Мастер – класс «Использование коуч-игры для развития лидерской одаренности дошкольников»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
У каждого человека есть задатки, дарования,
талант к определённому виду
или нескольким видам (отраслям) деятельности.
Как раз эту индивидуальность и надо распознать,
направив затем жизненную практику ученика
по такому пути, чтобы в каждый период развития
ребёнок достиг, образно говоря, своего потолка.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_kouch-igra.docx | 262.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №2»
г. Валуйки Белгородской области
Мастер – класс
«Использование коуч-игры для развития лидерской одаренности дошкольников»
Беличенко Н.А.,
Секерина Я.Е.,
Воспитатели
МДОУ «ЦРР- д/с№2»
Г.Валуйки
Белгородской обл.
Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их компетентности через освоение и внедрение в учебно–воспитательный процесс инновационных педагогических технологий.
Задачи:
1. Внедрить новые технологии в педагогическую деятельность для повышения
уровня мотивации и повышения потенциала у дитей с лидерской .
3. Повысить профессиональную ориентированность в работе с одаренными детьми.
4. Распространить положительный педагогический опыт работы с одаренными детьми.
5. познакомить с технологией «Коуч-игра» как с эффективным средством развития лидерских способностей у детей с одаренностью.
Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация,распечатки заданий,
стикеры, салфетки, ножницы, ручки, фломастеры, дидактический материал, буклет «Особенности работы с одаренными детьми» (Приложение 1).
Ход мастер-класса
Теоритическая часть
У каждого человека есть задатки, дарования,
талант к определённому виду
или нескольким видам (отраслям) деятельности.
Как раз эту индивидуальность и надо распознать,
направив затем жизненную практику ученика
по такому пути, чтобы в каждый период развития
ребёнок достиг, образно говоря, своего потолка.
В.А. Сухомлинский
Прежде, чем перейдем непосредственно к обсуждению темы мастер-класса я предлагаю фокус группе выполнить небольшое упражнение.
Упражнение 1. "Снежинка» (фокус-группа)
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите пополам.
Снова оторвите правый верхний уголок.
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Не нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
«Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме и
предыдущим упражнением?»
Сегодня мы поговорим об одной из педагогических технологий, необходимых для адресной работы с одаренными детьми (лидерами), а именно: Использование для развития лидерской одаренности дошкольников коуч-игры.
Что такое коучинг?
Коучинг (от англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Коучинг в педагогике – это:
-личностный подход;
- поддержка одаренного ребенка;
- формирование мышления успеха;
- определение его сильных сторон;
- осознанное участие в процессе и достижении конкретных результатов.
Все это помогает воспитанникам осознать иметь собственную мотивацию, подкрепленную личными целями. Используя коучинг, педагог помогает ребенку понять свои возможности и ресурсы, определить цели, превратив проблемы в задачи.
Что собой представляет коуч-педагог, какова его направленность работы вы можете наглядно видеть в сравнительной таблицах нашей презентации:
Коуч-педагогика хорошо подходит для развития лидерской одаренности. Одним из наиболее эффективных инструментов коуч-педагога является игра-треннинг, или,
«коуч-игра».
Задачи коуч-игры:
- стимулировать развитие лидерских способностей у детей с одаренностью;
- искусственно в игре создавать благоприятную ситуацию для развития лидерства;
- развитие коммуникативных способностей и эмпатии в детском коллективе.
Практическая часть
Я приглашаю фокус-группу перейти к практической части мастер-класса.
На примере коуч-игры «Слепой художник» подробно разобрать технологию.
На экране вы видите технологическую карту игры.
Коуч-игра «Слепой художник»
Материалы: флипчарт (ватманы), маркеры, повязки на глаза.
Оптимальное количество участников: 8–12 человек.
Цель: актуализация лидерских навыков у детей с одаренностью, тренировка навыка управления эмоциями, развитие навыка работы в паре.
Описание: участники делятся на пары. Один – художник, второй - руководитель процесса рисования. Художнику завязываются глаза, второй участник придумывает любое животное, которое пара будет рисовать. Можно рисовать что угодно – эмблему, транспорт, еду и т.д. Но изначальную тематику лучше задать, чтобы сфокусироваться именно на игре, а не на поиске предмета для картины. Рисующий не должен знать о том, что задумал его компаньон. Он просто должен следовать указаниям. По команде тренера игра начинается. Лидер дает четкие задачи, а рисующий их выполняет. Позволительно подавать художнику маркеры разных цветов, все остальные действия рисующий делает самостоятельно. Отведите на упражнение 10 минут. После чего те, кто рисовал, открывают глаза и озвучивают, что же они все таки рисовали.
Ваша задача в трех предложениях четко и очень кратко сформулировать задание для лидера. Т.е. четкий алгоритм действий игры получает только ребенок-лидер, и ,он же, сам организует игру.
Теперь давайте проверим эффективность составленного вами словесного алгоритма. Проиграв ваш алгоритм в действии.
(фокус-группа воспроизводит действия детей в игре)
Обсуждение:
Сложно ли было сформулировать задачу для себя и корректно отдать указания?
Насколько художники справились с заданием? Удалось ли полностью довериться управляющему процессом?
Какие сложности возникли у художников? У лидеров?
Какими качествами должен обладать лидер?
Смогли ли вы, как педагог, полностью реализовать цели игры?
Чем коуч-игра отличается от обычной игровой деятельности?
Можно ли обычную игру адаптировать с помощью коучинга в работе с детьми-лидерами?
Вывод: коуч-игра показывает насколько дети с лидерской одаренностью умеют четко формулировать цели для себя и своих «подчиненных» напарников, управлять своими эмоциями и поддерживать спокойную обстановку во время игрового процесса. Достаточно сложно сдержать эмоции, когда художник будет вести очередную линию “не туда” и “не так”.
Коучинг-игры должны показать ребенку-лидеру, что для того чтобы достичь цели необходимо уметь определять задачи самому, четко доносить эти задачи до исполнителей, а также сохранять самообладание в непростых ситуациях.
Сегодня вы не мало услышали и не меньше поработали, а теперь пришло время подвести итоги. Предлагаю вам получить брошюры «Особенности работы с одаренными детьми» , а так же, в качестве рефлексии заполнить "Линию времени" ответив на вопросы: "Что я сделал для того чтобы активизировать работу с одаренными детьми?" и "Что я еще смогу для этого сделать?"
Рекомендуемая литература:
1. А.И.Савенков «Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение» Ярославль:
Академия развития, 2018. – 352с.: ил. – (Семейная педагогика).
2. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников». 2 – е изд., испр. И
доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2014. – 208с.
3. О.А.Жильцова, Е.В.Кузнецова, Г.Ф.Пшеничная, Ю.А.Самоненко статья «Возможности
организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в средней школе»
Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий. Журнал «Школьные
технологии» № 6 2014г.
4.В.И.Панов «Становление субъекта и субъективности в исследовательской деятельности»
Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий. Журнал «Школьные
технологии» № 4 2016г.
5. А.В. Хуторской «Древнейшие системы обучения» Издательский дом «Народное образование»,
НИИ школьных технологий. Журнал «Школьные технологии» № 5 2015г.
6. М.М.Поташник «Коучинг – вершина профессионализма руководителя в работе с людьми». АНО
«Издательский дом «Народное образование» журнал «Народное образование» № 9 2016 г.
7. Александр Сорокоумов «Что такое коучинг? или попытка пролить свет на самое
популярное и самое непонятное увлечениесовременных менеджеров и консультантов
по управлению».http: \\www.valiri.eu
8. Интернет – ресурсы: http://google.ru\url?sa; http:\\ariom.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» для педагогов....
мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."
Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....
Мастер класс «Использование методики Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников»
Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ, обмен педагогическим опытомЗадачи:познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного...
Мастер- класс «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»
Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы....
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»...
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Повышение профессиональной компетенций в вопросах познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля в условиях реализации ФГОС ДО....
Мастер-класс: «Использование игр и упражнений по развитию дыхания у дошкольников с ОНР в практике работы учителя-логопеда»
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном р...