игры на развитие музыкальной памяти
картотека

Прищепова Елена Сергеевна

игры на развитие музыкальной памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_muz_pamyati.docx33.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРА. «Солнышко – ведрышко».

Дети стоят в кругу, с началом песни делают 4 шага в центр и обратно. Движение повторяется. Солнышко сидит внутри круга, в центре.

Солнышко – вёдрышко,

Выгляди в окошечко,

Где твои детки?

Сидят на загнетке,

Лепёшки валяют!

Тебя дожидают!

Солнышко – вёдрышко!

Выгляни в окошечко!

Солнышко – вёдрышко!

Солнышко – вёдрышко!

С окончанием пения круг «рассыпается». Солнышко бежит и ловит детей (пятнашки). Пойманные игроки встают в середину круга. Проводится игра «Не выпустим». Ребёнок, сумевший выбежать из круга, становится новым солнышком.

Игра «Осень по садочку ходила» Смирновой

Дети стоят по кругу. В центре - Осень. У неё в руках 3-6 листочков.

1.Осень по садочку ходила,

Листики свои обронила.

Обошла весь сад, обыскала,

Листья не нашла, плакать стала.

2. Золотые листья нашли мы

И тебе их все принесли мы.

У кого они, угадай-ка

И с ребятами поиграй-ка.

Дети идут по кругу и поют. Осень идёт противоходом в кругу и роняет по очереди листья. Ребёнок, около которого упал листок, подбирает его и, спрятав за спину продолжает идти по кругу и петь. Осень присаживается и плачет.

Дети идут в центр круга.

Отходят спиной назад.

Пожимают плечами.

Кружатся на притопах вокруг себя.

Останавливаются лицом в центр круга.

Под музыку Осень бежит внутри круга, ищет листья. Дети шуршат листочками и «шипят» (как будто шелестят), руки у них за спиной. Осень останавливается.

Осень:

Слышу, листья шелестят

За спиною у ребят.

Только я их не нашла.

Помогите мне друзья.

Дети (те, у кого листья, показывают листочки):

Листочки свои возьми,

Но сначала догони.

Остальные дети поднимают руки вверх – «воротики». Осень ловит детей с листьями.

 Игра «Уж как зоренька – заря».

Вариант игры «Плетень»

Дети становятся в четыре шеренги, образуя четырехугольник.

Дети выходят и становятся шеренгами вдоль 4-х стен зала, берутся за руки, «заплетая косы» - раскрыв руки перед собой, соединяют их через одного (плетень).

Дети отпускают руки и свободно ходят по залу врассыпную, напевая:

Уж как зоренька – заря

Русы косыньки плела

Кто те косы сосчитает,

Вместе с нами поиграет.

С окончанием песни дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три – косы – заплети!»

Дети бегут на места, стараясь быстрее встать в свою шеренгу и «заплести косу».

Выигрывает та шеренга, которая быстрее и точнее выполнила задание.

 Игра «Звездочёт». Насауленко

1 куплет:

Дети (идут вправо по кругу)
В небе звездочки мигают,
Звездам хочется играть.
Звездочет считает звезды:
Раз, два, три, четыре, пять.

Припев: 
Звездочет, звездочет, 
Поиграй-ка с нами!
Что покажешь ты нам, 
Отгадаем сами. 

2 куплет
Дети (идут влево по кругу)
Мы позвали Звездочета
Пусть считает всех подряд
В нашем садике как в небе
Много звездочек-ребят. Припев.
Звездочет: (говорит)
Отгадает, кто из вас?
Что я делаю сейчас?
Звездочет выполняет какое-либо движение. Тот, кто отгадывает, становится в игре Звездочетом.

 Игра в «Капусту».

В середину хороводного круга играющие складывают свои ленты, пояса, платки (можно просто листы белой бумаги). Выбранный заранее «хозяин капусты» стережет ее.

Хоровод поет:

1.Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

2.Чтоб сюда не забегали

и капусту не украли.

Волк и лисица,

бобер, куница.

Затем хоровод рассыпается, и каждый старается ухватить «кочан капусты». «Хозяин» не дремлет, и тот, кого он успевает запятнать, при повторе игры вместе с ним сторожит «огород».

 Игра «Море волнуется». Любая подвижная музыка.

Обратить внимание на музыку, которая станет сигналом к игре. Начало звучания означает, что «море волнуется», её окончание – «море утихло».

По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный водящий стоит в сторонке. Все игроки вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока музыка внезапно не кончиться. После этого каждый игрок должен занять свое место, а так, как водящий тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся. Оставшийся без места становится водящим.

Коммуникативная игра «Сосед».

Можно включить народные наигрыши в качества фона игры и для создания настроения.

Дети сидят по кругу на стульях (лавках). Ведущий спрашивает любого ребенка (с него начинается круг): «….Люб ли тебе сосед?» Если ребенок говорит: «Люб», то ведущий спрашивает также следующего. Если ребенок говорит «Нет!», то ведущий спрашивает: «Кого надь?» И ребенок называет того, с кем он хотел бы сидеть рядом. Игра продолжается до тех пор, пока не устанут пересаживаться.

Игра «Кострома».

Девочка, изображающая «Кострому», сидит на стуле в центре. Остальные дети ходят вокруг неё и поют. После каждого куплета песни они останавливаются полукругом и обращаются к девочке. Во время пения «Кострома» показывает (имитирует), как надо прясть, мотать клубочки, вязать и т.п. Пение и диалог чередуется.

Кострома, Кострома!

Государыня моя, Кострома!

У Костромушки кисель с молоком,

Еще с прибылью блины с творогом.


Дети. Здорова ли Кострома?
Кострома. Здоровенькая!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Кудельку пряду!

Дети. Здорова ли Кострома?
Кострома. Здоровенькая!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Клубочки мотаю!

Дети. Здорова ли Кострома?
Кострома. Здоровенькая!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Вязанье вяжу!

Дети. Здорова ли Кострома?
Кострома (грустно). Здоровенькая!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Плачу! Пальчики отбила!

Дети. Здорова ли Кострома?
Кострома. Здоровенькая!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Вас ловлю!
Кострома бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

 Игра «Ключи».

Русская пословица-загадка: Заря-зареница, по миру ходила, слезу уронила; месяц видел, солнце крало (роса).

Играющие участники садятся в один круг на корточки.
Водящий («заря-заряница») ходит вне круга и прячет за своей спиной «ключи» - небольшой платочек с завязанным узелком.
Ходит вокруг «заря-заряница» и вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница
Красная девица
По небу ходила
Ключи обронила
Месяц видел – не поднял,
Солнце подобрало!
Водящий всегда пытается незаметно положить кому-нибудь из игроков сзади «ключи».
Играющим строго запрещено оглядываться и поворачивать голову.
Тот участник, кому подложили «ключи», сразу же быстро бежит за водящим и бьет его платочком.
Пойманный водящий садится в общий круг на его место, а «запятнавший» теперь становится «зарею».

Игра «Бояре-княгини»

Напоминает игру «Цепи кованы». Начинается она с выстраивания друг против друга мальчиков (бояр) и девочек (книгинь) в линию и берутся за руки. Далее поочерёдно поют:

1.Княгини, а мы к вам пришли! (мальчики к девочкам).

Молодые, а мы к вам пришли.


Бояре, вы зачем пришли? (девочки к мальчикам).

Молодые, вы зачем пришли.


2.Княгини, да невесту выбирать!

Молодые, да невесту выбирать.


Бояре, вам которая нужна?

Молодые, вам которая нужна?


3.Княгини, нам! (имя) нужна

Молодые, нам! (имя) нужна


Бояре, покажите жениха!

Молодые, покажите жениха.

В последний момент игры, когда мальчик, разбежавшись, разрывает цепь девочек, забирает выбранную невесту, пара вычленяется из общего действа.

Игра «Никанориха»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу:

Никанориха гусей пасла,

Запустила в огород козла.

Никанориха ругается,

А козел-то упирается.

С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары.

Говорят: Надо быстро пару брать,

Чтобы козликом не стать.

После этого проигравший ребенок становится вместе со всеми детьми в круг и игра повторяется.

Игра «Угадай, кто позвал».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В середину выходит «медведь» (водящий). Большой колпак надвинут ему на глаза. Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь,

Мы медку принесли.

Получай-ка мёд,

Угадай, кто зовет.

По окончании песни воспитатель указывает на ребёнка, который должен позвать «медведя» (голос можно изменить). Если «медведь» угадает ребенка по голосу, с него снимают колпак и угощают конфетой. Если после 3-х раз «медведь» не угадал, кто его позвал, он становится в общий круг.

При повторе игры на середину круга выходит другой «медведь», выбранный предыдущим водящим или назначенный воспитателем.

 Игра «Зимушка». Насауленко

Дети стоят в кругу. Зимушка – в центре круга

Весело, весело,

Холодно зимою.

Зимушка, зимушка,

Пляшем мы с тобою.

Дети поют и идут по кругу.

Зимушка приплясывает.

Поиграй-ка с нами,

Закидай снежками.

Догони-ка всех детей.

Убегай скорей!

Дети идут в цент круга.

Отходят от центра.

Хлопают в ладоши.

С окончанием музыки убегают от Зимушки.

Зимушка может поплясать с теми, кого догнала.

 Игра «Ручеёк».

Число желающих принять участие этой игре должно быть нечетным.

Игроки должны разделиться на пары, встают друг против друга, берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тоннель. Один игрок, которому нет пары, встает в начале этого тоннеля и проходит через него. Остальные игроки в этот момент поют:

Приходи, Лисичка, к нам,
Только очень много ям.
Их тихонько обойди 
И в воротики пройди.
А кого ты там найдёшь,
Вот того в друзья возьмёшь.

Игрок, который проходит сквозь тоннель, может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в самом конце тоннеля. Тогда тот, кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Таким образом, и продолжается игра. Победителей и побежденных нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между собой.

«Громко заиграли» Бокач.

Сидит старенький дед,

В кожух тёплый одет.

Под щекой – кулачок.

Задремал старичок.

А нам не сидится,

Будем веселиться.

Инструменты взяли.

Громко заиграли.

проигрыш

Дед сидит в центре. Дети идут с инструментами вокруг него.

Останавливаются и поворачиваются к нему. Подносят инструменты к уху.

Сужают круг.

Отходят назад.

Подыгрывают на инструментах любой плясовой

С окончанием музыки говорят:

Разбудили старика,

Береги теперь бока.

Дед ловит детей.

Игра «Волчок»

     Все играющие становятся в круг, поют песню и хлопают в ладоши.

Наш волчок со всех сторон

Так весело раскрашен!

Вместе с нами кружит он,

Кружит в танце нашем.

Один из ребят – волчок – бежит по кругу и в конце куплета выбирает себе партнера. Выводит партнера в центр круга и, держа его за талию, начинает кружиться с ним на месте.  Звучит проигрыш до самого быстрого. Теперь в партнеры выбирают себе волчок и его партнер. Игра повторяется. И так до тех пор, пока все не будут кружиться.

Вариант: кружится надо каждой паре особым образом, например

- вращать девочку вокруг себя;

- взяться за руки накрест и кружится;

- взяться за руки крендельком-баранкой и кружится;

- взяться за руки, повернувшись друг к другу и подняв руки вверх проворачиваться в паре (как в рок-н-роле);

- и т.д.

. Игра «Я иду»

Д.М. предлагает встать детям за ним цепочкой (паровозиком). Идёт и поёт:

Я иду, иду, иду,

За собой друзей веду.

А как только повернусь,

Сразу всех переловлю!

Последнюю строчку Д.М. поёт очень медленно, делая большие «крадущиеся» шаги. Все идущие за ним делают такие же шаги. Д.М. поворачивается в одну сторону, и все участники передвигаются также, чтобы не быть замеченными. Те же, кого Д.М. увидел, должны убежать от него.

 Игра «Погуляю, пойду» на мотив «Я на горку шла»

1.Погуляю, пойду,

И дружочка найду.

Мы с дружочком вдвоём

Дружно пляску начнём.

Припев: Вот носок, пятка, топ,

Слева тоже притоп.

А теперь покружись

И дружку поклонись.

И ещё покружись

И с дружочком простись.

2.Погуляю, пойду,

Двух дружочков найду.

И теперь мы втроём

Дружно пляску начнём.

припев

3. Погуляю, пойду,

Трёх дружочков найду.

Мы теперь вчетвером

Дружно пляску начнём.

Припев.

4. Погуляю, пойду,

Четверых я найду.

Мы теперь впятером

Дружно пляску начнём.

Припев.

5. Погуляю, пойду,

Пятерых я найду.

Мы теперь вшестером

Дружно пляску начнём.

Припев.

6. Погуляю, пойду,

Всех друзей я найду.

И всей группой для вас

Мы попляшем сейчас.

Припев: Вот носок, пятка, топ,

Слева тоже притоп.

А теперь покружись

И дружку поклонись.

И ещё покружись

И в конце обнимись.

Чей кружок скорее соберётся?

Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Хоровод заводи, своё деревце найди! (Прокофьев)

Дети образуют 4 кружка. В середине каждого круга стоит ребёнок-ведущий, в руках у него платочек (у каждого свой цвет).

1-8 т. Дети легко идут по кругу, ведущие помахивают платочком.

9-20т. Все (и ведущие тоже) бегают по залу. В конце такта 20 присаживаются и закрывают глаза.

Ведущие перебегают (без музыки) в другие уголки, меняются местами, и поднимают вверх платочки.

21-24т. Дети бегут в своему ведущему и становятся вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который собрался первым.

 Шел козёл по лесу.

Выбирается водящий – «козел», остальные дети сидят на стульчиках и поют:
Шел козел по лесу, ( водящий ходит по залу, показывая рожки)
По лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, (поклоном выбирает себе «принцессу»)
Принцессу нашел, (выводит на середину зала,)
Давай с тобой попрыгаем, (прыгают взявшись за руки)
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, (выбрасывают ножки в стороны)
Подрыгаем, подрыгаем.
И хвостиком помашем, («крутят хвостиками»)
Помашем, помашем,
Ну, а потом попляшем, (кружатся поскоком).
Попляшем. Эх! 
Песня повторяется, теперь уже два «козлика» ищут себе «принцессу», получается две пары. Песня повторяется до тех пор, пока все дети не будет привлечены в игру.

Займи место.

Все дети сидят по кругу на стульях спинами в круг. На 1-ю часть музыки топают ногами, на 2-ю часть - встают со стульев и бегут по кругу, с окончанием музыки садятся на любой свободный стул. Игра повторяется ещё раз, и когда дети бегут, педагог сажает на один стул игрушку. Оставшийся без места ребёнок танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

Игровой момент: для проигравших детей можно устроить розыгрыш фантов (стихи, прокукарекать и т.д.)

Игра «Мяч»

Игра на внимание. Дети стоят в 4 шеренгах по разным сторонам зала. Заранее намеченные педагогом подгруппы начинают игру.

1-2 т Ведущий кидает мяч любой группе. Они должны поймать и кинуть мяч обратно, а ведущий поймать.

3-4 т. Дети противоположных подгруппы перебегают, меняются местами.

5-6 т. Ведущий кидает мяч любой группе. Они должны поймать и кинуть мяч обратно, а ведущий поймать.

7-8 т. Дети противоположных подгруппы перебегают, меняются местами.

Такты 9-16 повторяются,

17-18 т. Все подгруппы, двигаясь по кругу вправо, перебегают на места предыдущей подгруппы. Игра повторяется.

 Передай платок.

Дети стоят в кругу. У одного ребёнка в руке платочек.

1 часть. На затакт ребёнок, держащий платок, плавно переносит его своему соседу справа (слева); на «раз» следующего такта тот принимает платок двумя руками, а затем переносит и передает его дальше. Передающие и принимающие сопровождают движение небольшим поклоном.

2 часть. Ребёнок, получивший платок одновременно с окончанием 1 части музыки, входит в круг и пляшет (или просто идет по кругу, выбирая себе новое место), с окончанием музыки 2 части встает в круг. И с повторением 1 части, начинает передачу платочка.

 Найди себе пару.

В игре участвуют все дети (если количество детей чётное, в игру включается воспитатель), они стоят парами по кругу боком к центру, держась за обе руки. Расстояние между парами должно быть таким, чтобы дети, повернувшись в другую сторону, могли взяться за руки с ребёнком из соседней пары. В середине круга – водящий. Он выполняет те же движения, что и дети в кругу.

Вступление. Дети стоят.

1 часть. 3-4 т. «пружинка»

5-6 т. 4 шага на 900 повернуться в другую сторону, спиной друг к другу и берутся за руки с ребёнком из пары, стоящей рядом.

7-8 т. «пружинка» в новых парах.

9-10 т. . 4 шага на 900 повернуться к своему партнёру.

2 часть. Дети двигаются подскоками врассыпную, стараясь не задевать друг друга. С окончанием музыки быстро находят себе пару и становятся в круг.

Ребёнок, оставшийся без пары, становится водящим, игра повторяется.

Сапожник.

- Дети, дети, вы куда идёте?

- Ой, сапожник, мы идём на площадь.

- Дети, дети, башмаки порвёте.

- Ой, сапожник, ты их залатаешь.

- Дети, дети, кто же мне заплатит?

- Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!

Вступление. Дети стоят в шеренге, напротив – «сапожник».

1-4т. Дети идут вперёд.

5-8т. Отходят назад (спиной).

С окончанием песни дети разбегаются, а сапожник их ловит.

Горошина.

Дети стоят в кругу, «петушок» – внутри круга.

По дороге Петя шёл

И горошину нашёл,

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ох, ох, ох, ох,

Где-то вырастет горох?

Петя проходит мимо детей.

Останавливается около любого ребёнка (горох)

Петя кружится на месте, а «горох» пробегает через цент круга и прячется (на корточки) за любым ребёнком.

Все дети медленно присаживаются, а «горох» встаёт, поднимая руки вверх (выросла).

Дети продолжают сидеть на корточках, а Петя догоняет «горох».

 Игра с бубнами.

Дети стоят в кругу, трое из них с бубнами в руках, находятся в центре круга.

1-8 т. Трое детей бьют в бубны, остальные танцуют на месте.

9-16 т. Все, кто находится внутри круга, закрыв глаза, присаживаются на корточки. Дети с бубнами тихонько выходят из круга, идут сзади сидящих детей и бесшумно кладут бубны за спину у троих из них. С последним аккордом дети ищут бубен руками за спиной, и те у кого он оказался, идут в круг.

1-8 т. Дети, получившие бубны, танцуют, остальные хлопают в ладоши.

Игра повторяется.

 Перепёлка.

1. Ян сеял просо и пшеницу,

В поле нашёл он крошку-птицу.

Наша перепёлка перепела ищет,

Мало нас, мало нас,

К нам идите девочки.

2. Ян сеял просо и пшеницу,

В поле нашёл он крошку-птицу.

Наша перепёлка перепела ищет.

Мало нас, мало нас,

к нам идите мальчики.

3. Ян сеял просо и пшеницу,

В поле нашёл он крошку-птицу.

Наша перепёлка перепела ищет.

Мало нас, мало нас,

Ой, поймают нас сейчас.

«Перепёлка» (ребёнок) сидит в центре зала, накрывшись платком. Взрослый ходит вокруг неё и поёт, приглашая к себе сначала девочек. Они встают в круг. Песня повторяется сначала, приглашаются мальчики. Когда все дети собираются в круг после слов «Ой, поймают всех сейчас» «перепелка» ловит детей.

 Игра "Шатёр". Муз "Как под яблонькой" народная

Вариант игры "Кто быстрее соберётся в кружок".

Участники игры делятся на 3-4 группы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу вокруг своего стула и поют:

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки  дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает та группа, которая построит первой построит шатёр.

 Игра-повторялка «Домовой» Картушиной

Дети водят хоровод вокруг «Домового»

Дедушка Домовой,

Мы пришли играть с тобой.

Что умеешь делать ты,

Нам скорее покажи.

А мы будем повторять

И отгадывать.

 

«Домовой» выполняет движения, показывая, как варит кашу, гладит котёнка, чешет бороду, и т.д. Дети повторяют движения и отгадывают, что делал домовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально игровая деятельность-как средство развития музыкальной памяти и слуха

В соответствии с  ФГОС ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие» включает в себя:Приобщение к искусству. Изобразительную деятельность. Развитие д...

Развитие музыкальной памяти дошкольников

Что представляет собой музыкальная память. Особенности музыкальной памяти дошкольников. Способы и приемы её развития на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста....

музыкальные игры на развитие музыкального слуха, памяти, творчества.

                Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют ф...

Презентация для родителей "Развитие музыкальной памяти дошкольника"

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как чувтво ритма, музыкальный слух. Она характеризуется не только сохранением в памяти самого произведения, но и сохранением...

«Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления» Семинар-практикум для родителей

laquo;Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления»...

Картотека игр, направленных на развитие музыкальной памяти у дошкольников

Игры, направленные на развитие музыкальной памяти у дошкольников...

Доклад "Развитие музыкальной памяти"

Доклад "Развитие музыкальной памяти"...