картотека пальчиковых игр
картотека
Предварительный просмотр:
Карточка № 1
«Тики - так»
Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение:
(произносит высоким голосом):
Тики-так, тики-так, Так ходики стучат. | Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо-влево. |
(произносит в среднем регистре):
Туки-так, туки-так, Так колеса стучат | Широко раздвинув пальцы, покачать руками вправо-влево |
(произносит низким голосом):
Туки-ток, туки-ток, Так стучит молоток. | Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку |
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем, Крепко, крепко их потрем, | Пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку. |
А потом повыжимаем. Мы платочки отожмем. | Выполнять движение «выжимаем белье». |
А теперь мы все платочки Так встряхнем, так встряхнем. | Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз. |
А теперь платки погладим, Мы погладим утюгом. | Выполнять движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой. |
А теперь платочки сложим И в шкаф положим. | Хлопки одной ладошкой по другой. Положить руки на колени. |
Карточка № 2
«Наша бабушка»
Наша бабушка идет | Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой руками. |
И корзиночку несет. | Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки. |
Села тихо в уголочек, Вяжет деточкам чулочек. | Положить руки на колени. Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах. |
Вдруг котята прибежали И клубочки подобрали. | Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка». |
Где же, где ж мои клубочки, Как же мне вязать чулочки? | Развести руки в стороны. Выполнять движение «вязание на спицах» |
«Кот Мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит, Он вслед за мышкой бродит. | Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка». | |||
Мышка, мышка берегись, Смотри, коту не попадись. | Погрозить пальчиком левой рук, затем правой. | |||
«А-а-а-ам!» | Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулаки. | |||
Вот кот Мурлыка ходит, Он вслед за мышкой бродит. | Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка» | |||
Мышка, мышка, берегись, Смотри, коту не попадись. | Погрозить пальчиком левой руки, затем правой. | |||
«А-а-а-ам!» | Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулаки. |
Карточка № 3
«Семья»
Этот пальчик – бабушка, | Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки. |
Этот пальчик – дедушка, | Дотронуться до указательного пальца. |
Этот пальчик – мамочка, | Дотронуться до среднего пальца. |
Этот пальчик – папочка, | Дотронуться до безымянного пальца. |
А этот пальчик – я. | Дотронуться до мизинца. |
А это вся моя семья! | Выполнять движение «фонарик» или положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки. |
«Две тетери»
Как на нашем на лугу | Пальцы широко расставлены, легкие движения (вверх-вниз) кистями рук, ладонями вниз. |
Стоит чашка творогу. | Соединить перед собой руки, сделав круг. |
Прилетели две тетери, | Помахать кистями рук, как крыльями. |
Поклевали, | Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках («клюв»). |
Улетели. | Помахать руками. |
Карточка № 4
«Овечки»
На лугу стоят овечки, | Указательные пальчики приложить к голове в области виска (сделать маленькие ушки) и покачать слегка головой. |
Шерсть закручена в колечки. | Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, средний, безымянный и мизинец (выполнять сразу двумя руками) |
А играет для овечек На свирели человечек. | Имитировать игру на дудочке. |
«Коза»
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. | Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук (если у ребенка не получается, он может выполнять упражнение одной рукой). |
Ножками топ-топ. | Пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку. |
Глазками хлоп-хлоп. | Большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными. |
Кто кашу не ест, | Погрозить указательным пальцем правой руки. |
Кто молоко не пьет – | Погрозить указательным пальцем левой руки. |
Того забодаю, забодаю, забодаю! | Выполнить первое движение «коза». |
Карточка № 5
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять | Загибать пальчики, начиная с большого |
Будем листья собирать. | Сжимать и разжимать кулачки. |
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем | Загибать пальчики, начиная с большого. |
Маме осенний букет принесем. | «Шагать» по столу указательным и средним пальцами. |
«Варим, варим мы компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. | Левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Загибать пальчики по одному, начиная с большого. |
Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. | Правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать. |
Карточка № 6
«В лес по ягоды пойдем»
Раз, два, три, четыре, пять | Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большого. |
В лес идем мы погулять. | «Шагать» по столу указательным и средним пальцами. |
За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной, Землянику мы найдем. | Загибать пальчики по очереди, начиная с большого. |
И братишке отнесем. | «Шагать» по столу указательным и средним пальцами. |
«Капуста»
Что за скрип ? Что за хруст? | Сжимать и разжимать пальцы. |
Это что еще за куст? | Соединить основания ладоней, пальцы-«бутоном», покружить ими. |
Как же быть без хруста? Если я – капуста! | Сделать из пальцев «шар». |
Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. | Резкие движения кистями вверх, вниз. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга. Движение пальцев, имитирующее посыпание солью. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки. |
Карточка № 7
«Хозяйкины помощники»
Наша хозяйка сметлива была, Всем она в доме работу дала. | Хлопки в ладоши, сверху то правая, то левая рука. |
Тарелочку собачка Моет язычком. | Большой палец правой руки оттопырен-«ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «тарелочке»-округленной левой ладони, «моет ее» (движения мизинца в сторону и обратно). |
Мышка убирает Крошки под столом. | Согнутые мизинец и указательный палец правой руки-«ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой-«мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь. |
Кошка под окошком | Пальцы правой руки, как при фигурке «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены. |
Когтями скребет | Пальцы правой руки скребут ладонь левой. |
Курочка в сережках Избушку метет. | Правая ладонь «подметает» выпрямленную левую. |
Карточка № 8
«Птички – невелички»
Это птичка – соловей, Это птичка – воробей Это птичка – совушка, Сонная головушка, Это птичка – свиристель, Это птичка – коростель. | Загибать на каждую строчку по одному пальчику. |
Эта птичка – злой орлан. | Помахать ладошками, словно крыльями. |
Птички, птички по домам. | Помахать обеими руками , как крыльями. |
«Ветер листики считал»
Ветер по лесу летал Ветер листики считал | Выполнять плавные волнообразные движения ладошками. |
Вот – дубовый, Вот – кленовый, Вот – рябиновый, резной, Вот – с березки, золотой. Вот – последний лист с осинки | Загибать по одному пальчику. |
Ветер бросил на тропинку. | Спокойно положить ладони на стол. |
Карточка № 9
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять, Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. | На первые строчки поочередно разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого. На следующие строки-поочередно сгибать пальчики в кулачки, начиная с мизинца. |
«Я стираю, маме помогаю»
Мы маме помогали, Мы белье стирали, | Потереть один кулачок об другой. |
В речке полоскали | Двигать ладошками вправо-влево. |
Выжали, развесели | Сжимать-разжимать кулачки, имитируя движения развешивания белья. |
То-то стало весело! | Выполнять круговые движения кистями рук. |
Карточка № 10
«Мебель»
Раз, два, три, четыре Много мебели в квартире. | Сжимать и разжимать кулачки. |
В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. | Загибать пальчики, начиная с большого. |
Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками. |
«Строитель»
Молотком стучу, стучу | Постукивать кулачком правой руки по ладони левой руки. |
Сто гвоздей заколочу. | Постукивать кулачком левой руки по ладони правой руки. |
Я построю дом, дом | Поочередно ставить кулачок на кулачок. |
Буду жить в нем, в нем. | Соединять пальцы, изображая крышу дома. |
Карточка № 11
«Кот испек себе пирог»
Падал снег на порог | Медленно опускать ладошки на стол. |
Кот слепил себе пирог. | Изобразить лепку пирога. |
А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. | «бежать» пальчиками обеих рук по столу. |
Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. | Изобразить лепку пирога. |
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять | Загибать пальчики по одному. |
Мы во двор пошли гулять. | «Идти» по столу указательным и средним пальцами. |
Бабу снежную лепили. | Изобразить лепку снежного комочка двумя руками. |
Птичек крошками кормили, | «Крошить хлебушек» всеми пальцами. |
С горки мы потом катались | Водить указательным пальцем правой руки по ладони левой. |
А еще в снегу валялись. | Класть ладошки на стол то одной стороной, то другой |
Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. |
Карточка № 12
«Снежок»
Белый снег пушистый В воздухе кружится. И на землю тихо Падает ложится. А потом, а потом Мы из снега слепим ком. Ух! | Ритмично, плавно опускать руки вниз. Выполнять круговые движения кистями рук. Ритмично, плавно опускать руки вниз. Имитация сгребания снега. Выполнять движения «пирожки». Бросить снежок вперед. |
«Шарик»
Надувают шарик быстро, | Пальцы обеих рук собраны в щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга. |
Он становится большой. Вдруг шар лопнул, Воздух вышел, Стал он тонкий и худой. | Медленно развести руки в стороны. Хлопок в ладоши. Подуть на сложенные ладони. Снова собрать пальцы в щепотку. |
Карточка № 13
«Два ежа»
Шли по лесу два ежа, Шли спокойно, не спеша. На спине иголки Длинные и колкие. | Поочередно шлепать ладонями по коленям. Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак. |
Чуть шуршали листьями | Круговые движения ладошкой по ладошке. |
И травкой зубки чистили. | Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов. |
«Замок»
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? | Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. |
Потянули, | Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны. |
Покрутили, | Движение сцепленными пальцами от себя, к себе. |
Постучали | Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга. |
И открыли! | Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. |
Карточка № 14
«Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Пальцы обеих рук соединяются в замок. |
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. | Ритмичное касание пальцев обеих рук. |
Раз, два, три, четыре, пять Начинай считать опять. | Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. |
Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать. | Руки опустить вниз, встряхнуть кистями. |
«Зайка»
Скачет зайка косой | Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить. |
Под высокой сосной. | Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. |
Под другою сосной | Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. |
Скачет зайка второй. | Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить. |
Карточка № 15
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. | Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев. |
Апельсин всего один. | Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. |
Эта долька – для кота, Эта долька – для ежа, Эта долька – для улитки, Эта долька – для чижа, | Загнуть указательные пальцы. Загнуть средние пальцы. Загнуть безымянные пальцы Загнуть мизинцы. |
Ну, а волку кожура. | Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз. |
Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда! | Погрозить пальцем. Спрятать руки за спину. |
«Кулачки»
Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем | Поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке. |
Разогнуться и подняться, | Ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики, широко их расставляя. |
Пальчик к пальчику прижаться | Ритмично прижимать одноименные пальцы. |
Карточка № 16
«Коза и козленок»
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. | Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем. |
К ней козлёночек спешит, Колокольчиком звенит. | Пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук вниз, потрясти ими. |
За козлёнком бежит волк | Одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук. |
И зубами щёлк да щёлк! | Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы. |
Рассердилась тут коза: | Попеременно стучать кулачком о кулачок. |
«Волку выколю глаза!» | Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем. |
«Цветок»
Вырос цветок на поляне, | Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу ,развести пальцы и слегка округлить их, как «бутон». |
Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье | Развести пальцы рук. Выполнять ритмичные движения пальцами вместе -врозь. |
Дружно дают корешки под землёй. | Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими. |
Карточка № 17
«Дружная семья»
Папа, мама, брат и я - | Дети правой рукой загибают на левой руке по одному пальцу, начиная с большого. |
Вместе дружная семья, | Покачивают крепко сжатый кулачок левой руки. |
Раз, два, три, четыре, | Левой рукой загибают на правой руке одному пальцу, начиная с большого. |
Мы живем в одной квартире. | Покачивают крепко сжатый кулачок правой руки. |
«Крючочки»
Это наши мальчики, Маленькие пальчики. | Энергично и ритмично выполнять кистями рук движение «фонарики». |
Крепко держатся дружочки, Не разжать нам их крючочки. | Сцепить мизинцы обеих рук и тянуть в разные стороны. |
А ещё мы можем так: Вот ладонь, а вот кулак, Хочешь, тоже делай так – То ладонь, а то – кулак! | Движение «фонарики». Энергично разжимать и сжимать в кулачки пальцы обеих рук. |
Карточка № 18
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, Люблю считать. | Дети «шагают» пальниками обеих рук по столу. |
Площадь — раз, Башня — два, Три — плотника у пруда, А четыре — Горсовет. Пять — в честь Ленина проспект, Шесть — к фонтану подхожу На водичку погляжу. Семь и восемь – два театра, В них смотреть спектакли рады. Девять — повстречался мне Маршал Жуков на коне. Ну, а десять — посмотри, Знаменитый наш УПИ | На каждое название достопримечательности загибают по одному пальчику. |
Карточка № 19
«В гости»
В гости к пальчику большому | Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням. |
Прибегали прямо к дому | Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами. |
Указательный и средний, Безымянный И последний – Сам мизинчик малышок | Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится. Пошевелить мизинцами и сжать пальцы в кулачки. |
Постучался на порог. | Постучать кулачком о кулачок. |
Все пальчики – друзья. | Пожать ладошкой ладошку. |
Друг без друга нам нельзя! | Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки. |
«Домик»
Я гуляю во дворе, | Хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой. |
Вижу домик на горе. | Ритмичные хлопки ладошками. |
Я по лесенке взберусь | Раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев. |
И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! | Поочередно стучать кулачком одной руки в раскрытую ладонь другой. |
Карточка № 20
«Гномы»
Стали гномы гостей приглашать. | Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. |
Стали гномы гостей угощать. | Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки. |
Каждому гостю досталось варенье, | «Намазывать» варенье на кончик каждого пальца. |
Пальчики склеило то угощенье. | Последовательно, начиная с большого пальца, соединять одноименные пальцы (подушечки) рук. |
Плотно прижались ладошка к ладошке. | Крепко прижимать ладони одна к другой. |
Гости не могут взять даже ложки! | Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо. |
Карточка № 21
«Паук»
У тебя, скажи, паук, Сколько ног и сколько рук? | Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палей правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и.т.д. |
Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног? | Поочередно соединять одноименные пальцы рук. |
- Когда лапы по дорожке Ходят – это мои ножки. | Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы рук и пошевелить ими. |
Лапы вяжут паутинку, Будто руки ткут холстинку. | Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнить движение, имитирующее вязание. |
Если я крадусь за мошкой, Мои лапы – это ножки. | Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинуть пальцы и плавно пошевелить ими. |
Если попадутся мухи, | Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить. |
Лапы цапнут их, как руки! | Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку». |
Карточка № 22
«Сороконожки»
Две сороконожки Бежали по дорожке. Побежали, побежали | Дети пальчиками изображают движение ног сороконожки: пальцы правой руки «бегут» по левой руке, пальцы левой руки «бегут» по правой. |
И друг дружочку догнали! | Пальцы встречаются на груди. |
Так друг дружочку обняли, | Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны. |
Что едва мы их разняли. | Расцепить пальцы. |
«Мостик»
Вот мостик горбатый. | Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой. |
Вот козлик рогатый. | Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставить вперед. |
На мостике встретил он Серого братца. | Сделать «козу» левой рукой. |
Упрямцу с упрямцем Опасно встречаться. | Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук. |
И с козликом козлик Стали бодаться. | |
Бодались, бодались, Сражались, сражались, | Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую |
И в речке глубокой Вдвоем оказались. | Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...