик для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartot_palchik_gimnast.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики существует направление - пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Цельпальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

1. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3. Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельностипальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

4. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

5. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Тема «Осень»

«Осень»

По дороге золоченой. Поднять руки вверх, кисти опущены.

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам и ребятам —

Всем подарки принесла.

Яблоки на веточках висели и скучали. Покачать опущенными кистями.

Девочки и мальчики ветки раскачали. Покачать поднятыми вверх руками.

Яблочки о землю громко застучали. Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.

«Деревья в лесу»

Друг от друга деревья росли далеко показать дерево обеими кистями

Человеку пройти этот путь нелегко, шагать указательным и средним пальцами

Только корни деревьев приложить кисти друг к другу тыльными

Однажды сплелись, сторонами, пальцы вниз

Будто дерева два навсегда обнялись.

Тема «Грибы, ягоды»

«Ягоды»

Здравствуй, полянка большая! Пальцы правой руки здороваются с

пальцами левой,

Здравствуй, трава – мурава! похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы корзиночку несём –

Всю тебя мы соберём.

«Грибы»

Красный-красный мухомор Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.

Белых крапинок узор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».

Ты красивый, но не рвём! Погрозили пальчиком.

И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.

Тема «Домашние животные»

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, Ладошки складываем, пальцы

прижимаем друг к другу. Локти

опираются о стол.

Сейчас все котята по парам стоят: Покачиваем руками, не разъединяя их.

Два толстых, два ловких, Постукиваем соответствующими

пальцами

Два длинных, два хитрых, друг о друга (от большого к мизинцу).

Два маленьких самых

И самых красивых.

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка, Показывают, как доят корову

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, Делают «мордочки» из пальчиков

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на обеих

Творогу немножечко, руках

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье. Снова «доят»

Молоко коровье.

Тема «Домашние птицы»

«Две курицы»

В сарае две курицы жили большие пальцы поднимаем, сгибаем-

Цыплят на прогулку водили разгибаем в ритме текста

Цыплят на прогулку водили постепенно разгибаем остальные пальцы

За каждой ходили четыре ребёнка, дотрагиваемся подушечкой большого

Четыре красивых послушных цыплёнка. пальца до кончиков остальных

Четыре красивых цыплёнка пальцев в ритме текста

Цыплята любили все вместе гулять, пальцы переплетаем, быстро ими

Толкаться, пищать, червячков искать. шевелим

Как только стемнеет – все к мамам бегут пальцы сгибаем, прижимаем

Прижмутся друг к другу и сразу заснут. к ладони

Тема «Дикие животные»

«Сидит белка»

Сидит Белка на тележке, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Продает она орешки: Сжать все пальцы в кулак и поочередно Лисичке-сестричке, разгибать их, начиная с большого.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

«Лоси»

На полянку вышли лоси скрестить руки и поднять их над Дружная семья: головой, пальцы прямые раздвинуты

Папа лось идет с рогами, шагают на месте, высоко поднимая колени,

А лосенок с рожками; на месте переступают с носочка на носочек,

отрывая от пола только пятки, указательные пальцы обеих рук приставляют

ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами переходят на высокий шаг с «большими рогами»;

А лосенок – ножками. повторяют шаги лосенка.

«На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. «шагают» по столу.

За мамой лосихой топал лосенок, на каждое двустишие разгибают

За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с

За мамой ежихой катился ежонок, мизинца.

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата, делают «ушки»

За мамой зайчихой косые зайчата, «шагают» по столу.

Волчиха вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

Тема «Посуда»

«Машина каша»

Маша кашу наварила, Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила. Руки мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают пальчики на обеих руках.

Кошке - в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачки.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

«Посуда»

Из тарелок, как один, Ладони вместе перед собой «тарелка».

Суп мы ложками едим. Вращательные движения рукой с воображаемой

ложкой.

Вилкой кушаем котлеты, Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».

Ножик режет нам омлеты. «Режем» прямой ладонью взад-вперёд.

Тема «Одежда»

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна. имитирование укачивания куклы

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки, твои юбки и чулки, поочередное загибание пальцев.

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток, имитация движений, описанных в стихотворении

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью, постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Поработали вдвоем, положить ладони на стол

А теперь мы отдохнем.

«Одежда»

У Матрешкиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылицы: Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают

В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и

Корова в рогоже. удары кулачками.

Тема «Обувь»

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

Вот так, шагают по столу указательным и средним

Вот так, пальцами обеих рук

Новые кроссовки.

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём средний и указательный пальчики

Неразлучные идём. «шагают» по столу

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать, загибают по одному пальчику, начиная с большого

Будем там тихонько спать. укладывают ладони на стол

Тема «Зима»

«Мороз»

Вечер приближается разведите руки в стороны,

Вьюга начинается покачайте над головой руками из стороны в сторону

Крепчает мороз с усилием сожмите кулаки

Щиплет щеки, щиплет нос пальцами слегка ущипните щеки и нос

Руки стали замерзать потрите ладони

Надо их отогревать подышите на ладони

Вечер приближается разведите руки в стороны

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! помашите рукой на прощание.

«Зима»

Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу

Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.

Да похлопаем в ладошки. Хлопать в ладоши

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть

Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.

Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями,

Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки.

Тема «Зимующие птицы»

«Пять воробьёв»

Пять воробьёв на заборе сидели, Показать пять пальцев,

Один улетел, а другие запели. а затем загибать их по одному

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четверо осталось.

Сидели вчетвером и немного устали,

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроём и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял, улетел.

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем. На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Две синицы,

Воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. Опять сжимают и разжимают кулачки

Тема «Зимние забавы»

«Лыжники»

Мы бежим с тобой на лыжах Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно движения пальцами

А потом – на коньках, “бегут” на коньках

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)

А потом снежки катили, Катят воображаемый комок

А потом без сил упали "Кидают друг в друга"

И домой побежали

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, загибать пальчики

Мы с тобой снежок слепили лепить, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий. показывают круг, гладят ладони друг о друга

Раз – подбросим, "подбросить", посмотреть вверх

Два – поймаем. "ловят", приседают

Три – уроним встают, "роняют"

И … сломаем! топают

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, Дети сжимают и разжимают кисти рук

Из комочков слепим дом. Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны

Звери будут в доме жить, Хлопают в ладоши

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить Соединяют руки в «замок»

Давай, дружок Дети лепят воображаемый ком и катят

Давай, дружок, смелей, дружок! его от себя

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком. Рисуют в воздухе круг

И станет ком снеговиком. Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх

Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку

Два глаза, шляпа, нос, метла. Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу

Но солнце припечёт слегка – Дети поднимают руки вверх

Увы! И нет снеговика! Поднимают плечи и разводят руки в

стороны, затем садятся на корточки,

закрывая голову руками

Тема «Животные жарких стран»

«В жарких странах»

Если в жаркую страну Сжимать – разжимать пальцы в

Я случайно попаду, кулаки

То увижу там шакала, Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль»,

поднести к глазам.

Кенгуру, гиппопотама, Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.

Обезьяну, тигра, льва, Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.

Крокодила и слона. Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.

Хорошо живется им Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.

Не бывает снежных зим. Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.

«Слон»

В зоопарке стоит слон, Средний палец опущен. С одной стороны

Уши, хобот – всё при нём. он зажат мизинцем и безымянным,

Головой своей кивает, и большим. Шевелить средним пальцем,

Будто в гости приглашает. качать кистью.

«Мартышки и книжки»

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки.

Потрясти их, полизать

И как будто почитать. Выполнять движения, соответствующие тексту

Ловко принялись за дело

И очки они надели. Показать руками «очки»

К носу книжку поднесли, Две ладошки приблизить к лицу

Вдруг подальше отвели

Ничего в очках не видно. Ладошки отдалить от лица

И мартышкам так обидно! Вытираем щечки, «слезы»

Тема «Животные Севера»

«Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся, Руки на столе ладонями вниз;

Нравится им в море ледяном купаться. разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Не страшны им в Арктике Поднимать пальцы правой руки по одному,

Клыкастые моржи, начиная с большого.

«Тюлени»

Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками

Это ласты, а не лапы. похлопывают по коленям или по столу (руки

У тюленей ласты эти при этом неподвижны).

Носят мамы, папы, дети.

Тема «Наши защитники»

«На параде»

Как солдаты на параде, Сжимаем, разжимаем кулачки.

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз, Хлопки в ладоши.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

«Наша армия»

Аты - баты, аты - баты! Поочерёдно «шагают» указательным и

На парад идут солдаты! средним пальцами правой и левой руки.

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

«Пограничник»

Пограничником я буду, Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.

Чтоб границы защищать, Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.

И страна могла спокойно Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.

Крепким сном ночами спать. Соединять все пальцы обеих рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 6-7 лет с ЗПР на учебный год.

СентябрьОсень ,грибы «ОСЕНЬ»Ветер по лесу летал,                                       ...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей с ОНР по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам на год....

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...