2.3 Работа с детьми о особыми образовательными потребностями
материал
Предварительный просмотр:
2.3. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
Категории детей с разными образовательными потребностями: | Учебный год | Наличие индивидуальных планов, маршрутов и т.д., для работы с данной категорией детей | |
1. | ЗРР – 1 воспитанник ОНР I уровня речевого развития – 1 воспитанник ОНР I уровня речевого развития (дизартрия) – 5 воспитанников. ОНР II уровня речевого развития – 7 воспитанников. ОНР II уровня речевого развития (дизартрия) – 1 воспитанник. | 2018-2019 | По результатам ПМПк педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются следующие документы для работы с детьми ООП: - индивидуальное планирование коррекционной работы по исправлению нарушенных компонентов языковой системы; - индивидуальный образовательный маршрут для создания единого коррекционно – образовательного пространства для детей с ОВЗ; - папка взаимосвязи с воспитателями и специалистами ДОУ, где отражаются рекомендации по закреплению усвоенных детьми на занятиях умений и навыков. |
2. | ОНР I уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника. ОНР I - II уровня речевого развития – 1 воспитанник. ОНР I - II уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника. ОНР II уровня речевого развития – 4 воспитанника. ОНР II уровня речевого развития (дизартрия) – 3 воспитанника. ОНР II - III уровня речевого развития – 8 воспитанников. ОНР II - III уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника. | 2019-2020 | По результатам ПМПк педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются следующие документы для работы с детьми ООП: - индивидуальное планирование коррекционной работы по исправлению нарушенных компонентов языковой системы; - индивидуальный образовательный маршрут для создания единого коррекционно – образовательного пространства для детей с ОВЗ; - папка взаимосвязи с воспитателями и специалистами ДОУ, где отражаются рекомендации по закреплению усвоенных детьми на занятиях умений и навыков. |
Вывод: Коррекционную работу по воспитанию и обучению дошкольников с общим недоразвитием речи (I, II, III уровня речевого развития) в логопедической группе планирую, организую и провожу с учетом структуры и степени выраженности речевого дефекта и индивидуальных психологических особенностей детей.
Основная форма работы - ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, дополнительная - осуществление преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и других специалистов дошкольного учреждения, систематическое проведение консультаций педагогических работников с родителями по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
Успех коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей. В связи с этим особое внимание уделяю всестороннему обследованию развития детей: речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и социального окружения. При выявлении речевых дефектов анализирую взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя; определяю соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи детей, выявляю компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции. Совместно с медицинской сестрой ДОУ анализирую данные медицинского обследования врачами-специалистами, сведения анамнеза дошкольников. По мере необходимости и по решению психолого-педагогического консилиума ДОУ направляем детей на консультации к специалистам.
Данные, полученные в ходе логопедического обследования, фиксируются в речевой карте, разработанной коллективом специалистов МДОУ «Детский сад» № 179. Речевые карты и методические рекомендации к ним разработаны на каждую возрастную группу с использованием балловой оценки результатов. Данная методика позволяет получить количественную и качественную оценку степени выраженности речевого нарушения. Результаты изучения дошкольников и беседы с родителями фиксирую в речевых картах, планирую индивидуальную работу с каждым ребенком.
Результаты обследования развития детей группы обсуждаю с воспитателями и специалистами детского сада на заседаниях психолого-педагогического консилиума ДОУ. На каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей и особых потребностей личности воспитанника. Важным является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия и др.). Те или иные проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения. Определяю наиболее оптимальные сроки для их преодоления, а также последовательность в их устранении — одно из необходимых условий эффективности индивидуальных занятий.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях. Подлежащий изучению и отработке фонетический материал распределяю по периодам обучения в соответствии с программой.
На логопедических занятиях (фронтальных, индивидуальных) решаю основные задачи по коррекции нарушений речи, развитию мышления и сенсомоторной сферы у детей. Использую наглядные, словесные и игровые методы и приемы. Устанавливая доверительные отношения с детьми, проявляя интерес к проблемам и мнению воспитанников, закрепляю правильное звукопроизношение, активизирую словарь и связную речь, развиваю внимание и мышление. Считаю ведущим принципом в своей работе личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Кроме этого, на занятиях стараюсь создать занимательные игровые сюжеты, в которых активными участниками становятся сами дети. Для развития познавательного интереса использую сюрпризные моменты, поощряю самостоятельную речь детей похвалой, рисунками, наклейками. Обращаю внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и отвлекаются. Использую физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж, и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.
Обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет обеспечить овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность воспитанников к обучению в общеобразовательной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями"
Жизнь в XXIвеке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье - это одна из высших человеческих ценнос...
семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"
Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....
Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
В статье представлен каротека тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
«Возможности арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциалетехнологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями....
«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)
Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...