Доклад по теме "Индивидуальный подход к детям второго года жизни во время режимных процессов"
статья

Щурова Клавдия Михайловна

Доклад опо теме проведение режимных моментов с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Г К У ЦССВ «СОКОЛЁНОК»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

Доклад

На тему:

«Индивидуальный подход к детям второго года жизни во время

режимных процессов»

                                                                                               Составила

воспитатель

Щурова К.М.

                                                   8.02.2021г

                                                    г. Москва

Основа нормального развития и правильного воспитания ребенка - режим, т.е. правильно организованный ритм жизни. Сюда входит и сон, и подготовка к нему, кормление, занятия, игры и т.д. Сегодня же речь пойдет об организации и проведении режимных моментов.                                                                                         Правильное проведение режимных процессов является условием не только жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного сна, но и полноценного физического развития.                                                                                        При проведении режимных моментов воспитатель ставит перед собой различные цели - развивать речь, ориентировку, движения, прививать культурно - гигиенические навыки. Воспитание культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания является первым и очень существенным звеном в воспитании человеческой личности. Овладение этими навыками делает ребенка значительно более самостоятельным, менее зависимым от взрослого. Когда ребенок научится самостоятельно одеваться, умываться, есть, у него появляются первые обязанности. Он не только может, но и должен ежедневно обслуживать себя (одеваться, умываться, есть). Очень важно воспитывать у детей правильное отношение к своим первым обязанностям, научить их охотно, преодолевать трудности, быть аккуратными.                                                                                                                                 У нас дети очень разные по возрасту и по уровню их развития, по своим умственным и физическим способностям. Поэтому к ним необходим индивидуальный подход и при осуществлении режимных процессов. Для их правильного и спокойного проведения необходимо создать у детей предварительную установку на долгий процесс. Например, если дети увлеченно играют, сказать: «Дети, посмотрите, уже готова посуда к обеду. Давайте собирать игрушки, а потом вымоем руки и сядем кушать».                                                                                                                                      В большинстве случаев дети охотно собирают игрушки, но чтобы всех или почти всех активизировать, необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Например, Злодеева Валя не только сам собирает игрушки, но отнимает их у других детей, чтобы этого не происходило, приходится ему давать конкретные задания: «принеси мишку», «дай мяч» и т.д.                                                                                                                              Для Болдыревой Яны это игра - она несет игрушку, будто бы отдает ее тебе, но когда воспитатель протягивает руку, она прячет игрушку за спину. Поэтому в данном случае лучше побуждать ее приносить не одну, а допустим, две игрушки одну забирать, а другую оставлять ей. Не все дети одинаково активны. Панкову Тимуру трудно передвигаться и если он принесет на полку хотя бы одну игрушку, то этого уже достаточно. И не следует принуждать его к большему, иначе это может вызвать отрицательную реакцию. Ну и все дети любят, конечно, похвалу, особенно Торбина Карина.                                                                                                                    Воспитывать культурно - гигиенические навыки, значит, приучать ребенка к нужным действиям и в определенном порядке. После сбора игрушек дети переходят к умыванию, и здесь приходится учитывать индивидуальные особенности детей.                                                                                               Ослабленных детей и отстающих в развитии воспитатели умывают и вытирают сами, это Панков Тимур, Вайгачёв Данил. Малышей учим умываться совмещенными действиями, а дети постарше (Торбина Карина, Болдырева Яна) приучаются сами подставлять руки под воду, находить свое полотенце.                                                                                                                                           Различен подход к детям и при кормлении, одних детей просто надо накормить, ибо они сами не умеют ничего. Это Вайгачёв Данил и Панков Тимур.                                                            Остальные дети едят самостоятельно. За Останиным Ваней, нужно наблюдать, т.к. он может и выпачкаться, облиться, сдвинуть пищу в тарелке так, что она упадет на пол. Данилу и Тимура приходится обучать и совмещенными действиями и показом и словом: «держи ложку вот так», «хлеб не забывай кусать», «наклоняться над тарелкой» и т.д. Яна, Карина, и некоторые другие дети могут сами задвинуть стульчик, сказать кивком головы «спасибо», только об этом им нужно напоминать. А других детей этому надо учить.                                                                                                                                         Тоже - самое происходит и при высаживании на горшок. Одного посадить в уголок, чтобы его никто не трогал, другого - к стеночке.                                                    Осуществление того или иного режимного момента должно проходить без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Поэтому воспитатели сопровождают свои действия неторопливой речью, например, при раздевании «Не слушаются пуговички? Давай помогу», потешками, стихотворениями «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Кран откройся, нос умойся» и т.д.                                                                                                                                            При провидении любого режимного процесса у ребенка следует формировать уверенность в том, что все у него получится, что он сам сумеет выполнить то или иное действие до конца, если будет стараться. Воспитатель обязательно должен порадоваться новому достижению ребенка, похвалить его.                                                                                                                                          Весь персонал группы старается в своей работе достигнуть положительных результатов, делиться друг с другом своим удачным опытом.

Культурно-гигиенические навыки у детей второго года жизни

Питание детей второго года жизни значительно изменяется. Ребенок начинает получать достаточно разнообразную, более густую пищу, требующую пережевывания.                                                                                                                     Мы терпеливо приучаем детей к незнакомым для них блюдам, стараемся, чтобы малыши съедали полагающуюся порцию, воспитываем навыки самостоятельной еды. Дети с грудной группы поступают к нам, в основном, не умея держать ложку, а порой некоторые  не умеют сами пить из чашки. Поэтому учим и помогаем взять ложку, набрать в нее еды, поднести ко рту, взять чашку двумя руками. В данный момент уже самостоятельно научились есть Сироткина Варя и Трушкова Вера. Научились самостоятельно, держа двумя руками чашку, Гуменюк Миша, Филипчук Дима и Логинова Надя. Сейчас наша задача научить их самостоятельно есть ложкой.                                                                                                  С раннего возраста для детей стараемся правильно сервировать стол. Дети берут кусочек хлеба с блюдца, которое подносит взрослый. Блюда подаются своевременно, чтобы, сев за стол, малыш тут же начал есть.                                                                                                       Мы воспитываем у детей умение есть опрятно. Детям подвязываем фартуки. После приема пищи детям до 1,5 года, тщательно вытираем рот салфеткой, а старшие дети делают это сами с помощью взрослого.                                                                       Движения детей еще мало координированы, и требовать от них соблюдать положенного порядка во время еды нельзя. Дети быстро утомляются и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Взрослые помогают им закончить обед. Предлагаем помощь спокойно («Ваня ты устал, давай-ка я помогу, покормлю тебя»). Если малыш отказывается от еды не настаиваем («Ну не хочешь есть - не надо, отдохни - потом поешь»).                                                                                                           Во время еды разговариваем с детьми. «Ешьте, дети, суп вкусный», «Катя, возьми хлеб, откуси кусочек», «Ольга Степановна, Миша съел суп, положите ему, пожалуйста, котлету с картошкой. Вкусная котлета, ешь, Миша и пр.». В процессе кормления, малыши узнают названия блюд; каша, суп, кисель, компот и др.

Процесс умывания и переодевания организовываем так, чтобы он был приятен для малыша. Во время умывания воспитатель показывает ребенку струю воды, затем намыливает их и смывает, приговаривая: «Водичка, водичка умой Диме личико, Дима сейчас у нас будет чистым, красивым. Посмотрите дети, как Дима умывается. А сейчас насухо вытремся». Ласково поощряем детей, побуждая их к самостоятельности: «Вот какая хорошая Настя, сама моет руки. А Соня умеет?»    Показывая одному ребенку, как надо мыть руки, и помогая ему, педагог предоставляет возможность другим малышам, стоящим рядом, производить некоторые самостоятельные действия; намочить руки водой, намылить ладони и т.д. Свои собственные действия и движения ребенка взрослый сопровождает речью («Намочи руки»; «Возьми мыло»; «Намыль ладони»; «Смой мыло» и т.д.)                                                                                                 Процесс подготовки ко сну стараемся проводить спокойно без торопливости. Чтобы у детей было создано соответствующее настроение и не нарушилось наступившее к определенному часу состояние сонливости.                                                                                                                        Начиная с 1г.6 мес. ребенок начинает принимать участие в приготовлении ко сну. Воспитатель напоминает малышу, что надо делать: «Сядь на стульчик, сними сандалии, я их уже расстегнула, поставь их под стул, сними колготки, положи на стульчик». Первое время детей раздевают взрослые. Аккуратно складывая на стульчик одежду, он обращает внимание на это ребенка.                                                                        Во время укладывания, следует учитывать индивидуальные особенности детей. На одних успокаивающе действует ласковый разговор («Дай я тебя Настя, укрою получше, а то ножка открылась - тебе будет холодно», «Повернись, Вера, на бочок»). На других действует просьба, выраженная твердым, но спокойным голосом (тоном) («Закрой, Соня, глазки и лежи тихо - тихо»).                                                                                                                             Чтобы выработать у детей привычку к опрятности, соблюдаем принятый распорядок: высаживаем малышей на горшок перед прогулкой, после нее, перед обедом (сном) и после пробуждения.                                                                                                                                                 На этом возрастном этапе умение проситься в туалет только формируется и может легко разрушиться, если взрослые не будут следить, и напоминать об этом детям.

Воспитание навыка опрятности (учим пользоваться горшком)

В конце первого года, с 7 – 8 месяцев (но не раньше, чем ребёнок научится садиться и устойчиво сидеть!), пора формировать у малыша привычку к опрятности. Сегодня научить ребёнка пользоваться горшком представляет известную трудность: приученный с младенчества к памперсам, он не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является «критическим» периодом, отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. К 1г.6мес.-1г.8мес. желательно сформировать у малыша навык опрятности.

       С ранних лет он должен испытывать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае на основе врожденного (оборонительного) рефлекса у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать «сигналы» своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если понимать и немедленно реагировать на такие сигналы (поднять ребёнка, привести в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то можно добиться должного результата.

       На втором году жизни «методика» ознакомления с горшком остаётся той же. Но если малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о «переучивании».

       Как же научить ребёнка пользоваться горшком?

  • Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребёнка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребёнок проснулся сухим.
  • Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребёнку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
  • Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие. Ребёнок должен ощутить разницу.
  • Проследите, чтобы ребёнок «не проваливался» в горшок; края горшка должны быть тёплыми и сухими.
  • Ребёнку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подаёт «сигналов».
  • Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребёнка и добиться положительного результата именно в этой ситуации.
  • Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.
  • Не оставляйте ребёнка на горшке одного, без присмотра: он ещё слишком мал.

Литература:

1.Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

2.Васильева Н.В. Как вырастить ребенка здоровым и ловким. М., 2003.                                                                                                         3. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие/ Л.В. Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2010.                                                                                                                                                                            4. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Москва ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г. 10. Г.К. Зайцев «Уроки Мойдодыра», СПб.                                                                                                              5. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание, 1989. - №11

6.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007.

7.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и Л.М. Гурович. - СПб.: Детство - Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

Развитие движений у детей второго года жизни в условиях двигательной депривации.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности....

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Игровое занятие «Осень» для детей 2-го года жизни Конспект игрового занятия для детей второго года жизни, тема: «Осень»

Цели: Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ». Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого. Формиров...

"Волшебная пуговка как форма развития навыков самообслуживания у детей второго года жизни в режимных моментах"

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических...

Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни

Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни...