рабочая программа педагогов средней группы
рабочая программа (средняя группа)
Цели реализации Программы
- развитие личности детей среднего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- воспитание эстетической культуры, формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в разнообразных видах детской деятельности;
- приобщение детей среднего дошкольного возраста к историческим и природным особенностям родного края через различные виды детской деятельности, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pedagogov_sredney_gruppy.docx | 97.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
рабочая программа
педагогов средней группы № 11 на 2017-2018 год
Красноярск 2017
Принято: Педагогическим советом МБДОУ № 43 Протокол № 2 от «7»сентября 2017 г. Секретарь __________/ / | Утверждаю: заведующий МБДОУ № 43 ____________/И. Н. Ляндрес/ Приказ № ___от « » 2017 г. |
Согласовано:
Заместитель заведующего по УВР
« » ______________2017 г.
____________/ Чеснокова Е.В./
Разработчики рабочей программы:
Костоякова Е.Н., воспитатель;
Ломанова Н.Л., воспитатель.
Содержание
Стр. | |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ............................................................................................ 1.1. Пояснительная записка................................................................................... 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.......................................................... 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.................................... 1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики..................................................................................................... 1.2. Планируемые результаты освоения Программы................................................. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ......................................................................... 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.............................................................................................. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы для детей среднего возраста с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.............................................................................................................. 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (культурологический подход)................................................................... 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы................................. 2.4.1. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике среднего дошкольного возраста.............................. 2.4.2. Приоритетные сферы инициативы в среднем дошкольном возрасте............. 2.4.3. Эффективные формы поддержки детской инициативы в среднем дошкольном возрасте.............................................................................................. 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников....................................................................................................... 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ....................................................................... 3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды средней группы........................................................................................ 3.2. Описание материально – технического обеспечения......................................... 3.3. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания............................................................................................................. 3.4. Распорядок и/или режим дня ........................................................................... 3.5 Учебный план и календарный учебный график.................................................. 3.6. Особенности традиционных событий, итоговых мероприятий, проводимых с детьми среднего дошкольного возраста................................................................ Приложения | 3 3 3 4 4 7 10 10 16 19 21 21 22 23 24 29 29 31 32 32 35 35 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цели реализации Программы
- развитие личности детей среднего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- воспитание эстетической культуры, формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в разнообразных видах детской деятельности;
- приобщение детей среднего дошкольного возраста к историческим и природным особенностям родного края через различные виды детской деятельности, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры.
Задачи реализации Программы:
1) сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2) обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период среднего дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
4) создать благоприятные условия развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесса основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечить вариативность и разнообразие содержания организационных форм среднего дошкольного возраста с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) сформировать социокультурную среду, соответствующую индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей среднего дошкольного возраста;
9) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) развивать художественный и творческий потенциал детей среднего дошкольного возраста, формировать общие предпосылки художественно-творческой деятельности через синтез искусств;
11) обогащать представления об особенностях национальной культуры народов Красноярского края, поддерживать интерес к истории своего края, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы и подходы к формированию рабочей программы полностью соответствуют заявленным в ООП ДО МБДОУ.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В поведении и деятельности детей появляются ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4—5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей 4—5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы.
На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2—3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Для возникновения и развития игры детям необходимы соответствующие игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.
Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется воспитателем как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя — создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.
Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется воспитателем для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Между тем «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.
Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь — подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.
Идет активное развитие эстетических чувств детей. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.
Списочный состав детей:
1
16
30
Распределение детей по группам здоровья
Группа здоровья | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество детей |
Список детей по группам здоровья (Приложение 1)
Принадлежность воспитанников к следующим категориям
Категории | Количество детей |
Одаренные дети | 0 |
Дети с ОВЗ | 0 |
Двуязычные дети | 3 |
Дети, имеющие проблемы в развитии | 1 |
Дети с девиантным поведением | 0 |
Социально незащищенные дети | 0 |
Список детей по принадлежности к разным категориям здоровья и развития (Приложение 2)
Социальный портрет семьи
Характеристика семьи | Количество семей |
Полная семья | |
Неполная семья | |
Многодетная семья | |
Малообеспеченная семья | 0 |
Родителей имеют среднее образование | |
Родителей имеют среднее профессиональное образование | |
Родителей имеют высшее образование | |
Возраст родителей до 30 лет | |
Возраст родителей до 40 лет | |
Возраст родителей старше 40 лет |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
- Ребёнок проявляет любопытство и активность при появлении чего-то совершенно нового (новые предметы ближайшего окружения, звуки, народные игрушки, изобразительные материалы и др.) или предложенного взрослым (сказка, иллюстрации к сказке, игры).
- Решает простейшие интеллектуальные задачи (ситуации), пытается применить разные способы для их решения, стремится к получению результата, при затруднениях обращается за помощью.
- Пытается самостоятельно обследовать объекты ближайшего окружения и экспериментировать с ними. Выполняет элементарные перцептивные (обследовательские) действия.
- Имеет начальные представления о свойствах объектов окружающего мира (форма, цвет, величина, назначение и др.).
- Сравнивает предметы на основании заданных свойств. Пытается улавливать взаимосвязи между отдельными предметами или их свойствами.
- Выполняет элементарные действия по преобразованию объектов.
- Подражает эмоциям взрослых и детей. Испытывает радость и эмоциональный комфорт от проявлений двигательной активности.
- Проявляет сочувствие к близким людям, привлекательным персонажам.
- Эмоционально откликается на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами выразительности, произведения изобразительного искусства, в которых переданы понятные чувства и отношения (мать и дитя).
- Предпочитает общение и взаимодействие со взрослыми. Начинает задавать вопросы сам в условиях наглядно представленной ситуации
общения: кто это? Как его зовут? (Инициатива в общении преимущественно принадлежит взрослому.)
- Выражает свои потребности и интересы вербальными и невербальными средствами. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с взрослыми (родителями, педагогами) и некоторыми детьми на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения (здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.). В отдельных случаях может оказать помощь другому.
-Владеет бытовым словарным запасом: может разговаривать с взрослым на бытовые темы (о посуде и накрывании на стол, об одежде и одевании, о мебели и её расстановке в игровом уголке, об овощах и фруктах и их покупке и продаже в игре в магазин и т. д.).
-Воспроизводит ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользуется речевым дыханием (говорит на выдохе), слышит специально выделяемый при произношении взрослым звук и воспроизводит его, использует в речи простые распространённые предложения; при использовании сложных предложений может допускать ошибки, пропуская союзы и союзные слова.
- С помощью взрослого составляет рассказы из трёх-четырёх предложений, пользуется системой окончаний для согласования слов в предложении.
- Соблюдает простые (гигиенические и режимные) правила поведения при контроле со стороны взрослых. Хорошо справляется с процессами умывания, мытья рук при значительном участии взрослого, одевается и раздевается, ухаживает за своими вещами и игрушками при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям; принимает пищу без участия взрослого.
- Элементарно ухаживает за своим внешним видом, пользуется носовым платком. - Ситуативно проявляет желание принять участие в труде. Самостоятельно справляется с отдельными процессами, связанными с подготовкой к занятиям, приёмом пищи, уборкой групповой комнаты или участка, трудом в природе, вместе со взрослым участвует в отдельных трудовых процессах, связанных с уходом за растениями и животными в уголке природы и на участке.
- Способен преодолевать небольшие трудности.
- Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить получившееся действие.
- Обнаруживает способность действовать по указанию взрослых и самостоятельно, придерживаясь основных разрешений и запретов, а также под влиянием социальных чувств и эмоций.
- Ситуативно проявляет самостоятельность, направленность на результат на фоне устойчивого стремления быть самостоятельным и независимым от взрослого.
- Имеет отдельные немногочисленные нравственные представления, которые требуют уточнения и обогащения, а иногда и коррекции.
- Овладевает умением слушать художественное или музыкальное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (не менее 5 минут).
- При напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет некоторые правила безопасного для окружающего мира природы поведения.
- Стремится самостоятельно решить личностные задачи, но может сделать это только с помощью взрослого.
- Воспроизводит самостоятельно или по указанию взрослого несложные образцы социального поведения взрослых или детей.
- Обретает первичные представления о человеке (себе, сверстнике, взрослом), особенностях внешнего вида людей, контрастных эмоциональных состояниях, о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, а также об атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.
- Знает своё имя, возраст в годах, свой пол. Относит себя к членам своей семьи и группы детского сада. Называет близких родственников (папу, маму, бабушку, дедушку, братьев, сестёр), город (село) и страну, в которых живёт.
- Имеет представление об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые животные, водоёмы) и способах поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держаться за его руку, идти на зелёный сигнал светофора и т. д.), о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор).
-Ориентируется в свойствах музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо), простейших средствах музыкальной выразительности (медведь — низкий регистр), простейших характерах музыки (весёлая — грустная). Подпевает элементарныепопевки, двигательно интерпретирует простейший метроритм, играет на шумовых музыкальных инструментах.
-Улавливает образ в штрихах, мазках и в пластической форме. Стремится правильно действовать с изобразительными и пластическими и конструктивными материалами, проводить линии в разных направлениях, обозначая контур предмета и наполняя его.
- Стремится осваивать различные виды движения: ходить в разном темпе и в разных направлениях; с поворотами; приставным шагом вперёд; на носках; высоко поднимая колени; перешагивая через предметы (высотой 5—10 см); змейкой между предметами за ведущим; догонять, убегать, бегать со сменой направления и темпа, останавливаться по сигналу; бегать по кругу, по дорожке, обегать предметы; прыгать одновременно на двух ногах на месте и с продвижением вперёд (не менее 4 м); на одной ноге (правой и левой) на месте; в длину с места; вверх с места, доставая предмет одной рукой; одновременно двумя ногами через канат (верёвку), лежащий на полу; одновременно двумя ногами через три-четыре линии (поочерёдно через каждую), расстояние между соседними линиями равно длине шага ребёнка; перелезать через лежащее бревно, через гимнастическую скамейку; влезать на гимнастическую стенку, перемещаться по ней вверх-вниз, передвигаться приставным шагом вдоль рейки; подлезать на четвереньках под две-три дуги (высотой 50—60 см); бросать двумя руками мяч вдаль разными способами (снизу, из-за головы, от груди); катать и перебрасывать мяч друг другу; перебрасывать мяч через препятствие (бревно, скамейку); прокатывать мяч между предметами; подбрасывать и ловить мяч (диаметром 15—20 см) двумя руками; бросать вдаль мяч (диаметром 6—8 см), мешочки с песком (весом 150 г) правой и левой рукой; попадать мячом (диаметром 6—8—12 см) в корзину (ящик), стоящую на полу, двумя и одной рукой (удобной) разными способами с расстояния не менее 1 м; метать мяч одной (удобной) рукой в вертикальную цель (наклонённую корзину), находящуюся на высоте 1 м с расстояния не менее 1 м; кружиться в обе стороны; ловить ладонями (не прижимая к груди) отскочивший от пола мяч (диаметром 15—20 см), брошенный ребёнку взрослым с расстояния 1 м не менее трёх раз подряд; ходить по наклонной доске (шириной 20 см и высотой 30 см) и по напольному мягкому буму (высотой 30 см); стоять не менее 10 с на одной ноге (правой и левой), при этом другая нога согнута в колене перед собой; кататься на санках с невысокой горки; забираться на горку с санками; скользить по ледяным дорожкам с помощью взрослого; кататься на трёхколесном велосипеде; ходить на лыжах по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом без палок, свободно размахивая руками, выполнять несложные упражнения на воде.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
В рамках реализации содержания основной части образовательной программы:
- Развитие умения устанавливать положительные контакты между детьми, основанные на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к родителям, привязанности и доверия к воспитателю.
- Развитие умения осваивать способы взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
- Развитие умения выполнять элементарные правила культуры поведения в детском саду.
- Развитие интереса к труду взрослых в детском саду и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях.
- Воспитание бережного отношения предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.
- Развивать умение самообслуживания, способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
- Развитие интереса к правилам безопасного поведения.
- Формирование представления о правилах безопасного пользования предметами.
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям. и
В рамках реализации содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- Развитие эмоциональной отзывчивости к красоте природы родного края, его достопримечательностям, культурным традициям.
- Формирование уважительного отношения к народам, населяющим Красноярский край, их материальной и духовной культуре, народному искусству, играм, игрушкам, праздникам.
- Развитие чувства принадлежности к малой родине.
- Поддержка и развитие инициативы и самостоятельности детей, создание условия для творческого самовыражения в различных видах художественно-творческой деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной).
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
Парциальные программы:
С.А. Козлова, М.: Школьная Книга, 2010г.
| Основная часть:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
|
Познавательное развитие предполагает:
В рамках реализации содержания основной части образовательной программы:
- Поддержка детского любопытства и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами),
- Развитие познавательных и речевых умений по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
- Формирование представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, играх-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
- Формирование и обогащение представления об объектах ближайшего окружения и поддерживание стремления отражать их в разных продуктах детской деятельности.
- Формирование представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
- Формирование представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
В рамках реализации содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- Формирование первичных представлений о малой родине.
- Развитие у детей интереса к родному городу, его достопримечательностям, многообразию природы.
- Развитие творческих способностей, инициативности в познавательно-исследовательской деятельности, поддержания проявления индивидуальности в исследовательском поведении детей.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
Парциальные программы:
| Основная часть:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
|
Речевое развитие включает:
В рамках реализации содержания основной части образовательной программы:
- Развитие умения использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками.
- Развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развитие умения отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
- Развитие умения использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
- Обогащение словаря детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развитие умения воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развитие умения слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
В рамках реализации содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- Формирование речевых умений, эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями художественной литературы о нашей стране, о малой родине.
- Формирование интереса к фольклорным и литературным произведениям писателей и поэтов Красноярского края.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
Парциальная программа
. Красноярск | Основная часть:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Николаев Р. Фольклор народов Сибири |
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
В рамках реализации содержания основной части образовательной программы:
- Формирование сенсорного опыта и развитие положительного эмоционального отклика детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего вида.
- Развитие умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, понимать сюжет, эмоционально откликаться.
- Развитие интереса к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить.
- Развитие умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения.
- Формирование опыта слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов.
- Развитие интереса к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
- Развитие умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте.
- Развитие желания эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать героям и событиям.
- Развитие желания исполнять стихотворения, пересказывать сказки и рассказы.
- Формирование слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Развитие желания экспериментировать с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследовании качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
- Развитие слуховой восприимчивоти.
В рамках реализации содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- Формирование представлений о разнообразии народного искусства, творчестве художников, писателей, композиторов, музыкантов, исполнителей города Красноярска и Красноярского края.
- Амплификация (обогащение) деятельности детей в разных видах продуктивного творчества.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
Парциальные программы:
| Основная часть:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
|
Физическое развитие включает:
В рамках реализации содержания основной части образовательной программы:
- Развитие потребности в двигательной активности, интереса к физическим упражнениям.
- Развитие физических качеств: скоростно-силовых, быстроты реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; координации, общей выносливости, силы, гибкости.
- Развитие умения согласовывать свои действия с движениями других, самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
- Развитие умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками.
- Развитие навыков культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
В рамках реализации содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- Формирование представлений о национальных и традиционных видах спортивных и подвижных игр народов Красноярского края.
- Формирование начальных представлений о художественных видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание и др.) .
- Развитие интереса к красоте движения в спорте, к красоте внешнего вида спортсмена.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
Парциальные программы:
| Основная часть:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
|
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы для детей младшего возраста с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
В практике используются следующие вариативные формы работы с детьми:
№ п/п | Деятельность | Формы деятельности с детьми |
1 | Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления, характеризующаяся принятием ребенком условной позиции (в отличие от его реальной жизненной позиции) | Творческие игры: - сюжетно-ролевые; - игры-драматизации; - игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п. Игры с природным и бросовым материалом); Игры с правилами: - дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные. словесные: игры – поручения, игры-беседы, игры – путешествия, игры-загадки); - подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, скакалкой, обручем и т.д.); - развивающие; - музыкальные; -народные (обрядовые)игры |
2 | Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. | Экспериментирование, исследование, моделирование: - замещение; - деятельность с использованием моделей; -по характеру моделей (предметное, знаковое, символическое) |
3 | Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. | Формы общения с взрослыми сверстниками: беседы и разговоры с детьми по их интересам, диалоги, ситуативные разговоры, информирование, общение в различных видах деятельности, свободное общение педагога с детьми) Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения. |
4 | Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции. | Гимнастика, занятия физической культурой: - основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие); - строевые упражнения; - танцевальные упражнения; Игры: - подвижные; -сюжетные -бессюжетные -Простейший туризм(пешеходный) Катание на санках. Самостоятельная двигательная активность. Прогулка Дни здоровья Физкультурные праздники и досуги Детские соревнования Физминутки |
5 | Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать. | Самообслуживание (одевание, раздевание, гигиенические процедуры) Хозяйственно-бытовой труд (умение поддерживать порядок в окружающей обстановке) Труд в природе. Ручной труд (поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд) |
6 | Изобразительная деятельность - форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт. | Рисование, лепка, аппликация |
7 | Конструирование из различных материалов - форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь. | Конструирование: - из строительных материалов; - из коробок, катушек и др. бросового материала; - из природного материала. Художественный труд: - аппликация. |
8 | Музыкально-художественная деятельность - форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя. | Восприятие музыки. Исполнительство (вокальное, инструментальное): - пение; - музыкально-ритмические движения; - игра на детских музыкальных инструментах. Творчество (вокальное, инструментальное): - пение; - музыкально-ритмические движения; - музыкально-игровая деятельность; - игра на детских музыкальных инструментах. |
9 | Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. | Чтение (слушание) Обсуждение (рассуждение) Рассказывание, пересказывание, декламация. Разучивание. Ситуативный разговор. |
Методы реализации Программы:
- Информационно-рецептивный метод
- Метод создания проблемных ситуаций
- Метод создания образовательных ситуаций
- Метод предполагаемых ошибок
- Исследовательские методы
- Метод моделирования
- Методы создания условий или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
Средства реализации Программы:
- Демонстрационные(применяемые взрослым)
- Раздаточные(используемые детьми)
- Аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия)
- Современные технические средства
- Информационные средства
- Средства, направленные на развитие деятельности детей
Примерная структура планирования образовательной деятельности, примерная форма планирования непосредственно – образовательной деятельности, циклограмма образовательной деятельности в режимные отрезки времени даны в Приложении 3.
Примерное комплексно-тематическое планирование представлено в
Приложении 4.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (культурологический подход)
Культурные практики
Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:
- опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;
- ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;
- эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;
- сферу собственной воли, желаний и интересов;
- свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного само-бытия;
-самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.
Воспитателем организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
- Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
- Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике
- Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.).
- Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Циклограмма культурных практик в режимных отрезках времени
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4.1. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике младшего дошкольного возраста
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике младшего дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
-непосредственное общение с каждым ребенком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2.4.2. Приоритетные сферы инициативы в младшем дошкольном возрасте
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность
Деятельность воспитателя по поддержке инициативы:
- Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
- Рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижений.
- Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
- Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.
- Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
- Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
- В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
- Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
- Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
- Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
2.4.3. Эффективные формы поддержки детской инициативы в младшем дошкольном возрасте
Формы:
- Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемы, предложенной самим ребенком.
- Проектная деятельность.
- Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей-опыты и экспериментирование.
- Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре науки.
- Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
- Свободная деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников: создание условий, способствующих поддержке образовательных инициатив семей воспитанников, активному и сознательному включению субъектов образовательных отношений в событийную жизнь группы и детского сада.
Задачи:
1) формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни группы и ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
В основу совместной деятельности семьи и воспитателями заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
- непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- ознакомление родителей с результатами работы группы на родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы и ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
В зависимости от решаемых задач используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Информационно-аналитическое (например, устные журналы; рекламные буклеты, листовки; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.).
- Психолого-педагогическое просвещение (родительские собрания, родительские гостиные; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
- Организация совместной деятельности (совместные детско-родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду и др.).
- Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; театральные представления с участием родителей; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья и др.).
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»
- Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
- Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения), а так же об актуальных задачах физического воспитания детей. Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
- Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
- Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
- Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка;покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
- Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
- Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие
- Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
- Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
- Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
- Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
- Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).
- Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
- Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
- Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
- Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы
- Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т.д
- Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
- Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
- Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
- Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
- Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
- Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
- Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя разные формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.
- Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
- Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
- Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
- Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
- Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественно – эстетическом воспитании детей.
- Поддерживать стремление родителей развивать художественно- эстетическую деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, концерты выделяя творческие достижения взрослых и детей.
- Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
- Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Модель взаимодействия с семьей включает перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников на учебный год (Приложение 5) и индивидуальные образовательные маршруты (Приложение 6)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
1) Насыщенность.
Среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, - экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость.
Предметно-пространственная среда группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность:
Группа оснащена материалами, которые могут быть разнообразно использованы в различных составляющих предметной среды: ширмы, мягкие модули с чехлами, стол с чехлом.
В группе есть полифункциональные (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметы: преобразующие нити, обруч для дыхательной гимнастики, бросовый материал, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность:
В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудования, обеспечивающие свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность:
Дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6) Безопасность:
Все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования; исправность и сохранность материалов и оборудования.
В помещении групп младшего дошкольного возраста созданы центры активности по пяти направлениям развития ребенка:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Центры активности:
- "Центр науки", "Центр познавательного развития", "Центр развития речи и книги" обеспечивают решение задач познавательного и речевого развития (развивающие и логические игры, речевые игры; опыты и эксперименты);
- "Центр искусства" и "Центр театрализованных игр и музыки" обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
- "Центр сюжетно-ролевых игр" и "Центр конструирования", обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
- "Центр физического развития", обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. (Приложение 7 (паспорта центров активности) и Приложение 8 (Технологические карты))
Предметно-пространственная среда группы соответствует требованиям образовательной программы и рассматривается как возможность для наиболее эффективного развития индивидуальности ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровней активности.
3.2. Описание материально – технического обеспечения
№ п/п | Помещения | Функциональное использование | Перечень основного оборудования (комплектов и отдельных видов оборудования) в каждом помещении |
1 | Групповые помещения Группы младшего дошкольного возраста 139,25 кв. м. |
|
|
2 | Спальни |
|
|
3 | Приемные групповых помещений | Информационно-просветительская работа с родителями |
|
3.3. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания. (Приложение 9)
3.4. Распорядок и/или режим дня
Гибкий режим дня для детей младшего дошкольного возраста
(холодный период: сентябрь-май
№ | Содержание | 3-4 года |
1 | Прием: осмотр; взаимодействие с родителями; самостоятельные игры; труд; ситуации общения; индивидуальные и подгрупповые дидактические игры; чтение художественной литературы. Утренняя гимнастика в помещении | 7.00-8.10 8.00-8.03 |
2 | Утренний прием детей на улице * (самостоятельная деятельность, наблюдения в природе) | - |
3 | Подготовка к I завтраку (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН; дежурство); I завтрак (этикет) | 8.10-8.40 |
2 | Самостоятельные игры, обсуждение дел на день (общий круг), подготовка к НОД, дежурство | 8.40-9.00 |
3 | Непосредственно образовательная деятельность (включая перерывы) | 9.00-9.40 |
4 | Подготовка ко II завтраку (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН), II завтрак | 9.40-9.50 |
5 | Подготовка к прогулке (гигиенические процедуры, самообслуживание, ситуации общения) | 9.50-10.05 |
6 | Прогулка(наблюдения; труд, игры - ролевые, подвижные, дидактические; самостоятельная деятельность)* | 10.05-11.55 |
7 | Возращение с прогулки (самообслуживание, ситуации общения гигиенические процедуры) | 11.55-12.10 |
8 | Подготовка к обеду (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН; дежурство); чтение художественной литературы. Обед (этикет) | 12.10-12.40 |
9 | Подготовка ко сну (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН, профилактические мероприятия). Сон | 12.40-15.00 |
10 | Подъем (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН), гимнастика после сна, закаливающие и профилактические процедуры; Подготовка к НОД; дежурство. | 15.00-15.15 |
9 | Непосредственно образовательная деятельность | - |
10 | Самостоятельные игры, совместная с воспитателем образовательная деятельность (ролевые, дидактические, подвижные игры, соревнования, беседы, ситуации общения, чтение художественной литературы, проекты, эксперименты, творческие дела, досуговые мероприятия), деятельность в студиях, кружках, секциях, индивидуальная работа. | 15.15-16.00 |
11 | Подготовка к уплотненному полднику (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН; дежурство). Уплотненный полдник (этикет) | 16.00-16.30 |
12 | Подготовка к прогулке (гигиенические процедуры, самообслуживание, ситуации общения) | 16.30-16.45 |
13 | Прогулка: наблюдения; труд; самостоятельная деятельность детей;совместная с воспитателем образовательная деятельность (ролевые, подвижные, дидактические игры, беседы, ситуации общения, проекты, эксперименты, творческие дела); обсуждение выполненных и сбор идей на завтра (общий круг)* Уход детей домой | 16.45-19.00 |
Общая ежедневная продолжительность прогулки | 4 часа 10 мин. |
*При температуре воздуха ниже минус 15о С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15о С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет.
Гибкий режим дня для детей младшего дошкольного возраста
(теплый период: июнь-август)
№ | 3-4 лет | |
1 | Прием на улице: осмотр; взаимодействие с родителями; самостоятельные игры; труд; ситуации общения; индивидуальные и подгрупповые дидактические игры; Утренняя гимнастика на улице* | 7.00-8.10 |
2 | Возвращение с улицы (самообслуживание, ситуации общения гигиенические процедуры); подготовка к завтраку (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН; дежурство); I завтрак (этикет) | 8.10-8.40 |
2 | Самостоятельные игры, обсуждение дел на день | 8.40-9.15 |
3 | Прогулка: наблюдения; труд; самостоятельная деятельность детей; совместная с воспитателем образовательная деятельность: (ролевые, дидактические, подвижные игры, соревнования, беседы, ситуации общения, проекты, эксперименты, творческие дела, подготовка и проведение досуговых мероприятий). * | 9.15-11.55 |
4 | Подготовка ко II завтраку (гигиенические процедуры); II завтрак | 9.50-10.00 |
5 | Возращение с прогулки (самообслуживание, ситуации общения гигиенические процедуры) | 11.55-12.10 |
6 | Подготовка к обеду(гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН; дежурство); чтение художественной литературы. Обед (этикет) | 12.10-12.40 |
7 | Подготовка ко сну (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН, профилактические мероприятия), Сон | 12.40-15.00 |
8 | Подъем (гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН), гимнастика после сна, закаливающие и профилактические процедуры | 15.00-15.15 |
9 | Самостоятельная деятельность детей;совместная с воспитателем образовательная деятельность (игры, беседы, ситуации общения, чтение художественной литературы, эксперименты, творческие дела). | 15.15-16.00 |
10 | Подготовка к уплотненному полднику(гигиенические процедуры, самообслуживание, КГН; дежурство); Уплотненный полдник (этикет) | 16.00-16.30 |
11 | Подготовка к прогулке (гигиенические процедуры, самообслуживание, ситуации общения) | 16.30-16.40 |
12 | Прогулка: наблюдения; труд, самостоятельная деятельность детей; совместная с воспитателем образовательная деятельность: (ролевые, дидактические, подвижные игры, соревнования, беседы, ситуации общения, проекты, эксперименты, творческие дела, подготовка и проведение досуговых мероприятий); обсуждение выполненных дел и сбор идей на завтра (общий круг).* Уход детей домой | 16.40-19.00 |
*В летний период прогулка отменяется при ливневом дожде и скорости ветра более 15 м/с. (основание - п. 11.5 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013).
3.5 Учебный план и календарный учебный график (Приложение 10)
3.6. Особенности традиционных событий, итоговых мероприятий, проводимых с детьми младшего дошкольного возраста
Развлечения. Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры. Вовлекать детей в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т.д. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание. Приобщать к художественной культуре. Развивать умение и желание заниматься интересным творческим делом (рисовать, лепить и т.д.).
Праздники. Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать желание принимать участие в праздниках.
Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, стране. Воспитывать любовь к Родине.
Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, Дню - защитника Отечества, праздникам народного календаря.
Перечень развлечений и праздников:
1) Ежегодные традиционные праздники: фольклорные праздники «Осенины на Руси», «Зима на русском подворье», «Проводы зимы», «Весенние Сорочинские ярмарки»; «Новый год», «День защитника Отечества»; «8 Марта»; «День Победы», выпускные балы, «День защиты детей»; «День Знаний»; «День рождения детского сада»; групповые праздники: «День пожилого человека», «День матери», дни рождения детей.
2) Тематические праздники и развлечения в соответствии с темами недель. (Приложение 11)
3) Театрализованные представления, концерты, спортивные развлечения.
Название праздника (события) | Форма проведения праздника | Рекомендуемое время проведения праздника (события) |
Мир искусства и литературы | ||
Театральная неделя к «Всемирному Дню театра» | Фестиваль «Театральная весна» | март |
День детской книги | Библиотечный час/литературный квест | апрель |
День российской анимации | Мультфестиваль | апрель |
Явления окружающего мира | ||
День дошкольного работника | День самоуправления | сентябрь |
День рождения Красноярского края | Интеллектуальная игра «Знатоки родного края» | декабрь |
День матери | Концерт для мам | ноябрь |
Новый год | Праздник «Новый год у ворот» Праздник в бассейне «Новый год в царстве Нептуна» | декабрь |
День защитников Отечества | Развлечение «Вместе с папой, вместе с дедом» Спортивная игра «Зарница» | февраль февраль |
Международный женский день | Праздник «8 марта» | март |
День смеха | Фестиваль «Дошкольная юморина» | апрель |
День космонавтики | Физкультурный досуг «Большое космическое путешествие» | апрель |
Всемирный День Земли | Экологическая акция «Чистая планета» | апрель |
День семьи | Музыкальный ринг «Мама, папа, я – красноярская семья» | июль |
Мир здоровья и физкультуры | ||
День здоровья | Семейный туристический слет | октябрь |
«Взятие снежного городка» | январь | |
«Мы крепко со спортом дружим» | апрель | |
Малые олимпийские игры | август | |
Явления нравственной жизни ребёнка | ||
День рождения детского сада | Детский праздник «С днем рождения, детский сад!» | октябрь |
День Победы | Экскурсии, концерты | май |
День защиты детей | Праздник «Здравствуй, лето!» Ярмарка детски творческих работ | июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога средней группы на 2015-2016 год
Рабочая программа разработана в соответствии в федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога средней группы «Зайчики» (от 4 до 5лет) общеразвивающей направленности на 2015-2016 уч.г.
1.1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Веракс...
Рабочая программа педагогов средней группы № 10 «Бусинки» от 4 до 5 лет на 2021-2022 учебный год
рабочая программа для средней группы...
Рабочая программа педагога средней группы общеразвивающей направленности на 2018 - 2019 уч. год (по программе "Тропинки")
Нормативный документ...
рабочая программа педагога средней группы
программа разработана на 2019-2020 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Средняя группа
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качест...
Рабочая программа педагога средней группы "Пчёлки"
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ « Вольновский детский сад» определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей до...