Индивидуальный подход к детям во время НОД
статья
В наше время важно уделять внимание каждому ребенку, проявлять индивидуальный подход, что бы в будущем получить активную, развитую личность, которая не боится проявить себя и свои знания. Особенно важно уделять внимание детям, которые не так активны и любознательны, как могли бы быть, нужно помочь им начать свой долгий путь к получению знаний в дошкольном учреждении, чтобы в будущем, когда они пойдут в школу, данные дети могли чувствовать себя увереннее. В статье будет уделено внимание тому, на что нужно обратить внимание, при использовании индивидуального подхода во время НОД и почему это так важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_podhod.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход к детям во время НОД
Алиева А.А.
(воспитатель ГБДОУ детский сад №67, города Санкт-Петербурга)
НОД довольна важная часть в режиме дня дошкольников в детском саду, чем старше дети, тем больше времени уделяется занятиям, их воспитательное и развивающее значение очень большое.
Во время занятий даются как новые знания, так и дополняются, углубляются и расширяются уже имеющие. В процессе НОД развиваются все психические процессы: познавательные (внимание, мышление, память, речь, воображение), эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты), волевые (борьба мотивов, принятие решения, постановка цели).
Конечно в дошкольных учреждениях занятия отличаются от школьных, они чаще в игровой форме, дети не сидят все занятия за столами, могут передвигаться по группе, вводятся различные персонажи в процессе. Но есть правила, которые нужно соблюдать, например: соблюдение тишины во время занятий, слушать внимательно, сидеть за столом, если того требует занятие, не разговаривать, что бы не мешать другим. Для части детей данные правила даются легко, но есть и те дети, которым тяжело сосредоточиться на занятиях и слушать воспитателя. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их. Некоторые дети сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны и не участвуют на занятиях.
Таким образом, можно сказать, что обучение на занятиях и есть индивидуальный процесс, индивидуальная деятельность детей. Каждый ребенок сам проделывает умственную и физическую работу, тратятся индивидуальные усилия, которые у каждого ребенка разные. Этим и подчеркивается необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях.
При активном использовании индивидуального подхода в НОД, можно помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность, которая находит свое выражение в проявлении инициативы, творчества, внимания и тд. Если во время занятия обращаться и работать только с активными детьми, которые есть в каждой группе, то молчаливые и застенчивые дети, которые так же есть в каждой группе, не смогут проявлять себя, развиваться и идти вперед. Ведь если в дошкольном периоде помочь таким детям, то к школе они научатся перебарывать себя, не бояться поднять руку, ответить, не стесняться. Поэтому использование индивидуального подхода, по отношению к детям в таких случаях необходимо для их будущего.
Для комфортной работы с такими детьми нужно:
- Сначала задавать вопросы, на которые они скорее всего смогут ответить, придать уверенность и похвалить, и постепенно перейти к более трудному материалу.
- Нельзя вызывать и спрашивать первыми
- Создание комфортной психологической атмосферы на занятиях. Ребенок не должен бояться ответить из-за того, что его поругают или будут порицать.
- Активно вовлекать в процесс занятий.
Очень важен индивидуальный подход к детям, которым нужно время для ответа, которые медленно реагируют. Не все дети могут сразу осознать вопрос и ответить, кому-то нужно больше времени для этого. Этих детей нельзя назвать глупыми и ленивыми, просто у них такая особенность, которую надо учитывать педагогу. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать.
Для того что бы в полной мере использовать индивидуальный подход, следует обратить внимание на изучение здоровья, физическое состояние ребенка, ведь в том числе и от этого зависит работоспособность, возможность сконцентрироваться, внимание. Нужно знать раннее перенесенные заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказываться на участие в различных мероприятиях.
Так же нужно не забывать учитывать склонности и интересы ребенка, довольно значимо знать особенность познавательной деятельности детей, свойства их памяти, важно понимать какие направления и предметы интересны ребенку на данном этапе. В процессе обучения, учитывая эти особенности и осуществляется индивидуальный подход к детям.
Например, на занятиях по развитию речи мы должны учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуального проявления, обусловленные особенностями темперамента, характера отражающиеся в их поведение. Сразу можно выделить детей, активно участвующих на занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющей речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, нежелание думать, обычно и речь у них плохо развита, Безусловно, у активных детей надо поддерживать и развивать интерес к занятиям, давать им дополнительные усложненные задания, предлагать исправлять речевые ошибки товарищей.
Пассивных детей чаще вызывать, заставлять задумываться над своим ответом, приучать размышлять обращаться к личному опыту.
Очень важен индивидуальный подход и на занятиях по изобразительной деятельности. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании. Мы должны активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки.
Таким образом, мы понимаем, что индивидуальный подход естественным образом, иногда незаметно для самого педагога входит в повседневную, педагогическую деятельность. Взрослый, общаясь с одними и теми же детьми каждый день, видит сильные и слабые стороны, старается поддержать и помочь в работе более слабому ребенку, усложняет задачи для сильных детей. Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Индивидуальный подход к детям с разными видами адаптации"
Советы родителям....
Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"
Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....
Индивидуальный подход к детям на занятиях
Индивидуальный подход органически входит в посевдневную педагогическую работу. Приемы и методы его не являются специфическими , они общепедагогичесие. Творческая задача воспитателя- отобрать из общего...
Консультация для воспитателей. «Индивидуальный подход к детям с учётом характера двигательной активности»
"Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности"...
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста. Консультация
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса сучетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,способностей и скло...
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста. Консультация
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса сучетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,способностей и скло...
Доклад по теме "Индивидуальный подход к детям второго года жизни во время режимных процессов"
Доклад опо теме проведение режимных моментов с детьми раннего возраста....