Технологическая карта чувашская республика
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Тема:«Масмак – картина природы по мотивам чувашской вышивки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_chuvashskaya_respublika.docx178.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема:«Масмак – картина природы по мотивам чувашской вышивки»

Возрастная категория: подготовительная группа

Форма НОД:

Вид: интегрированное

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект:

  1. Л.Г. Васильва. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. –Чебоксары: Новое время,  2006 г.
  2. Л.Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. – Чебоксары: Новое время, 2006 г.
  3. Л.Г. Ягодова, И.В. Малахова. Чувашские детские игры. – Чебоксары, 2005 г.
  4. О.В. Драгуновой. Программа воспитания ребенка-дошкольника. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995 г.

Э.Д. Меджитова, А.А. Трофимов. Чувашское народное исскуство. -  Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981 г.

Оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, экран, слайд-презентация, музыкальное сопровождение,  головная повязка «масмак», д/и «Собери узор», полосы бумаги красного цвета размером 7,5*20 см., гуашевые краски 5 цветов (синий, черный, белый, зеленый, желтый цвет), простые карандаши, непроливайки, салфетки, кисточки №4 белка или пони, листочки бумаги 10*10 см, ватман формата А3, маркер черного цвета, магниты.

Цель – Формировать  умение создавать линейный орнамент по мотивом народного искусства (чувашское).

Задачи

Задачи индивидуальной работы с детьми

1. Образовательные:

- формировать умение составлять чувашский узор на полосе;

-учить рисовать новые элементы чувашского узора: «пахотная земля», «солнце», «небо», «земля»;

- закреплять знания детей об элементах чувашского женского костюма («масмак» - налобная повязка);

- закреплять последовательность работы с гуашевой краской;

2. Развивающие:

- развивать познавательные процессы и речь;

-обогатить словарь детей следующими словами и выражениями: «масмак», «налобная повязка»,  «пахотная земля», «много солнц обогревает вспаханную землю».

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения;

- аккуратность;

- воспитывать познавательный интерес и желание составлять узоры по мотивам народного искусства: русского, чувашского и других национальностей проживающих в Чувашии;

- воспитывать привычку готовить и убирать свое рабочее место самостоятельно.

  • Сочетать показ с активным действием ребенка.
  • Развивать умение детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений.
  • Использовать опыт практической деятельности.

Предварительная работа – Работа по проекту  МБДОУ № 350 «Народы Поволжья»: знакомство с народами Поволжья, их культурой, традициями, бытом и т.д..  Чтение предания «Много солнц обогревают вспаханную землю», рассматривание иллюстраций из книги «Чувашское народное искусство» под ред. Э.Д. Меджитова, А.А. Трофимов. Рисование отдельных элементов узора. Проигрывание игры «Найди узор», «Составь узор».

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Ход занятия:

Вводная часть

http://vilan.us/images/muz/muz003.jpg

http://data.lact.ru/f1/s/15/882/image/681/176/thumb_crop_masmak_vyishityiy_01.jpg

http://artmus.culture21.ru/MuseumImages/4411/4411.jpg

http://www.ethnomuseum.ru/sites/default/files/styles/expo_gal_big_img/public/expogallery/4564.jpg?itok=rwWX2sz3

http://artmus.culture21.ru/MuseumImages/5760jpg/5760.jpg

http://artmus.culture21.ru/MuseumImages/5466/5466.jpg

Основная часть

Актуализация

Слайд 1

Слайд 2

Динамическая пауза

Восприятие и усвоение нового

(либо расширение имеющихся представлений)

Практическая работа

Рефлексия

Предлагаю запустить «РАКЕТУ» хорошего  настроения и отправиться на ней не в космос, а в другое  замечательное место. А куда,  увидите сами, когда запустим ракету!

- К запуску ракеты хорошего настроения  готовы?                                                                                                 -Пристегнуть ремни!                                                                                                                 - Завести моторы!                                                                                                                            - Какое у вас настроение?                                                                                     (играет чувашская музыка, дети подходят к выставке)

- Что я вижу! Что за диво!                                                                               Множество узоров тут!                                                                                           Правда, дети, здесь красиво?                                                                                      Прям, захватывает дух!                                                                                       Посмотрите! Эти вещи,                                                                                          Нынче в гости к нам пришли,                                                                                 Чтоб поведать нам секреты                                                                                  Древней чувашской красоты.                                                                            Давайте ребята подойдем поближе и  рассмотрим выставку.

Посмотрите, ребята,  какие необычные, красивые вещи здесь.  Это национальная одежда  чувашского народа. Ее надевали  в то время когда наши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы сейчас. Посмотрите это женское платье – кп., мужская рубашка – аринкп, фартук – спааун, пояс – пииххи, а это головной убор – тухья. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать.  Они славятся  неповторимой красотой национальной вышивки.

 Вышивкой чуваши украшали женские и мужские рубашки, платья, головные уборы, полотенца, покрывала. Чувашский народ считал, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.

- Ой, ребята, что это? Какая красивая шкатулка, что в ней  интересно лежит? Вы хотите посмотреть, что в ней находится?  (воспитатель открывает шкатулку и достаёт из нее повязку «масмак»).  Ребята, вы знаете, что это такое?                                        

Это повязка «масмак». Кто из вас знает, для чего она нужна?

"Масмак" - это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого.  Посмотрите, какой красивый узор вышит на ней. Как вы думаете, что он означает?

 На повязке изображено "много солнц обогревает вспаханную землю". Ребята, кто помнит предание о солнце, которое я вам рассказывала на предыдущем занятии?

В ней говорилось о том, что древние чуваши верили, что существует много солнц. По представлению чуваш солнце существо живое. У него есть родители: отец солнца (хевел-ашшше), мать солнца (хевел-амаше), а еще у солнца есть глаза. Вот и на повязке изображено много солнц. А еще здесь изображено, посмотрите, небо, земля, пахотные земли.  Ребята, а вы хотите сделать такую же повязку своими руками?

Тогда я вас приглашаю в свою мастерскую. (Дети садятся перед мультемидийным экраном).

Прежде чем начать работу, мы с вами вспомним, как чуваши изображали солнце.

Солнце чуваши изображали по-разному.  Вот так.  Чем вам этот узор напоминает солнце?

-  Да, правильно, треугольники похожи на лучи солнца, вращающиеся по кругу.

- Вот еще один узор.  А этот узор похож на солнце, что вам об этом говорит?

- Да, правильно, в середине большая фигура и от нее отходят лучи.

- Ребята, а  давайте теперь поиграем в игру "Собери узор". (Дети смотрят на экран мультимедийной         установки, на которой  показывается последовательность работы по созданию узора).

- А теперь я предлагаю пройти к столам. Вы уже наверно догадались, что сейчас вы будите работать командами. На столах для вас я приготовила конверты с заданием. Внимательно рассмотрите содержимое конверта и начинайте собирать узор. В конце игры дети рассказывают, из каких геометрических фигур они составили узор.

-  Ребята, какие вы молодцы. А теперь я вас приглашаю в мастерскую, где мы будем рисовать «масмак».  (Дети садятся полукругом, перед мультимедийным экраном). Прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам рассмотреть технологическую карту, как мы будем наносить узор на масмак.

- Ребята,  у каждого из вас будут полоски бумаги красного цвета, «масмак», на них уже карандашом будут нанесены 3 вертикальные линии, которые разделяют полоску на 4 прямоугольника.

  • - Сначала,  карандашом проводим две линии: снизу полосы бумаги - линию земли, а сверху - линию неба;
  • - В каждой части полосы бумаги рисуем узор, изображающий солнце с не закрашенными лучами.  (Воспитатель на мольберте показывает, как изобразить узор солнца) Для этого карандашом рисуем линию сверху вниз. Потом через середину этой линии проводим линию слева направо. Обе линии должны быть равными по длине. После этого от концов первой линии проводим короткие линии в одну сторону и в другую. Эти короткие линии по длине должны быть равны противоположным линиям. Затем концы коротких линий соединяем нитью. Так же делаем и для другой линии. (После объяснения на мольберте, просматриваем последовательность рисования узора на мультимедийном экране).
  • - Теперь по карандашным линиям проводим краской. Линию неба делаем синего цвета, линию земли черного цвета. Пахотные земли- полосы белого цвета.  Затем закрашиваем по два луча каждого узора солнца желтым цветом, потом попарно следующие лучи – зеленым цветом;
  • - И в заключении следует нарисовать «борозды пахотной земли» черным цветом на белых полосах.

-Ребята, а теперь приступим к рисованию своей повязки «масмак». Прежде чем начать работу,  приготовьте свое рабочее место. Возьмите, пожалуйста,  со стола все, что вам нужно для работы, обратите внимание на то, что я вам приготовила маленькие листочки, что бы вы сначала  попробовали потренироваться в рисовании узора солнца. (Когда дети заняли свои рабочие места, воспитатель напоминает последовательность пользования гуашевой краской).

- Когда вы закончите работу, положите свои готовые повязки на край стола и начните убирать свое рабочее место. А затем мы сделаем выставку ваших работ на мольберте.

- После высыхания работ, повязки помещаются на мольберт с помощью магнитов.

- Ребята,  какая красота у вас получилась! У каждого  «масмак» по-своему   красивый и неповторимый.  

- Пришло время возвращаться нам обратно, в детский сад. Начинаем запуск ракеты.                                                                                  - Пристегнуть ремни.                                                                                                 - Завести моторы! (под музыку делаем круг)                                                        - Вот мы и в детском саду. Какое замечательное путешествие мы совершили, какими старательными мастерами  вы были. 

-Что мы сегодня с вами изготовляли в мастерской?

-Вам понравилось рисовать повязку «масмак»?

- Что особенно вам понравилось изображать?  Почему?

-Что было сложным для вас в работе?

- Хотели бы вы дальше знакомиться с чувашскими узорами?

- Хотели бы вы познакомиться с узорами других народов, например татарского, марийского, мордовского народов проживающих на территории Поволжья?

- А теперь давайте почувствуем тепло наших рук и пройдемте со мной. (Дети берутся за руки и уходят змейкой под чувашскую мелодию).

Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

Вовлекает в слушание. Вызывает интерес к неизвестному.
Вводит элементы новизны.

Воспитатель показывает детям свою повязку и рассказывает.

Активизирует внимание на имеющихся уже знаниях детей.

Демонстрация слайдов.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Стимулирует любознательность, интерес.

Поощряет детей к высказываниям.

Контролирует процесс взаимодействия во время коллективной работы

Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. 
Инициирует общее обсуждение.

Ставит цель перед детьми. Дает алгоритм действий.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость

Вовлекает в деятельность.
Инициирует общее обсуждение.
Напоминает.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Индивидуальная помощь затрудняющемуся в работе ребенку.
Стимулирует любознательность, интерес.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.
Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.


Проявляет уважение к детским высказываниям.

Приветствие. Участвуют в групповых действиях.

Слушают.
Получение информации.

Ответы детей

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Рассказывают, объясняют.

Игровое действие, сопровождающееся коммуникацией детей.

Активно работают все вместе. Рассказывают.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность.

Наблюдают за действием воспитателя и других детей.

Психологическая готовность детей

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Дети выполняют задание. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Чувашской Республики

Данную презентацию можно использовать на занятиях по окружающему миру по теме "Охрана окружающей среды". КРАСНАЯ КНИГА  ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИКрасная книга Чувашской Республики является респуб...

Животные и растения из Красной книги Чувашской Республики

Красный  цвет во всем  мире  считается  сигналом   запрета.Все  виды  животных  и  растений, занесенные  в  Красную  книгу,  наход...

Непосредственная образовательная дестельность на тему "Рептилии Чувашской Республики"

Занятие на тему "Рептилии Чувашской Республики" направлено на ознакомление детей дошкольного возраста с фауной родной республики....

ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (измененный)

(в ред. Законов ЧР от 27.03.2014 N 18, от 26.06.2014 N 38,от 01.11.2014 N 67, от 08.12.2014 N 77)...

Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2023 год. 05.02.2023г.

Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2023 год...