Педсовет. Взаимодействие ДОУ и семьи.
консультация

Иванова Татьяна Александровна

Взаимодействие ДОУ и семьи происходит в интересах ребенка (в соответствии с правовыми нормами РФ конкретикой общественного договора).

Интересы семьи уважаются и соблюдаются.

Функции семьи и ДОУ не совпадают.

Родители являются первыми педагогами (в частности, Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяет, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте).

Взаимодействие семьи и ДОУ предполагает отношения доверия и сотрудничества.

ДОУ и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд наиболее актуальных.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образова­тельных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dou_i_semya._avtoritet_vospitatelya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет. Взаимодействие ДОУ и семьи.

Взаимодействие ДОУ и семьи происходит в интересах ребенка (в соответствии с правовыми нормами РФ конкретикой общественного договора).

Интересы семьи уважаются и соблюдаются.

Функции семьи и ДОУ не совпадают.

Родители являются первыми педагогами (в частности, Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяет, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте).

Взаимодействие семьи и ДОУ предполагает отношения доверия и сотрудничества.

ДОУ и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд наиболее актуальных.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

* * *

Организация взаимодействия ДОУ и семьи (основные направления):

  • Личностное развитие и профессиональное совершенствование педагогов ДОУ.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи взаимодействия ДОУ и семьи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

* * *

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи (реализуемые педагогами ДОУ):
1. Профессионализм.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

2. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

3. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Сотрудничество (а не только наставничество).

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Планирование (педагогами ДОУ) работы с родителями.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Анализ рисунков воспитанников на тему “Моя семья”, “Мой дом” также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

Необходимо вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду (Вопрос «как» - активизируйте свой профессиональный опыт воспитателя по проведению бесед с родителями, выявлению проблем семенного воспитания, оказанию родителям экспресс-поддержки).

Согласны ли Вы с нижеследующей классификацией родителей?

Первая группа —  родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга.

Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа —  родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения.

Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа —  семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития.

Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

* * *

Содержание работы с родителями реализуется посредством разнообразных форм. 

Существуют традиционные и нетрадиционные (инновационные)  формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на:

- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы и др.),

- индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому и др.).

Инновационные формы организации общения педагогов и родителей:

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы взаимодействия

Информационно-аналитические

Выявление интересов,           потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-

информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

В работе с родителями целесообразно использовать разнообразные как традиционные, так и нетрадиционные формы: родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.

Одной из ключевых форм работы с родителями остается родительское собрание.

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Нетрадиционные формы (дискуссии, КВН, диспуты и т.д.) больше привлекают родителей.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. (Это могут быть информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, буклеты, листовки, памятки, стенгазета, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п.).

Хорошо, если есть педагогическая библиотека, видеотека для родителей… 

Необходимо, чтобы: 

  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, были эстетично оформлены;
  • содержание регулярно обновлялось (иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет);
  • оформление отличалось привлекательностью (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
  • содержание предлагаемого материала было действительно интересно большинству родителей.

* * * 

Старшим воспитателем рекомендуется проводить работу по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за “круглым столом”, деловых играх воспитатели могут систематически:

- обучаться умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка,

- развивать навыки публичного выступления,

- повышать свою психологическую компетентность.

Поделитесь своим опытом взаимодействия с семьей (успехами и затруднениями).

* * *

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

  • конфликты между родителями из-за детей;
  • родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
  • жалобы воспитателей на пассивность родителей;
  • невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Способы повышения авторитета воспитателя:

  • торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
  • оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
  • организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
  • оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду.

Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к педсовету "Эффективные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи"

Что такое работа с родителями?Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельно­сти педагога, включающая повышение уровня педагогических зна­ний, умений, навыков родителей; помощь педаг...

Педсовет на тему "Взаимодействие ДОУ и семьи"

Установление  эффективного сотрудничества с семьями воспитанников является едва ли не самым   важным направлением в  деятельности детского сада.    Родители и с...

Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»...

Выступление на педсовете "Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

В выступлении предлагаются новые формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей....

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...