Педсовет. Взаимодействие ДОУ и семьи.
консультация
Взаимодействие ДОУ и семьи происходит в интересах ребенка (в соответствии с правовыми нормами РФ конкретикой общественного договора).
Интересы семьи уважаются и соблюдаются.
Функции семьи и ДОУ не совпадают.
Родители являются первыми педагогами (в частности, Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяет, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте).
Взаимодействие семьи и ДОУ предполагает отношения доверия и сотрудничества.
ДОУ и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд наиболее актуальных.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_i_semya._avtoritet_vospitatelya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет. Взаимодействие ДОУ и семьи.
Взаимодействие ДОУ и семьи происходит в интересах ребенка (в соответствии с правовыми нормами РФ конкретикой общественного договора).
Интересы семьи уважаются и соблюдаются.
Функции семьи и ДОУ не совпадают.
Родители являются первыми педагогами (в частности, Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяет, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте).
Взаимодействие семьи и ДОУ предполагает отношения доверия и сотрудничества.
ДОУ и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд наиболее актуальных.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
* * *
Организация взаимодействия ДОУ и семьи (основные направления):
- Личностное развитие и профессиональное совершенствование педагогов ДОУ.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи взаимодействия ДОУ и семьи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
* * *
Принципы взаимодействия ДОУ и семьи (реализуемые педагогами ДОУ):
1. Профессионализм.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
2. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
3. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Сотрудничество (а не только наставничество).
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
5. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Планирование (педагогами ДОУ) работы с родителями.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Анализ рисунков воспитанников на тему “Моя семья”, “Мой дом” также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.
Необходимо вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду (Вопрос «как» - активизируйте свой профессиональный опыт воспитателя по проведению бесед с родителями, выявлению проблем семенного воспитания, оказанию родителям экспресс-поддержки).
Согласны ли Вы с нижеследующей классификацией родителей?
Первая группа — родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга.
Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения.
Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития.
Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
* * *
Содержание работы с родителями реализуется посредством разнообразных форм.
Существуют традиционные и нетрадиционные (инновационные) формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются на:
- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы и др.),
- индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому и др.).
Инновационные формы организации общения педагогов и родителей:
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы взаимодействия |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно- информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
В работе с родителями целесообразно использовать разнообразные как традиционные, так и нетрадиционные формы: родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.
Одной из ключевых форм работы с родителями остается родительское собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Нетрадиционные формы (дискуссии, КВН, диспуты и т.д.) больше привлекают родителей.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. (Это могут быть информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, буклеты, листовки, памятки, стенгазета, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п.).
Хорошо, если есть педагогическая библиотека, видеотека для родителей…
Необходимо, чтобы:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, были эстетично оформлены;
- содержание регулярно обновлялось (иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет);
- оформление отличалось привлекательностью (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала было действительно интересно большинству родителей.
* * *
Старшим воспитателем рекомендуется проводить работу по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за “круглым столом”, деловых играх воспитатели могут систематически:
- обучаться умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка,
- развивать навыки публичного выступления,
- повышать свою психологическую компетентность.
Поделитесь своим опытом взаимодействия с семьей (успехами и затруднениями).
* * *
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
- конфликты между родителями из-за детей;
- родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
- жалобы воспитателей на пассивность родителей;
- невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду.
Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к педсовету "Эффективные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи"
Что такое работа с родителями?Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педаг...
Педсовет на тему "Взаимодействие ДОУ и семьи"
Установление эффективного сотрудничества с семьями воспитанников является едва ли не самым важным направлением в деятельности детского сада. Родители и с...
Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в соответствии с ФГОС ДО»
педагогический совет...
Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»
Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»...
Выступление на педсовете "Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста"
В выступлении предлагаются новые формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей....
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...