Рабочая программа педагога средней группы на 2015-2016 год
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии в федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "ОТ рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, с учетом основоной образовательной программы МБДОУ детский сад №36 АГО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_srednyaya_gruppa.docx | 65.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено:
Утна заседании заведующий МБДОУ
педагогического совета № 1, детский сад № 36
протокол № 1 от 28.08.2015 ________/Е.А.Сенько/
приказ № 17 от 28.08.2015 года
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
средней группы (воспитанники 4-5 лет)
на 2015-2016 учебный год
Разработчики Программы:
воспитатель Сычева О. В.
Артем
2015
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с учетом основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36» Артемовского городского округа.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36» Артемовского городского округа.
Программа рассчитана на 36 рабочих недель, открыта для внесения изменений, связанных с возникающими непредвиденными обстоятельствами, погодными условиями.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование как начальный уровень общего образования призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в информационном поликультурном обществе.
Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Реализация ведущей цели Программы станет возможной через решение следующих задач:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2. Создавать в детском коллективе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
3. Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
4. Творчески организовывать воспитательно-образовательный процесс;
5. Вариативно использовать образовательный материал, позволяющий развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
6. В единстве подходить к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
7. Обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
Данная Программа предусматривает включение воспитанников в
процессы приобщения к истокам русской народной культуры.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры.
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и
системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;
- индивидуализация дошкольного образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Программа построена на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность , соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Контингент данной группы, общей численностью 27 воспитанников, сформирован из 17 девочек, 10 мальчиков. Распределение по группам здоровья:
1 группа здоровья – 4 ребенка
2 группа здоровья – 21 ребенок
3 группа здоровья – 2 ребенка
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для
детей 4-5 лет
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. Содержательный раздел
Режим дня
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в группе организован с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной активности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитывались повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
РЕЖИМ ДНЯ
в теплый период года
Режимные моменты | Средняя группа |
Приём детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.40 |
Игровая деятельность | 8.40 – 9.00 |
Организованная детская деятельность | 9.00 – 9.55 |
Второй завтрак | 9.55 – 10.05 |
Подготовка к прогулке, выход на прогулку Прогулка (игры, наблюдения, труд, совместная деятельность) | 10.05 – 12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10 – 12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40 – 15.00 |
Постепенный подъём, оздоровительные и гигиенические процедуры | 15.00 – 15.30 |
Уплотненный полдник | 15.30 – 16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.00 – 17.00 |
Уход домой | 17.00 – 19.00 |
РЕЖИМ ДНЯ
в холодный период года
Режимные моменты | Время, возрастная группа |
Средняя группа | |
приём детей, игры, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.25 |
завтрак | 8.25 – 8.55 |
подготовка к непосредственно образовательной деятельности | 8.55 – 9.00 |
непосредственно образовательная деятельность | 9.00 – 10.50 |
второй завтрак | 9.50 -10.00 |
подготовка к прогулке, прогулка | 10.00 – 12.15 |
подготовка к обеду, обед | 12.15 – 12.50 |
сон | 12.50 – 15.00 |
совместная деятельность, игры | 15.00 – 15.45 |
непосредственно образовательная деятельность | 15.30 – 16.00 |
уплотненный полдник | 15.50– 16.10 |
подготовка к прогулке, прогулка | 16.10 - 17.20 |
игры, совместная деятельность, уход домой. | 17.20 – 18.00 18.00 – 19.00 |
Расписание непосредственно-образовательной деятельности.
Средняя группа, _2015_\_2016_учебный год
№ п/п | Средняя группа (12 НОД 20 минут) |
Понедельник | 9.00-9.20 Познавательная деятельность ( формирование целостной картины мира) 9.30-9.50 Художественно-эстетическая деятельность (лепка/аппликация) |
Вторник | 9.00-9.20 Речевое развитие (развитие речи) 9.30-9.50 Кружок "Занимательная математика" 10.00-10.20 Физическое развитие (физкультурное) |
Среда | 9.00-9.20 Познавательное развитие (ФЭМП) 9.30-9.50 Художественно-эстетическое развитие (музыкальное) |
Четверг | 9.00-9.20 Художественно-эстетическое развитие (рисование) 9.30-9.50 Физическое развитие (физкультурное) |
Пятница | 9.00-9.20 Физическое развитие(физкультурное на воздухе) 15.30-15.50 Художественно-эстетическое развитие (музыкальное) |
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию часто интегрирует с направлениями социально-коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие» и « Речевое развитие».
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 4-5лет (средняя группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Формы, способы, методы, средства реализации программы
по образовательным областям.
Образовательная область «Физическое развитие»
Формы: игровая беседа с элементами движений, интегративная деятельность, утренняя гимнастика, совместная деятельность взрослых и детей тематического характера, игра, контрольно – диагностическая деятельность, экспериментирование, физкультурные занятия, спортивные и физкультурные досуги, спортивные состязания.
Методы - упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств, экспериментирование.
Средства:
1.физические упражнения.
Основу системы по физическому развитию детей составляют различные основные двигательные режимы:
- «лежачий» двигательный режим;
- ползательный двигательный режим;
-«сидячий» двигательный режим;
- «стоячий» двигательный режим;
- «ходьбовый» двигательный режим;
- лазательный двигательный режим;
- беговой двигательный режим;
- прыжковый двигательный режим.
2. использование природных факторов.
К естественным силам природы, которые можно использовать в физическом воспитании дошкольников, солнце, воздух, вода.
3.гигиенические факторы.
К гигиеническим факторам для детей в дошкольном образовательном учреждении принято относить:
- мероприятия по личной гигиене;
- мероприятия по гигиене быта;
- мероприятия по гигиене занятия;
- мероприятия по гигиене отдыха (восстановления);
- мероприятия по гигиене сна;
- мероприятия по гигиене питания;
- мероприятия по гигиене трудовой деятельности;
- мероприятия по гигиене психики.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Средства реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:
- Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств содействует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее результативны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
- Средством социально – коммуникативного развития дошкольников является природа. Она спосoбна вызывать у детей гумaнные чувства, желaние заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, спосoбствует формированию у ребенка уверенности в себе.
- Средством социально – коммуникативного развития дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою особенность, выполняя функцию средства социально – коммуникативного развития.
Срeдств социально – коммуникативного развития дошкольников является общение.
Методы реализации образовательной области «сСоциально – коммуникативное развитие»:
1.Методы формирования социального повeдения: упрaжнения, поручeние, требoвание, вoспитывающие ситуации;
2.Методы формирования социального сознания: объяснeние, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
3.Методы стимулиpoования: поощрение, соревнoвание, одoбрение, награждение.
Формы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:
Наблюдение,чтение,игра, игровое упражнение, проблемная ситуация, беседа, совместная с воспитателем игра ,совместная со сверстниками игра, индивидуальная игра, праздник, экскурсия, ситуация морального выбора, проектная деятельность, коллективная обобщающая работа.
Образовательная область «Речевое развитие»
Средства реализации образовательной области « Речевое развитие»:
· общение взрослых и детей;
· культурная языковая среда, речь воспитателя;
· обучение родной речи и языку на занятиях;
· художественная литература;
· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр)
Методы реализации образовательной области «Речевое развитие»
- Непосредственные наглядные методы - метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов.
- Опосредованные наглядные методы - основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
- Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Практические методы - дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
- Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов - методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.
- Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний - обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности
-обучение в повседневных бытовых ситуациях;
-самостоятельная деятельность в развивающей среде.
- занятия;
- опыты (экспериментирование);
- коллекционирование;
- развивающие игры;
- изобразительная деятельность;
- конструкторская деятельность;
- трудовая деятельность;
- наблюдения;
- игровая деятельность ( сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).
Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности
- Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)
- Практические: игра (Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в т.ч. строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты
- Словесные: рассказ, беседа, чтение
Методы, повышающие познавательную активность:
-Элементарный анализ
-Сравнение по контрасту и подобию, сходству
-Группировка и классификация
-Моделирование и конструирование
-Ответы на вопросы детей
- Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
Методы, вызывающие эмоциональную активность:
- Воображаемая ситуация
- Придумывание сказок
- Игры-драматизации
- Сюрпризные моменты и элементы новизны
- Юмор и шутка
- Сочетание разнообразных средств на одном занятии
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
-Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
-Перспективное планирование
- Перспектива, направленная на последующую деятельность
-Беседа
Методы коррекции и уточнения детских представлений:
-Повторение
-Наблюдение
-Экспериментирование
-Создание проблемных ситуаций
Формы работы по формированию элементарных математических представлений:
-Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
-Демонстрационные опыты;
-Сенсорные праздники на основе народного календаря;
-Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления;
-Коллективное занятие;
-Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Методы работы по формированию элементарных математических представлений:
- Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов);
- Практические: игра (Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в т.ч.
строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты
- Словесные: рассказ, беседа, чтение
Методы, повышающие познавательную активность:
-Элементарный анализ
-Сравнение по контрасту и подобию, сходству
-Группировка и классификация
-Моделирование и конструирование
-Ответы на вопросы детей
- Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
Методы, вызывающие эмоциональную активность:
- Воображаемая ситуация
- Придумывание сказок
- Игры-драматизации
- Сюрпризные моменты и элементы новизны
- Юмор и шутка
- Сочетание разнообразных средств на одном занятии
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
-Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
-Перспективное планирование
- Перспектива, направленная на последующую деятельность
-Беседа
Методы коррекции и уточнения детских представлений:
-Повторение
-Наблюдение
-Экспериментирование
-Создание проблемных ситуаций.
Формы работы по формированию целостной картины мира, расширение кругозора.
- занятия;
- опыты (экспериментирование);
- коллекционирование;
- развивающие игры;
- проектная деятельность;
- экскурсии;
- познавательные беседы;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная деятельность;
- конструкторская деятельность;
- трудовая деятельность;
- наблюдения;
- игровая деятельность ( сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).
Методы работы по ознакомлению дошкольников с природой
- Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)
- Практические: игра (Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в т.ч. строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты
- Словесные: рассказ, беседа, чтение
Методы работы по ознакомлению с социальным миром
Методы, повышающие познавательную активность:
-Элементарный анализ
-Сравнение по контрасту и подобию, сходству
-Группировка и классификация
-Моделирование и конструирование
-Ответы на вопросы детей
- Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
Методы, вызывающие эмоциональную активность:
- Воображаемая ситуация
- Придумывание сказок
- Игры-драматизации
- Сюрпризные моменты и элементы новизны
- Юмор и шутка
- Сочетание разнообразных средств на одном занятии
Формы работы по формированию целостной картины мира, расширение кругозора.
- занятия;
- опыты (экспериментирование);
- коллекционирование;
- развивающие игры;
- проектная деятельность;
- экскурсии;
- познавательные беседы;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная деятельность;
- конструкторская деятельность;
- трудовая деятельность;
- наблюдения;
- игровая деятельность ( сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
-Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
-Перспективное планирование
- Перспектива, направленная на последующую деятельность
-Беседа
Методы коррекции и уточнения детских представлений:
-Повторение
-Наблюдение
-Экспериментирование
-Создание проблемных ситуаций
- Беседа
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Средства реализации образовательной области « Художественно – эстетическое развитие»:
-организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
-общение с искусством;
- материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
-бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
-организация атмосферы творчества и мотивация задания;
-ознакомление детей с творчеством;
-доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- активная педагогическая деятельность.
Формы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
Совместная деятельность детей и взрослого.
Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд, тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели творчества.
Театрализованные игры, повторение занятий, праздники, дидактические игры, выставки рисунков и поделок.
Методы реализации образовательной области « Художественно – эстетическое развитие»:
- метод целостного восприятия;
- метод убеждения;
- метод приучения, упражнения;
-метод побуждения к сопереживанию;
-метод проблемных ситуаций;
- методы, которые направлены на приобщение детей к искусству - показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.- методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
1.Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
2.Обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
3.Создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
4.При необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
5.Не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
6.Обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
7.Привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
8.Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
9.Привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
10.Читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
Работа с родителями.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям:
«Здоровье»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
«Физическая культура»:
- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях).
«Безопасность»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- информировать родителей о том, что должны делать дети в случаи непредвиденной ситуации; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи – «01», «02»,
«Социально – коммуникативное»
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий;
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познание»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
- совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха горожан (сельчан).
«Речевое развитие»
- развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.
- демонстрировать ценность и уместность как делового так и эмоционального общения.
- доказывать родителям ценность домашнего чтения;
- поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
«Музыка»:
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
- информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа второй младшей группы на 2015-2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЛАДШЕЙ ГРУППЫМБДОУ д/с № 100 « Маячок».(по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакциейН.Е. Вераксы, Т.С. Ком...
Рабочая программа по средней группе на 2015-2016 уч. год
Цель реализуется через решение следующих задач: 1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;2....
Рабочая программа педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 уч.г.
Рабочая программа педагога - психолога ГБДОУ № 32 Пушкинского района СПб Рябченко Е.А. на 2015 - 2016 уч.г....
Комплексно-тематическое планирование реализации образовательной программы в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Комплексно-тематическое планирование реализации образовательной программы в средней группе на 2015 – 2016 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога средней группы «Зайчики» (от 4 до 5лет) общеразвивающей направленности на 2015-2016 уч.г.
1.1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Веракс...
Рабочая программа старшей -подготовительной группы на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа Второй младшей группы на 2015-2016 год
Пояснительная записка. Общие положения. Настоящее Положение о рабочей программе педагогов МБДОУ детского сада «Золотой петушок» с. Доброе, Добровского муниципального района, Липе...