План по самообразованию "Рисование песком, как средство развития воображения у детей"
методическая разработка

Нехорошева Анна Сергеевна

Наиболее молодым видом нетрадиционной техники рисования, является рисование песком. Песок, это живой материал, который дает особые тактильные ощущуния, его можно потрогать пальчиком, ощутить на коже каждую песчинку. создание песочных композиций, рисунков на песке "свободно от ошибок". При работе с песком возможно изменение замысла по ходу создания образа, обогащение образа посредством использования дополнительных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема самообразования: Рисование песком, как средство развития воображения у детей.

Цель: способствовать развитию творческого воображения у детей, посредством рисования песком на интерактивном столе. 

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы развития воображения у дошкольников;
  2. Изучить литературу и интернет источники по данной теме;
  3. Рассмотреть возможности использования рисования песком для развития воображения у детей;
  4. Создать условия для развития воображения у детей, посредством рисования песком (развивающая предметно-пространственная среда, план мероприятий по использованию рисования песком, взаимодействие с родителями, самообразование)
  5. Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость)
  6. Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать;
  7. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление;
  8. Развивать речевую активность в процессе познания;
  9. Развивать тактильную чувствительность мелкую моторику рук. 
  10. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 
  11. Воспитывать эстетическое чувство. 
  12. Воспитывать аккуратность при работе с песком. 
  13. Формировать коммуникативные навыки. 

Актуальность выбранной темы: дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок начинает изучать окружающий мир, исследовать его, открывать для себя все новое и необычное. Неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом является развитие творческого воображения. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

 Человеческий разум имеет три ключа, которые открывают все: знание, мысль, воображение.  Виктор Гюго 

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности.

В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного развития общества является человек, способный к творческому созиданию.

Первые проявления этой высшей способности наблюдаются у детей уже на третьем году жизни К этому времени у ребенка накапливается некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Но при этом воображение и фантазия нуждаются в особой заботе в плане дальнейшего развития.

ФГОС ДО говорит о необходимости «создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка» .

На сегодняшний день существует ряд методик развития творческого воображения. 

Одним из эффективных способов развития воображения, который используют педагоги в работе с детьми, является рисование. Однако у детей дошкольного возраста еще плохо сформированы графические умения, это мешает выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются далёкими от начального замысла .Нередко это приводит к разочарованию, и, как следствие, у ребенка исчезает желание рисовать. 

Для привлечения интереса к творчеству педагоги используют нетрадиционные техники рисования. Наиболее молодым видом нетрадиционной техники рисования является рисование песком. Песок – это живой материал, который дает особые тактильные ощущения, его можно потрогать пальчиками, ощутить на коже каждую песчинку .Создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». При работе с песком возможно изменение замысла по ходу создания образа, обогащение образа по средством использования дополнительных материалов

Проанализировав эти методики, я пришла к выводу, что рисование песком на стекле будет интересна каждому ребенку. И решила выявить связь рисования песком на стекле и развитие воображения.

Детей привлекает игра с песком, они создают удивительные шедевры на песке своими руками. Из опыта работы различными техниками рисования песком в рамках самообразования необходимо отметить, что работу с детьми с использованием песочной живописи лучше начинать с четырехлетнего возраста. 

Для достижения наиболее высоких результатов развития воображения и других способностей ребенка необходимо соблюдать определенные этапы работы с песком.

В начале работы важно познакомить детей со свойствами материала, с которым предстоит работать, т.е. с песком, попробовать нарисовать на нем. Когда данный этап освоен, можно переходить к следующему этапу.

Второй этап  предметное рисование песком, когда детям предлагается рисовать на песке разные фигуры и формы.

Далее можно перейти к сюжетному рисованию. На данном этапе дети учатся соединять отдельные фигуры в единое целое. Эффективным приемом здесь может стать прием рисования педагога рядом с детьми.

Каждое занятие с детьми с применением песка состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. 

В подготовительной части необходимо объяснить ребенку правила поведения с песком, разработать пальцы ребенка перед работой.

Вводная часть предусматривает проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. В качестве помощника здесь можно использовать сказочного героя, дать детям возможность пофантазировать вместе с ним о том, какая будет картина, герои картин, распределить обязанности между собой.

Основная часть  непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. 

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. Очень важно после завершения картины провести рефлексию вместе с детьми.

Использование песка в развитии воображения имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность неоднократно изменять творческий замысел по ходу создания изображения, быстро достигать желаемого результата и приступать к воплощению новой творческой идеи.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. 

Теоретические аспекты развития воображения в дошкольном возрасте.

Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии.

Воображение как ведущий компонент творческой деятельности детей, как ведущее психическое новообразование дошкольника широко представлено в работах отечественных психологов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, О.М. Дьяченко, Л.Ю Субботина и др.)].

Воображение — это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией, с помощью которой осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого.  В зависимости от характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое (создание новых образов) .

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других . В среднем дошкольном возрасте воображение приобретает творческий характер. Однако, воображение в этом возрасте может успешно протекать лишь в непосредственной связи с внешней деятельностью ребнка . У детей старшего дошкольного возраста воображение приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребнка .

 Возможности техники рисования песком для развития воображения.

Из своего опыта работы – я могу отметить, использование различных приемов рисования способствует развитию воображения и творчества у детей. А особый интерес у детей вызывает техника рисования песком.

Для работы над развитием воображения важно то, что песок может выполнять функцию замещения. Он может стать чем угодно: морем или звездным небом, на нем могут появиться широкие дороги или бездонные озера.

Когда мы рисуем на песке, роль карандаша выполняет указательный палец.

Есть и другие несомненные плюсы этого материала. 

Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок».

 Организация работы по развитию воображения посредством рисования песком.

Работа по развитию воображения у детей посредством рисования песком на интерактивных столах проводится  в течение учебного года и  состоит из нескольких этапов.

Подготовительный этап 

•Поиск информации в интернет ресурсах о технике рисования;  

•Подбор песка для рисования; 

•Изучение с детьми свойств песка; 

•Изучить технику рисования, доступной детям. 

А так же изучено мнения родителей об использование в работе с детьми различных техник рисования, в том числе — рисования песком.

Основной этап 

•Знакомство детей со световым столом для рисования песком; 

•Закрепление свойств песка на световом столе; 

•Обучение детей рисованию песком на световом столе; 

•Развитие внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики в процессе работы с песком. 

Заключительный этап 

  1. Мастер класс для родителей «Рисование песком на интерактивном столе»; 
  2. Рисунки детей; 
  3. Показ сказки для малышей вместе с детьми; 
  4. Мастер-класс для педагогов детского сада;
  5. Фотоотчет о проделанной работе (фотоматериал);
  6. Анализ собственной деятельности.

Вывод: 

Рисование песком на стекле способствует: 

  • Развитию воображения;

• Развитию речи; 

•Развивает мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы. 

•Снимает эмоциональное напряжение, агрессию; 

 •Делает ребенка увереннее в себе; 

•Развивает познавательный интерес; 

•Развивает психические процессы.; 

•Развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук; 

•Воспитывает эстетическое чувство; 

•Воспитывает аккуратность. 

       В целом работа по развитию воображения посредством рисования на песке проходит ряд последовательных этапов.

Сначала дети знакомились с техникой рисования песком на стекле, учились засыпать фон, выполнять движения разными частями кисти руки.

Одновременно дети знакомились со способами создания изображения палочкой на песке во время прогулки, на столе с мукой дома. У детей появилась возможность самостоятельного выбора способа создания задуманного ими образа 

Освоив способы рисования на песке, мы переходили к работе по развитию воображения, учитывая принцип от простого к сложному. Сначала детям предлагались простые задания по созданию образов на основе заданных элементов, создание образов по словесному описанию. Например, дорисовать геометрическую фигуру так, чтобы получился образ, затем более сложные задания - «Удивительная ладонь», «Поможем художнику» и др. 

Литература:

  1. . Губань А. Консультация «Игры с песком или песочная терапия» http://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-peskom-ili-pesochnaja-terapija.html
  2. . Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Мозайка-Синтез, 2008
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
  4. Зейц М. Пишем и рисуем пальчиками. – Издательство ИНТ, 2010. 
  5. Логинова Н. Занятия в детском саду с песком. http://www.deti-club.ru/zaniatia_s_peskom
  6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 
  7. Силина Л. Рисование песком как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста 
  8. Мариела Зейц. «Пишем и рисуем на песке»  Практические рекомендации М. ИНТ, 2010 . – 94с
  9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144с.
  10. Интернет ресурсы:  http://www.bolshoyvopros.ru/questions/844686-obuchenie-risovaniju-peskom-gde-najti-video-uroki.html  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ Ключевые слова: сюжетн...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

Режиссерская игра как средство развития воображения у детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль режессерских игр для детей дошкольного возраста....

Консультация "Игры с правилами, как средство развития воображения у детей"

Данная консультация в форме презезентации "Игры с правилами, как средство развития воображения у детей" для воспитателей ДОУ....

Советы для родителей и педагогов: «Игры с песком, как средство развития речевой деятельности детей».

Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и...