«Речевая развивающая среда во второй младшей группе».
материал (младшая группа)
«В пустых стенах ребенок не заговорит» … заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании и общении со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushch._sreda.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая развивающая среда во второй младшей группе».
Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР-д/с №16 «Петушок» Карапетян З.С.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» … заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании и общении со взрослыми и сверстниками.
Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Принцип «дистанции" -это организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», который реализуется через уголок «уединения».
2. Принцип «активности», возможность ее проявления у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности»- создание условий для изменения окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями , возможностями детей», который можно проследить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
4. Принцип «гибкого зонирования», позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; в уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей.
Речевая развивающая среда в ДОУ строится в 2 направлениях: предметно-развивающая среда и коммуникативно-речевая деятельность.
Предметно-речевая среда включает в себя три направления:
1.Специальные объекты (уголки природы, мини-лаборатории, кабинет педагога-психолога, уголки речевой деятельности, театрализованные зоны).
Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, поэтому игры и игровое оборудование включает в себя все пространство групповой комнаты: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сюжетные игрушки, дидактические игры и пособия, их предназначение в обучении, упражнении и закреплении речевого развития детей. В группах они могут использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей; включают в себя: демонстрационный материал (картины, иллюстрации), а также игры на различные тематики.
2. Коммуникативно-речевая деятельность включает в себя три коммуникативные системы:
Первая: ребенок-ребенок. В детском саду ребенок в течение дня находится в коллективе сверстников, поэтому неизбежно общение между ними. Общение осуществляется практически во всех видах детской деятельности на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности (организация подвижных и сюжетно-ролевых игр: умение договориться об игровых правилах, разрешение конфликтных ситуаций), в режимных моментах (помощь друг другу в уборке игрушек, наведении порядка в группе, сборе на прогулку, а также дежурство, где важно умение распределить обязанности).
Вторая система: ребенок-родитель. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Такой подход к воспитанию детей обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Родители проводят с ребенком меньше времени, чем он находится в детском саду. Но общение со взрослым родным человеком мамой, папой оказывает положительное влияние на развитие речевого общения. Именно в семье ребенок видит отношения между близкими людьми, способы общения, взаимоотношения между членами семьи. Родители способствуют ознакомлению детей с окружающим миром (совместные поездки, чтение художественной литературы, беседы, игры).
Третья система: ребенок-педагог. Педагог играет главную роль в речевом и коммуникативном развитии ребенка, т. к. в детском саду ребенок проводит большую часть времени. Речевое и коммуникативное развитие осуществляется во всех видах деятельности. При проведении непосредственно-образовательной деятельности, во время проведения экскурсий, наблюдений, воспитатель является образцом коммуникативного общения, умеет разрешать детские конфликты.
Речевая развивающая среда включает в себя:
-грамотную речь педагога;
-методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения;
-методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; высказывания в связные рассказы).
В группе функционируют следующие центры:
Центр развития речи. Задачи данного центра: развитие словаря и связной речи в соответствии с возрастом детей, обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи.
В центре находятся дидактические материалы для развития мелкой моторики (мячи су-джок, мелкая и крупная мозаика).
В этом центре находится художественная литература различной тематики и соответствующая возрасту детей, с помощью которого мы прививаем любовь к литературе, расширяем представление об окружающем мире, формируем умения обращаться с книгой.
Творческому развитию детей в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» способствует центр театрализованной деятельности, музыкальный центр и центр творческой деятельности.
В центре «Театр» имеются разные виды театров: пальчиковый, настольный, ширма, маски для разыгрывания сказок).
Также в группе находится уголок «Ряженья», где дети очень любят надевать разнообразные наряды, обыгрывая в них различные роли. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками, в этом нам помогают родители.
Поскольку раннее детство – период благоприятный для развития слухового восприятия, созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В музыкальном центре имеются: бубен, металлофон, колокольчики, погремушки. Очень часто в группе звучит музыка: классическая, песни из мультфильмов, детские песни, сказки.
Центр творческой деятельности богат разнообразием демонстрационного материала для рисования и лепки: краски, кисточки разного размера, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, иллюстрации народно-прикладного искусства и картин художников. Организация деятельности детей в этом центре развивает интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик каждого ребенка.
Стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природе, а также формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами, воспитывать бережное отношение к природе у детей помогает центр природы.
Самый любимый центр в нашей группе — это центр конструирования. Ведь он содержит конструкторы разнообразной формы и размера, с различными способами крепления деталей, из разного материала, а также персонажи и машинки для обыгрывания построек. С помощью этого центра мы учим детей понимать видоизменяемость, вариативность конструкции.
Центр сюжетно-ролевых игр создан для формирования ролевых действий, формирования коммуникативных навыков и развития подражательности. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» ребенок воспроизводит те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. В уголке «Дочки – матери» среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего игрушки – персонажи, кроватки, кухонная мебель, посуда. С помощью совместных игр в детском коллективе формируются дружеские, теплые отношения.
Как утверждают специалисты, основной психологической потребностью детей этого возраста является острая потребность в тесном общении с взрослыми. В группе есть зона отдыха, в которой расположен диван. Можно отдохнуть, посмотреть любимую книгу, прижаться к воспитателю с любимой игрушкой.
Мебель в группе разнообразная, варианты расстановки часто меняются. В группе имеется детская мебель, что создает уютную атмосферу.
В приемной группы оформлен уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно – речевому развитию детей дома. Родители «поработали» над интерьером группы: украсили стены на тему сказок, приняли участие в ремонте, преобразили группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта:ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Как известно, основной формойработы с дошкольникамии ведущим видом деятельностидля них является игра.Именно поэтому педагоги-практикииспытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающ...
Фото отчёт по предметно-развивающей среде во второй младшей группе
Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить иг...
Предметно-развивающая среда во второй младшей группе
Предметно-развивающая среда во второй младшей группе...
Проект "создание предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе ДОО"
данный проект позволяет увидеть, что ППРС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную ...
Развивающая среда во второй младшей группе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность проекта:Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для младших групп, ...
Создание предметно-развивающей среды во второй младшей группе детского сада.
· Разделы: Работа с дошкольникамиПравильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности...
Предметно-развивающая среда во второй младшей группе
Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимоде...