Статья "Проектная деятельность в ДОУ"
статья
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 комбинированного вида Центрального района г. Санкт – Петербурга Инструктор по физической культуре Коновалова Галина Ивановна
Использование метода проекта в детском саду
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путём создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь, здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности. Педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации. Её результатам выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в её основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования. В современных условиях в дошкольном учреждении уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как проектирование развития. И это не случайно, так как главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребёнка, его знаний, умений, навыков и применение их в качестве основы принятия собственных решений. Назначение проектирования состоит в исследовании условий реализации вырабатываемой технологии обучения. Разработка дидактических средств технологии обучения, реализации проекта, исследование эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию. Выделим особенности проектирования: 1. Проектирование призвано придать чёткую направленность процессу развития компетентности ребёнка; 2. Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности; 3. Проектирование призвано создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности; Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Отсюда можно сделать вывод, что активное применение проектирование в детском саду даёт возможность ребёнку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность. Всё больше детских садов внедряют метод проектов. Это свидетельствует о том, что педагоги российских дошкольных учреждений осваивают мировые тенденции в области образовательных технологий. Известно, что возник проектный метод в 20- е годы прошлого столетия в США. Начало ему положил американский психолог, педагог и философ Джон Дьюн. Суть проектирования – это система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с личным интересом ребёнка. Также возможно использование проектного метода при организации работы с кадрами ДОУ, с родителями воспитанников. Чем может быть интересен метод проектов в работе с педагога? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением, может использоваться с детьми разного возраста. Это взаимодействие в системе «ребёнок – взрослый», построенное на соучастие. Используя технологию проектирования, педагог ведёт ребёнка постепенно: вначале наблюдение за деятельностью взрослого (младший возраст), затем эпизодическое участие в ней, партнёрство (средний возраст) и, наконец сотрудничество, соучастие. Это общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Кроме того, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Создавая свои проекты, педагоги всегда должны помнить об основных требованиях к использованию проектного метода в детском саду: - в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; - проект – это игра всерьёз, его результаты значимы и для детей, и для взрослых; - обязательными составляющими проекта должны быть детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых, развитие познавательных навыков, умение применять полученные знания на практике; С какими сложностями можно встретиться при использовании проектного метода? Любая работа начинается с обретения суммы знаний. Что такое проектный метод, какие виды их бывают? Какой должна быть подготовка педагога? Какова этапность работы? Ведь, по сути проект – это тот же план. (т.е. говорится о стратегии и тактике работы). На этапе самоанализа, презентации проекта будет проанализирована логика, выбранная проектировщиком, выяснены причины неудач, неожиданные последствия. Умение пользоваться проектным методом является высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Проектная деятельность является достаточно эффектной и инновационной. Педагогическое проектирование стало важнейшим компонентом деятельности педагогов дошкольных учреждений. У педагогов вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников. Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации различных направлений. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечения его эффективного функционирования и развития. Таким образом, метод проектов позволяет педагогам внедрить в работу свои творческие идеи и планы. Проекты помогают раскрыть тему непосредственной образовательной деятельности, раскрыть скрытые таланты детей, активизировать работу с родителями. Литература 1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» Москва 2006 г. 2. Киселёва Л.С. Данилина Т.А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Москва 2005 г. 3. Кузнецова С.В. Гведова Н.М. «Проектирование развития ДОУ» Москва 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...