картотека дидактических игр по кругам Эйлера
картотека (старшая, подготовительная группа)
Картотека
дидактических игр и подвижных игр,
основанных на кругах Эйлера.
Модели кругов Эйлера могут быть с успехом использованы в ДОУ в различных областях развития. Они способствуют развитию неординарной форме мышления, развитию логики и памяти у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_krugam_eylera.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр и подвижных игр,
основанных на кругах Эйлера.
Введение.
Модели кругов Эйлера могут быть с успехом использованы в ДОУ в различных областях развития. Они способствуют развитию неординарной форме мышления, развитию логики и памяти у детей.
Сначала постараемся разобраться, что такое круги Эйлера, и кем они были изобретены. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.
Соотношение объемов понятий по отношению друг к другу является ключевой характеристикой, определяющей круги Эйлера. Также следует различать понятия элементов и множества, объем которых отображают круги Эйлера.
Множеством называется совокупность некоторых элементов, объединенных каким-либо общим признаком. Элементами множества могут быть числа, фигуры, предметы, понятия и т.п.
В случае когда элементы объема одного понятия полностью или частично принадлежат объему другого, говорят о совместимых понятиях. Если же ни один элемент объема определенного понятия не принадлежит к объему другого, мы имеем место с несовместимыми понятиями. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/186862/krug-eylera-krugi-eylera---primeryi-v-logike..
В свою очередь, каждый из видов понятий имеет собственный набор возможных отношений.
Для совместимых понятий это следующие:
1. тождество (равнозначность) объемов;
2. пересечение (частичное совпадение) объемов;
3. подчинение (субординация).
Для несовместимых:
1. соподчинение (координация);
2.противоположность (контрасность);
Схематически отношения между понятиями в логике принято обозначать при помощи кругов Эйлера-Венна - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/186862/krug-eylera-krugi-eylera---primeryi-v-logike
1.Отношение равнозначности.
В данном случае понятия подразумевают один и тот же предмет. А – квадрат; В – равносторонний прямоугольник; С – равноугольный ромб. Для обозначения используются полностью совпадающие круги Эйлера.
2. Пересечение (частичное совпадение)
В данную категорию входят понятия, имеющие общие элементы, находящиеся в отношении перекрещивания. То есть объем одного из понятий частично входит в объем другого. Например,А- «горожанин», а в качестве В – «автоводитель».
3. Подчинение (субординация).
Схематически обозначаются как разные по масштабу круги Эйлера. Отношения между понятиями в данном случае характеризуются тем, что подчиненное понятие (меньшее по объему) полностью входит в состав подчиняющего (большего по объему). При этом подчиненное понятие не исчерпывает полностью подчиняющее. Например: А – дерево; В – сосна. Понятие В будет являться подчиненным по отношению к понятию А. Так как сосна относится к деревьям, то понятие А становится в данном примере подчиняющим, «поглощающим» объем понятия В.
- Соподчинение (координация).
Отношение характеризует два и более понятия, исключающих друг друга, но принадлежащих при этом определенному общему родовому кругу. Например: А – кларнет; В – гитара; С – скрипка; D – музыкальный инструмент. Понятия А, В, С не являются пересекающимися по отношению друг к другу, тем не менее, все они относятся к категории музыкальных инструментов (понятие D). 2.Противоположность (контрарность).
Противоположные отношения между понятиями подразумевают отнесенность данных понятий к одному и тому же роду. При этом одно из понятий обладает определенными свойствами (признаками), в то время как другое их отрицает, замещая противоположными по характеру. Таким образом, мы имеем дело с антонимами. Например: А – карлик; В – великан. Круг Эйлера при противоположных отношениях между понятиями разделяется на три сегмента, первый из которых соответствует понятию А, второй – понятию В, а третий – всем остальным возможным понятиям.
Тождество( совпадение):
Художественно- эстетическое развитие.
- Д.И. « Раскрась точно так же»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение».
Закрепить знание названий цветов; учить детей отбирать одинаковые цвета, развивать внимание и логическое мышление.
Материал: Два одинаковых круга. Содержимое первого: раскраски- контуры с изображением предметов. Содержимое второго: карточки с изображением тех же предметов, что и в первом круге, но в цвете, фишки.
Ход игры:
Играют два или более детей.
Каждый выбирает по карточке с изображением предмета в цвете и его раскраску- контур. Начинают раскрашивать.
У кого получится быстрее и качественнее, тот получает фишку.
- Д.И. « Простучи точно так же»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение». Развивать способность различать звуки по силе звучания, ритму; развивать внимание.
Материал: Два обруча, деревянные ложки или палочки.
Ход игры:
Играют два ребенка. В противоположные стороны помещения кладут обручи- домики. В каждый обруч становится ребенок. Один ребенок производит определенный набор стуков своим инструментом. Другой повторяет, стараясь не ошибиться. Если ошибается, то балл не зачитывается. Кто набрал больше баллов. Тот и победил.
Познавательное развитие.
- Д.И. « Сложи два других числа и получи то же самое число».
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение»; понятие состава чисел; учить производить математическое действие « сложение»; развивать внимание и логическое развитие.
Материал: Два одинаковых круга . Карточки с изображением чисел от 1 до 20, карточки с парой чисел, в сумме не превышающей число 20, фишки.
Ход игры:
Играют два ребенка. Один берет карточку с изображением числа и кладет в первый круг. Затем выбирает карточку с набором двух других чисел, которые составляют в сумме то самое число, и кладет во второй круг. За правильный ход получают фишку. Побеждает тот , у кого больше фишек.
- Д. И. « Найди фигуру»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение»; учить выделять общий признак фигур, развивать внимание.
Материал: Два одинаковых круга, карточки с названием фигуры и ее цветом с описанием некоторых свойств фигуры; карточки с изображением различных фигур.
Ход игры:
Играют два ребенка. Один берет карточку с описанием фигуры и кладет в один круг, а другой должен без ошибки найти карточку с изображением этой фигуры и положить во второй круг. Каждый правильный выбор карточки с фигурой приносит очко. Побеждает тот, у которого больше очков.
- Д. И. « Найди животное»
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение»; закрепить знание животных, развивать внимание и логическое мышление.
Материал:
два одинаковых круга, карточки с надписью животного; карточки с изображением разных животных.
Ход игры:
Играют два ребенка. Один ребенок выкладывает в первый круг карточку с надписью определенного животного, а другой находит карточку с изображением этого животного и выкладывает во второй круг. Если в ходе игры выкладывается не то животное, то ход не зачитывается. Побеждает тот, у которого больше правильных ходов.
Речевое развитие.
- Д. И. « Подбери слово, с таким же значением»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение»; формировать словарь, учить находить синонимы, развивать внимание и логическое развитие.
Материалы: два одинаковых круга, набор карточек со словами( для каждой карточки должна быть другая карточка с синонимом).
Ход игры:
Один ребенок берет карточку и выкладывает в первый круг. Другой подбирает карточку с синонимом и выкладывает во второй круг. У кого больше правильных ответов, тот и выигрывает.
Социально-коммуникативное развитие.
- Д. И. « Угадай город»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение»; закрепить знание городов и соответствующих гербов Южного Урала; развивать внимание и память.
Материал: карточки с изображением гербов городов Южного Урала, таблички с названиями городов Южного Урала, два одинаковых обруча.
Ход игры:
Играют два или более ребенка. Выкладывают два одинаковых обруча на пол раздельно друг от друга. Водящий выкладывает в один круг карточку с изображением герба. Желающий выбирает табличку с названием города, которому принадлежит этот герб и выкладывает во второй круг. Если ошибается, то приседает 3 раза.
Физическое развитие.
- П. И. « Зеркало».
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение»; учить навыкам зеркального движения, развивать внимание.
Материал:
Два одинаковых круга или обруча.
Ход игры:
Два игрока становятся в первый и второй круги. Поочередно показывают движения, и стараются повторить то же движение.
Пересечение( частичное совпадение):
Художественно- эстетическое развитие.
9. Д. И. « Найди мячи с изображением одинаковых фигур или цветов на нем ».
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; закрепить знание цветов и фигур, развивать внимание и логическое мышление.
Материал:
Два кольца, карточки с изображением мячей разного цвета с изображением на них разного цвета и размера фигур.
Ход игры:
Играют два игрока. Положить круги частично пересекая друг друга. Ходят поочередно. Выбирают карточку и определяют ее место на кругах. Если какие то изображения на мяче можно отнести к обеим кругам, то кладут в пересечение , если нет никаких совпадений, то кладут в ту часть круга, где нет пересечений. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.
10. Д. И. « Угадай, какой цвет получится?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; закрепить знание цветов, развивать внимание, зрительную память.
Материал:
Прозрачные сосуды с водой, гуашь, кисточки, два круга, карточки с разными цветами.
Ход игры:
Играют два, и более игроков. Выкладывают круги, пересекая их. Один игрок выбирает две карточки с разными цветами и кладет в те места кругов, где нет пересечения. Угадывает, какой получится цвет и кладет в пересечение кругов. Проверяет правильность ответа путем смешивания выбранных цветов в воде.
Социально- коммуникативное развитие.
11. Д. И. « Найди общие атрибуты для игры»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; закрепить знание профессий и атрибутов, которые используют в сюжетно- ролевых играх, развивать внимания и логическое мышление.
Материалы:
Два круга, карточки с названием профессии или сюжетно- ролевой игры, карточки с изображением атрибутов, пустые карточки.
Ход игры:
Играют два или более игроков. Выкладывают круги, пересекая их. Выбирают две карточки с названием профессий или сюжетно- ролевых игр. Ставят их в те части кругов, где нет пересечения. Игрок вносит в пересечение кругов карточки с изображением атрибутов, которые можно использовать и в одной, и в другой игре. Если нет таковых, то ставит пустую карточку. Выигрывает тот, кто меньше ошибался.
12. Д. И. « Что общего?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; учить находить общие признаки предметов, развивать внимание, логическое мышление.
Материал:
Два круга, карточки с изображением игрушек и разных предметов, с указанием материала, из которого они сделаны.
Ход игры:
Играют два игрока. Выбирают карточку с изображением игрушки или предмета, и определяют ее место в кругах. Если игрушка или предмет обладает общим свойством, то кладут карточку в пересечение кругов. Например: в первый круг кладут игрушки из пластмассы, а во второй - предметы из дерева. Карточка с изображением деревянной игрушки кладут в пересечение кругов. Так же в пересечение могут попасть( ложка деревянная, ложка из метала) предметы с общим предназначением.
13. Д.И. « Найди место в круге»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; учить детей определять общие признаки вопроса, развивать внимание.
Материал:
Два больших обруча.
Ход игры:
Играют два, и более детей. Воспитатель задает вопрос : кто какую кашу любит, манную, пшенную? Обручи лежат, пересекая друг друга. Ребенок, который любит один вид каши, становится в ту часть круга, где нет пересечения, и относится к тем, кто любит этот вид каши. Ребенок, который любит два вида каши, становится в пересечении кругов. Можно называть по два других продукта и обновлять вопросы.
Познавательное развитие:
14. Д.И. « В какой круг положить?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; закрепить знание классов животных; развивать внимание и память.
Материал:
Два круга, карточки с изображением водоплавающих, земноводных.
Ход игры:
Два круга выкладывают так, чтоб они пересекались. Играющий выбирает карточку с изображением водоплавающего или земноводного, и определяет ей место в кругах. Если животное является и земноводным и водоплавающим, то кладет карточку в пересечение кругов. Изображения карточек могут быть разными: два класса животных, два класса птиц, два класса растений и т. д.
15. Д. И. « В какой круг определить фигуру?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; закрепить знания свойств объемных фигур, развивать память, логическое мышление.
Материал: два круга, объемные фигуры: куб, цилиндр, конус, шар, параллелепипед.
Ход игры:
Два круга лежат, пересекая друг друга. Воспитатель задает вопрос: в какой из этих кругов поставить фигуру, если в первый круг можно поставить ту, которая катится, а во второй круг, ту которая ставится? Ребенок должен определить правильное место для фигуры в кругах. Цилиндр и конус поставить в пересечение.
16. Д. И « Придумай постройку»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; Учить детей анализировать постройку, использовать в ней фигуры разных цветов; развивать логическое мышление, глазомер.
Материал:
Два круга, набор плоских геометрических фигур, различных по размеру и цвету.
Ход игры:
Два круга выкладывают пересекая друг друга. В те части кругов, где не коснулось пересечение, воспитатель выкладывает разные фигуры. Игрок должен соорудить постройку из этих фигур в пересечении кругов.
Речевое развитие.
17. Д. И. « К какой сказке относится персонаж?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; закрепить знание сказок, развивать внимание и логическое мышление.
Материал:
Два круга, карточки с названием сказок, карточки с изображением персонажей различных сказок.
Ход игры:
Круги лежат, пересекаясь друг с другом. Воспитатель выбирает две карточки с названием сказок и выкладывает по сказке в каждый круг. Затем показывает карточку с изображением персонажа сказки. Дети определяют место этой карточки в круге. Если персонаж относится и к одной и к другой сказке, карточка кладется в пересечение кругов; если персонаж относится к одной из сказок, то карточка кладется в тот круг, где лежит карточка с названием сказки, к которой относится этот персонаж; если персонаж не относится ни к одной сказке, то карточка убирается.
Подчинение ( субординация).
Художественно- эстетическое развитие.
18. Д. И. « Оркестр»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; воспитывать интонационный слух, активизировать эстетическое воспитание; развивать внимание.
Материал:
канат 3 шт, музыкальные инструменты: гармонь, балалайка, трещетки, барабан, ложки, и.д.
Ход игры:
Играют столько игроков, сколько музыкальных инструментов в наличии. Из канатов выкладывают круги по принципу: в большом круге круг средней величины. В среднем – самый маленький. В большой круг располагаются дети с гармонью, гитарой и т.д. В средний круг все ударные инструменты: ложки, трещетки, бубенцы и т.д. В самый маленький только барабан. Воспитатель выступает в роли дирижера, показывая номер круга, когда должен вступить в игру тот или иной инструмент.
19. Д. И. « Разноцветные шарики»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о цветах, умение подбирать предметы другого цвета; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
3 круга разной величины, картинки с изображением шаров разных цветов и размеров.
Ход игры:
Круги выкладывают по принципу: в самый большой вкладывают средний, в средний самый маленький.
Шарики располагаются в кругах по заданию воспитателя. Например: в большой- любые шарики, в средний- только маленькие, в маленький- только маленькие и желтого цвета. Задания можно менять для следующего игрока.
Познавательное развитие:
20. Д. И. « Определи какой гриб, съедобный или несъедобный»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о грибах; развивать логическое развитие, внимание, память.
Материал:
Два круга разной величины, карточки с изображением грибов.
Ход игры:
Выкладывают круги по принципу: в большой вложить маленький. Воспитатель выступает лесником. Лесник раздает карточки с изображением грибов детям. Игрок должен съедобный гриб положить в маленький круг, а если гриб несъедобный, или неизвестный, то кладут в большой.
21. Д.И. « Определи фигуру»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о геометрических фигурах; закрепить знания о цветах; развивать логическое мышление и внимания.
Материал:
3 круга разной величины, карточки с изображением разных геометрических фигур разного цвета и величины.
Ход игры:
Выложить круги по принципу: в большой выложить средний, в средний- маленький. Воспитатель раздает карточки и задает задания. Например: определить в самый маленький только треугольники красного цвета, в средний только треугольники. В большой- все остальные геометрические фигуры. Задания меняют каждый ход игры.
22. Д.И. « Больше- меньше»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить умение сравнивать числа; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
Два круга разной величины, карточки с числами от1 до 20.
Ход игры:
Круги выкладывают по принципу: в большой выкладывают маленький. Воспитатель раздает карточки с изображением чисел. Задает задание. Например: В маленький круг определите числа, меньше 9, остальные определите в большой круг. Задания меняют с каждым ходом.
23. Д. И. « Найди круг для животного».
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о животных; развивать логическое мышление, память.
Материал:
3 круга разной величины, карточки с изображением разных животных.
Ход игры:
Выложить круги по принципу: в большой- средний, в средний- маленький. Воспитатель показывает карточку с изображением животного, а дети определяют его место в том или ином круге по принципу: в самый маленький домашнюю птицу, в средний домашнее животное, в большой- любое другое животное.
Социально- коммуникативное развитие:
24. Д. И. « Определи место города»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; закрепить знания о большой и малой Родине, знания городов России; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
Два круга разной величины, карточки с названием городов России и городов малой Родины.
Ход игры:
В большой круг кладут маленький. Воспитатель показывает карточки детям и называет город. Дети определяют место города в кругах по принципу: в маленький- города малой Родины, в большой все остальные Российские города.
Можно добавлять круги меньше и продолжать вкладывать друг в друга: определенный город малой родины, район этого города соответственно.
25. Д. И. « Для чего посудка?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; закрепить знания о предназначении той или иной посуды; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
Два обруча разной величины, детская посудка.
Ход игры:
В большой обруч кладут маленький. Воспитатель дает задание детям распределить посуду по принципу: в маленький- посуду для сервировки стола. Остальную- в большой обруч.
Речевое развитие.
26. « Где звуки- где слоги?»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о звуках, умение разбивать слова на слоги; развивать логическое мышление, память, внимание.
Материал:
Два круга разной величины, карточки с изображением звуков, изображением предметов, карточки с изображением разных слогов.
Ход игры:
Вложить в большой круг малый. Воспитатель показывает карточку с изображением предмета. Затем с участием детей составляют из звуков слово, обозначающее этот предмет, слово вносят в большой круг. Разбивают слово на слоги устно. Находят карточки с изображением этих слогов и вносят в малый круг.
Физическое развитие.
27. П. И. « Птички- птенчики»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; развивать внимание, логическое мышление.
Материал:
Два каната разной длины.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает канаты в виде кругов по принципу: в большой вложен малый. Детей разделяет на птичек и птенчиков. По команде воспитателя « штиль», птички и птенчики летают, по команде « буря», птички заполняют большой круг, а птенчики малый. Птички охраняют своих птенчиков от ненастья.
Соподчинение( координация).
Художественно- эстетическое развитие.
28. Д. И. « Рассортируй по цветам»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- соподчинение»; закрепить знания о цветах; развивать логическое мышление и внимание.
Материал:
3 круга: один большой, два других по меньше, не обязательно равной величины. Лего разного цвета.
Ход игры:
Выкладывают круги по принципу: в большой вкладывают два круга по меньше так, чтоб они не касались друг друга и не вкладывались друг в друга. Дети делают постройки определенного цвета, например красного и вкладывают в один круг по меньше, желтые постройки в другой круг по меньше, а постройки других цветов в большой круг.
29. Д. И. « Изобрази героя сказки»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- соподчинение»; закрепить знание сказок; воспитывать актерские качества; развивать логическое мышление.
Материал:
3 круга: один большой, два по меньше, не обязательно равной величины. Карточки с названием сказок, карточки с изображением героев сказок.
Ход игры:
Круги выкладываются по принципу: в большой вкладывают два других так, чтоб они не пересекались и не вкладывались друг в друга. В большой круг вкладывают одну карточку с названием сказки. Воспитатель объявляет название сказки, которая находится в большом круге. Два игрока берут карточки с изображением персонажей этой сказки по желанию. Затем изображают персонажей, изображенных на своих карточках, и вкладывают в маленькие круги. Например: Сказка « Колобок», и персонажи этой сказки: колобок, лиса.
Можно менять карточку с названием сказки и соответственно персонажей.
Познавательное развитие.
30. Д. И. « Распредели правильно по кружочкам»
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- соподчинение»; закрепить знания о геометрических фигурах, знания о цветах; развивать логическое мышление, внимание и память.
Материал:
Набор карточек с изображением разных видов треугольников и цветов, набор карточек с изображением разных прямоугольников и цветов, набор карточек с изображением квадратов, разных размеров и цветов, набор карточек с изображением кругов, разных размеров и цветов. 3 круга: один большой, и два маленьких, не обязательно равной величины. Карточки с заданиями.
Ход игры:
Круги выкладываются по принципу: в большой круг вкладывают два круга по меньше так, чтоб они не пересекались и не вкладывались друг в друга. Воспитатель выбирает карточку с заданием и предлагает двум игрокам выполнить его. Например задание: Рассортируте треугольники так, чтобы в одном маленьком круге собрались все прямоугольные треугольники, а в другом маленьком все синие треугольники. Все остальные треугольники расположите в большой круг.
31. Д. И. « Определи где живет животное?»
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- соподчинение»; закрепить знания о животных; развивать логическое мышление, внимание и память.
Материал:
Карточки с изображением различных животных, карточки с заданиями, 3 круга: №1- большой, №2 -по меньше, №3 – тоже по меньше.
Ход игры:
Круги расположить по принципу: в №1 вложить №2 и №3 так, чтобы №2 и №3 не прикасались и не вкладывались друг в друга. Воспитатель выбирает карточку с заданием и зачитывает его. Два игрока выполняют задание. Например задание: в круг №2 определить домашних животных, в круг№3- лесных животных, все остальные располагаются в круг№1.
Социально- коммуникативное развитие.
32. Д. И. « Угадай, какой транспорт?»
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- соподчинение»; закрепить умение классифицировать транспорт; развивать логическое мышление, память и внимание.
Материал:
3 круга №1,№2,№3. №2 и №3 меньше чем №1. Карточки с изображением транспорта, карточки с заданиями.
Ход игры:
Круги расположить по принципу: в №1 вложить №2 и №3 так, чтоб №2 и №3 не пересекались и не вкладывались друг в друга. Все карточки с изображением транспорта выкладывают в круг №1. Воспитатель выбирает задание и два игрока выполняют его. Например задание: выбери весь наземный транспорт и положи в круг№2, а водный транспорт в круг№3.
33. д. И. « Найди место городу»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- соподчинение»; закрепить знания областей и городов России; развивать логическое мышление, память и внимание.
Материал:
Круги №1, №2, №3, №4, и т.д., Круг №1 больше чем круги №2 и №3, №4 и т. д. Карточки с названием Российских городов, карточки с названием областей России.
Ход игры:
В круг №1 вкладываются остальные круги таким образом, чтоб они не пересекались и не вкладывались друг в друга. Большой круг№1- это Россия. Над маленькими внутри круга№1 положить карточки с названием областей России. Игроки выбирают карточки с названием городов и определяют к какой области он относится. За правильный ответ- балл. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
Речевое развитие.
34. Д. И. « Кто знает больше стихов? Конкурс чтецов»
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- соподчинение»; развивать речь, навыки актерского мастерства; развивать логическое мышление, память и внимание.
Материал:
Круги№1, №2, №3, №4, и т. д. Круг№1 больше по величине других. Карточки с надписью праздников, набор фишек белых, красных, синих, желтых, зеленых и т. д.
Ход игры:
В круг №1 вкладывают остальные круги таким образом, чтобы они не пересекались и не вкладывались друг в друга. В каждый маленький круг вкладывают карточку с названием праздника и определенный цвет фишек. Каждому празднику соответствует определенный цвет фишек. Белый цвет нейтральный, белые фишки вкладываются в большой круг№1. Воспитатель называет праздник и дети рассказывают стих про этот праздник. Игрок получает фишку за каждый рассказанный стих. Если стих не относится ни к одному празднику - кругу, которые размещены в большом круге, то чтецу вручают белую фишку. Победителем является тот, у которого окажется больше фишек разного цвета.
Физическое развитие.
35. П. И. « Найди свой дом»
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- соподчинение»; закрепить знания о животных; развивать логическое мышление, память и внимание.
Материал:
Мел, набор повязок разного цвета.
Ход игры:
Играем на улице. Воспитатель на асфальте чертит большой круг. В нем чертит круги по меньше таким образом, чтобы они не пересекались и не вкладывались друг в друга. Каждый малый круг это дом определенного зверя: дом медвежат, дом волчат, дом зайчат, дом утят, дом лисят и т. д. Определенному зверю- повязка определенного цвета. Дом человека это большой круг. Воспитатель объявляет: « день». Дети разбегаются. Когда воспитатель объявляет: «ночь», то каждый зверь забегает в свой дом на ночлег. Если кто то ошибся или остался в большом кругу, то его съели. « Съеденые» звери убирают игрушки в конце прогулки.
Противоположность.
Художественно- эстетическое развитие.
36.Д. И. « Определи место герою в круге»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- противоположность»; закрепить знание сказок; развивать логическое мышление, умение анализировать. Развивать речь.
Материал:
Большой круг, две палочки, чуть меньше чем диаметр круга. Набор карточек с изображением героев сказок.
Ход игры:
В круг выкладываются палочки и круг делится на 3 части: левый полукруг, серединка, заключенная между палочек, правый полукруг. Воспитатель выбирает набор карточек с изображением героев сказки. Игроки определяют место героя в круге по принципу: герои противоположной характеристики кладут в левый и правый полукруг соответственно, а нейтральных героев в серединку. Например: сказка « Колобок», лиса- в левый полукруг, колобок- в правый полукруг, а остальных в серединку. Лиса и колобок герои противоположной характеристики.
37. Д И. «Где курочке жить?» ( аппликация)
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- противоположность»; Закрепить умение вырезывать из бумаги, умение пользоваться ножницами; развивать логическое мышление, внимание.
Материал:
Бумага А3 или ватман, ножницы, разноцветные карандаши, клей, раскраски- контуры с изображением курочек N штук.
Ход игры:
Воспитателю сделать заготовку из бумаги: вырезать большой круг и прочертить две хороды, так же как выглядит схема кругов Эйлера -
противоположность. Круг будет служить полянкой для курочек. Игроки должны определить место своей курочке на полянке. Дети садятся за общий большой стол и раскрашивают, а затем вырезывают своих курочек. Белую курочку вклеивают в левом полукруге, черную в правый полукруг, курочки других цветов в серединку.
Познавательное развитие.
38. Д. И. « Определи размер планеты»
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- противоположность»; Закрепит умение сравнивать предметы по величине; развивать логическое мышление, внимание.
Материал:
Большой руг, разделенный двумя хордами по принципу схемы круга Эйлера - противоположность. Карточки с изображением планет.
Ход игры:
Игроки берут карточки с изображением планет и определяют их в круге по принципу: в левый полукруг самую большую планету, в правый полукруг самую маленькую планету. Остальные определяют в серединку.
Вместо планет можно брать любые другие предметы.
39. Д. И. « Найди самое маленькое и самое большое число».
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- противоположность»; закрепить умение сравнивать числа; развивать логическое мышление, внимание.
Материал:
Большой руг, разделенный двумя хордами по принципу схемы круга Эйлера - противоположность. Карточки с изображением чисел.
Ход игры:о
Воспитатель тусует карточки, и отсчитывает 5 карточек. Дети определяют место в круге каждой из выбранных карточек по принципу: самое меньшее число в левый полукруг, самое большое в правый полукруг, а остальные в серединку.
Речевое развитие.
40. Д. И. « Самое короткое и самое длинное словечко»
Цели: : Закрепить понятие « круги Эйлера- противоположность»; развивать фонематический слух; развивать логическое мышление, внимание.
Материал:
Большой руг, разделенный двумя хордами по принципу схемы круга Эйлера - противоположность.
Карточки с предложениями и набор карточек со словами, из которых состоит предложение.
Ход игры:
Воспитатель выбирает карточку с предложением и зачитывает детям. Дети определяют самое короткое слово и кладут карточку с этим словом в левый полукруг. Карточку с самым длинным словом кладут в правый полукруг. Карточки с остальными словами кладут в серединку.
41. Д. И. « Найди противоположное словечко»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- противоположность»; развивать фонематический слух; развивать логическое мышление, внимание.
Материал:
Большой руг, разделенный двумя хордами по принципу схемы круга Эйлера - противоположность. Набор карточек с изображением слов и карточек с изображением слов- антонимов, фишки.
Ход игры:
Воспитатель выбирает карточку и читает слово. Дети поднимают руки и называют антоним названому слову. Воспитатель кладет первую и вторую карточки в правый полукруг и левый соответственно. За правильный ответ получают фишку. У кого собралось больше фишек, тот и выиграл.
Социально- коммуникативное развитие.
42. Д. И. « Найди противоположное»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- противоположность»; закреплять умение сравнивать предметы по размеру, цвету и назначению; развивать логическое мышление, внимание.
Материал:
Большой руг, разделенный двумя хордами по принципу схемы кругов Эйлера - противоположность. Набор карточек с изображением разных предметов, которые используют в быту. Набор карточек с изображением предметов, которые используют в быту, противоположные по размеру, цвету, назначению.
Ход игры:
На стол выкладываются все карточки и большой круг, разделенный двумя хордами на три части. Игрок распределяет карточки в правый и левый полукруги по принципу: противоположности в правый и левый полукруги соответственно.
Физическое развитие.
43.П. И. « Сделай противоположное движение»
Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- противоположность»; развивать логическое мышление, внимание.
Материал: мел.
Ход игры:
На асфальте нарисовать большой круг и разделить его двумя хордами по принципу схемы кругов Эйлера- противоположность. В левый и правый полукруги становятся два игрока. По очереди один показывает движение, а другой показывает противоположное. Например: руки вверх- руки вниз. Если игрок ошибается, то его заменяет другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников – Круги Эйлера
Презентация опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников –Круги Эйлера...
Презентация опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников – Круги Эйлера
Презентация опыта по применению современного развивающего дидактического материала по формированию сенсорных и элементарных метаматематических представлений у воспитанников –Круги Эйлера...
Круги Эйлера дидактическая игра "Раскрась так же"
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера- совпадение».Закрепить знание названий цветов; учить детей отбирать одинаковые цвета, развивать внимание и логическое мышление....
Картотека дидактических игр "В кругу семьи", для детей дошкольного возраста
Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье....
Дидактическое пособие "Круги Эйлера"
Круги ЭйлераЦель: формировать у детей умение сравнивать, сопоставлять, группировать - классифицировать множества по двум или нескольким свойствам, обобщать, делать выводы и умозаключения, т.е. строить...
Картотека дидактических игр "В кругу семьи", для детей дошкольного возраста
Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье....
Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".
Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...