Инновационные технологии в театрализованной деятельности.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых технологий к организации образовательного процесса.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к театрализованной деятельности, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
1. «Продолжи сказку» - метод направлен на активизацию творческого потенциала детей. Предлагаю детям составить продолжение известных сказок «Кот в сапогах», «Маша и медведь», «Дюймовочка» и др. Подразумевается, что полюбившиеся герои должны оказаться в ситуациях, требующих от них сноровки, бытовых умений, знаний в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений.
2. Кейс-технология (название «кейс» произошло от латинского «casus»
- запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик) – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
Дети должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. Их подводят к пониманию того, что возможны различные решения проблемы. При этом воспитатель не навязывает им свое мнение, а помогает рассуждать, спорить, дискутировать.
Кейс: это единый информационный комплекс - печатный кейс, мультимедиа-кейс, видео кейс. Кстати, кейс - это еще и одна из эффективных современных образовательных технологий которая является разновидностью ИКТ –технологий.
Кейс может содержать: текстовый материал и иллюстративный материл
Как правило, кейс включает в себя:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
В практике дошкольного образования можно широко использовать следующие методы из кейс – технологии:
· Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для
рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
· Фото-кейс актуален, потому что даёт возможность сформировать
стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации. В него входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Метод инцидента самостоятельный поиск информации, сбор, анализ и систематизация ее.
Метод дискуссии обмен мнениями в соответствии с правилами между детьми и взрослыми.
Игровое проектирование: Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Метод ситуационно-ролевых игр - один из разновидностей метода инсценировки. Цель метода в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
1. Интерактивный театр - это небольшие спектакли, активно
экспериментирующие методы работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, отдаётся зрителю. Это яркое, весёлое, музыкальное представление с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий. Интерактивная театрализованная деятельность отличается от традиционной тем, что границы между артистами и зрителями исчезают; происходит непосредственное общение, схожее с детской игрой, где каждый становится ее полноправным участником.
1. Интерактивные спектакли-игры – это совместная арттерапевтическая творческая работа педагогов и воспитанников, где взрослый (педагог) для ребёнка (воспитанника) в большей степени выступает в качестве друга, партнёра, чем некой высшей властью контролирующей все процессы.
2. Проект «СТОРИСЕК» был разработан в Великобритании в 1994
году Нейлом Гриффитсом, доктором филологии, автором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте. «Сторисек» (в переводе с английского - STORYSACK) - означает «мешок историй». Первоначально сторисек задумывался как средство приобщения детей школьного возраста к чтению, однако эту технологию можно успешно применять и в детском саду. Сторисек рассчитан на детей старше трех лет, так как может содержать мелкие детали. Метод заключается в развитии у детей интереса к книге, культуре детского чтения и театрализованной деятельности. Идея сторисека универсальна, многогранна и многофункциональна. И представляет массу творческих возможностей в пополнении мешочка, от самых простых, до самых сложных. Использование данного проектного метода действительно дает возможность детям «Потрогать сказку». В «мешочке историй» находятся: художественная иллюстрированная детская книга и дополнительные материалы, стимулирующие детское чтение (это могут быть игрушки, реквизиты, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра, шпаргалки для родителей).
Игрушки «сторисека» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста книги. Шпаргалки для родителей, дающие консультацию, советы.
3. БУКТРЕЙЛЕР (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик,
рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама новых книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Ребенок, просматривая видеоролик, вспоминает и проговаривает увиденное на экране. Это помогает развитию речи. Повествовательный буктрейлер основывается на сюжете произведения, то есть отвечает на три основных вопроса:
- Где? – показываем место действия;
- Кто? – рассказываем о героях произведения, основных действующих лицах;
- В чем проблема? – обозначаем завязку и главный конфликт истории, то есть столкновение интересов и/или мотивов действующих лиц.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи «Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, по...
Консультация для воспитателей ДОУ "Использование инновационных технологий в театрализованной деятельности"
Для педагогов ДО...
«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волнова...
«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста»...
"Инновационные технологии использования театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога....
Выступление по теме :Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применя...
Консультация "Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста"
Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем,: по мнению многих педагогов, посредством театрали...