семинар-практикум: "Трудности и возможности педагогов после карантина"
консультация
Сценарий семинара-практикума
СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ПОСЛЕ КАРАНТИНА: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Упражнение «Я сегодня»
Педагог-психолог: Здравствуйте, коллеги! Я рада вас видеть в стенах детского сада. В этом году наше возвращение в рабочий процесс отличается от того, как мы обычно начинаем новый учебный год. Ситуация, в которой мы закончили предыдущий год, была нетипичной и непредсказуемой, мы встретились со сложностями, с которыми не сталкивались раньше. Дистанционная работа, непривычные технологии, длительное пребывание дома, страхи в связи с пандемией сменились ситуацией, в которой дети начали быстро возвращаться в детский сад – и все это сопровождалось неопределенностью в понимании того, что будет дальше. Сегодня на семинаре-практикуме мы попробуем осознать наше отношение к текущей ситуации и найти в ней ресурсы для дальнейшей продуктивной работы. Прежде чем мы начнем, я прошу вас назвать от одного до трех чувств, с которыми вы сегодня присутствуете на занятии.
Педагоги по кругу делятся своими чувствами.
Беседа «Сложности самоизоляции»
Педагог-психолог: Давайте поговорим о том, что для вас было сложным или непривычным во время пандемии. У вас есть идеи? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.) Правильно, во-первых, трудным был сам переход
на удаленную работу. Мы привыкли к деятельности, которая связана с непосредственным живым общением с детьми, родителями, коллегами. А во время самоизоляции нам пришлось выстраивать общение с воспитанниками и друг с другом по-новому. Какие еще сложности вы можете вспомнить? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.) Верно, для многих из нас было сложно оперативно освоить инструменты дистанционных технологий. Мы научились пользоваться мессенджерами, социальными сетями и совершенно новыми для нас платформами, чтобы проводить занятия с детьми, собрания и совещания онлайн. Что еще? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.)
Сложной оказалась необходимость справляться со своими эмоциональными переживаниями в этот период – своей тревогой, страхом, другими эмоциями. И это нормально. Обязанность соблюдать условия самоизоляции сказывается даже на самых стойких и эмоционально стабильных людях. Причины нашей тревоги, а также других эмоционально окрашенных реакций в связи с пандемией могут быть разными. Однако тот факт, что подобные переживания встречались у людей повсеместно, игнорировать невозможно. Вспомните, ведь нам приходилась не только справляться с собственной тревогой, но и «гасить» реакции родителей воспитанников.
Упражнение «Мой опыт»
Педагог-психолог: Давайте определим чувства, которые у нас вызывали месяцы пандемии, и сделаем это с помощью визуальных образов. Перед вами – набор метафорических карт с необычными картинками, с которыми вы можете ассоциировать свои чувства и эмоции.
Я прошу вас выбрать одну или несколько метафорических карт, которые будут отражать ваш опыт проживания в условиях самоизоляции.
Педагоги выбирают по карте и рассказывают группе, почему они выбрали именно эти карты. Можно использовать несколько наборов метафорических карт.
Беседа «Как вернуться к работе»
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю поговорить о том, как возвращаться к работе после перерыва. Это простые советы, но иногда следует напоминать себе о них, ведь они действительно работают. Воспользуйтесь ими, чтобы снизить стресс от смены обстановки. Во-первых, старайтесь высыпаться. Даже если ночь была бессонной, поспите днем, а вечером отправляйтесь спать раньше обычного. Старайтесь выполнять всю работу на работе.
Также учитесь просить о помощи близких. Не бойтесь вежливо просить и напоминать. Если вы сильно устаете, делегируйте домашние дела родным. Восполняйте собственный ресурс – он не безграничен. Занимайтесь в свободное время тем, что вам нравится, а не только работой и домашними обязанностями. Будет хорошей идеей давать себе небольшую физическую нагрузку – она позволит выплеснуть негативные эмоции. Старайтесь питаться более или менее здоровой едой. Но помните, что в стрессовые периоды не следует изнурять себя диетами. Важный совет – дайте себе возможность исправить ошибку, не вгоняя себя в чувство вины, когда что-то идет не так. И, наконец, обращайтесь за помощью к специалисту, если возникают непредвиденные сложности.
Упражнение «Сложное чувство»
Педагог-психолог: Коллеги, давайте выполним еще одно упражнение. Подумайте, есть ли у вас какое-то чувство, из-за которого вам сложнее, чем обычно, начать работать? Возможно, что-то вам мешает вернуться к прежнему образу жизни и в других областях – подумайте и об этом. Не называйте это чувство, а попробуйте его представить перед глазами так, как будто оно – предмет. Какой формы это чувство? Какого оно цвета? Какое оно на ощупь, какая у него консистенция? Какая у него температура? Кто-то хочет высказаться?
Педагоги по желанию отвечают на вопросы вслух. После этого педагог-психолог просит их подумать, каким реальным предметом могло бы быть это чувство. Если позволяет время, он предлагает изобразить этот предмет на бумаге и смять рисунок, порвать, выбросить. Если времени немного, можно попросить педагогов мысленно уничтожить этот предмет – и по желанию нарисовать и уничтожить его дома, самостоятельно.
Беседа «Тревога и способы с ней справиться»
Педагог-психолог: Сейчас многие из нас могут испытывать тревогу по поводу нового учебного года. Давайте поговорим об этом переживании. Тревога – это очень сильное эмоциональное состояние, с которым непросто справиться. Оно сопровождает нас по жизни. Как вы думаете, зачем нам тревога? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.) Эволюционно – она, как механизм, очень нужна. Тревога помогает нам подстраховываться и просчитывать результаты действий. По сути, тревога при ее нормальном,
допустимом уровне помогает нам планировать свое будущее. Но если тревога зашкаливает, то мы начинаем функционировать неадекватно – суетимся или, наоборот, впадаем в ступор, чувствуем нарастающий дискомфорт. Есть техники, которые помогают справиться с тревогой, и о некоторых из них я сейчас расскажу. Их можно выполнять по отдельности, а можно подряд. Для этого выделите для них вечер и немного побудьте наедине с собой.
Когда вы сильно о чем-то тревожитесь, попробуйте проанализировать свои ощущения. Составьте два списка: «чем мне мешает моя тревога» и «чем мне помогает моя тревога». Запишите как можно больше пунктов. Перечитайте свои списки и подумайте, что для вас открывается в этих списках, есть ли в них что-то, что вас удивляет. Подумайте о том, что такое для вас «опасность». Запишите все, чего вы опасаетесь. Подумайте о том, почему то, чего вы опасаетесь, не должно случиться с вами. Абсолютно нормально чувствовать опасность, даже если ее нет в реальности, особенно, когда у вас есть травматичный опыт. Подумайте, насколько часто на самом деле с вами происходят действительно опасные события, какова их вероятность.
Тревоги и страхи часто иррациональны. По сути, мозгу все равно, опасаться реальной опасности или воображаемой. Поэтому хороший способ справиться с тревогой – обратиться к статистике и здравому смыслу. Составьте табличку с графами: «чего я тревожусь», «какова вероятность этого события в реальности», «есть ли кто-то из моих близких, кто не тревожится об этом, и почему», «причина иррациональности моей тревоги».
Парадоксальная и эффективная техника работы с тревогой состоит в том, чтобы потревожиться, но ограниченное время. Чтобы ее применить, сначала выпишите на лист бумаги все, что вас тревожит. Перечитайте. Потом напишите все чувства и эмоции, помимо тревоги, которые вызывают у вас эти записи. Стремитесь прочувствовать все, что вы написали, но будьте бережны к себе и старайтесь отслеживать свое состояние: если вам становится совсем не по себе, отложите задание. Выбирайте приемлемый для себя уровень дискомфорта. Включите таймер и засеките десять минут. В течение этого времени думайте о своей тревоге, ощущайте ее. Когда время закончится, постарайтесь переключиться. Потом, в течение дня, если вас будет «накрывать» состояние тревоги, думайте о том, что вы сегодня уже тревожились в течение десяти минут, и этого достаточно. Держите в голове мысль, что вряд ли вы поможете себе и разрешите ситуацию, если будете тревожиться более длительное время.
Педагог-психолог раздает педагогам шпаргалки.
Упражнение «Круговая техника»
Педагог-психолог: Дорогие коллеги, сейчас мы попробуем понять, какие ресурсы у нас есть для того, чтобы чувствовать себя на работе комфортно, и каких целей мы хотим достичь. Посмотрите, на ватмане нарисованы две окружности. Давайте заполним их. Пусть во внутренней окружности каждый напишет что-то, что помогает ему в работе, в том числе что-то, что уже сделано, общие и личные достижения. Это – ресурсы педагогического коллектива. Во внешней окружно-
сти напишите индивидуальные и коллективные цели. Они могут касаться как работы, так и личного развития или взаимодействия с коллегами.
Педагоги вписывают свои ресурсы и цели в окружности, а педагог-психолог контролирует, чтобы каждый обязательно вписал что-то от себя. После этого он резюмирует, что получилось, и инициирует обсуждение, как можно добиться целей во внешнем круге с помощью ресурсов во внутреннем.
Упражнение «Мандала спокойствия»
Педагог-психолог: Теперь мы знаем немножко больше о том, чего мы хотим и можем достичь на работе. А сейчас давайте нарисуем мандалу и постараемся наполнить ее спокойствием, равновесием и гармонией. Нарисуйте внутри круга узоры, которые будут ассоциироваться у вас с состоянием гармонии и уравновешенности, заполните мандалу соответствующими орнаментами и цветами. Пусть эта мандала будет символом того, как мы помогаем себе принимать изменения в рабочем процессе и личной жизни.
Педагог-психолог включает расслабляющую музыку или звуки природы, дает педагогам ватман с кругом внутри и изобразительные средства – карандаши, мелки, краски, ручки, линеры. Если педагоги испытывают затруднения и им сложно начать, он показывает педагогам образцы других мандал в спокойных тонах и предлагает воспользоваться идеями. Педагоги вместе рисуют мандалу. Когда они заканчивают, педагог-психолог резюмирует процесс рисования и просит педагогов поделиться своими чувствами и эмоциями. Педагоги дают ему обратную связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_trudnosti_i_vozmozhnosti_pedagogov_1.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий семинара-практикума
СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ПОСЛЕ КАРАНТИНА: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Упражнение «Я сегодня»
Педагог-психолог: Здравствуйте, коллеги! Я рада вас видеть в стенах детского сада. В этом году наше возвращение в рабочий процесс отличается от того, как мы обычно начинаем новый учебный год. Ситуация, в которой мы закончили предыдущий год, была нетипичной и непредсказуемой, мы встретились со сложностями, с которыми не сталкивались раньше. Дистанционная работа, непривычные технологии, длительное пребывание дома, страхи в связи с пандемией сменились ситуацией, в которой дети начали быстро возвращаться в детский сад – и все это сопровождалось неопределенностью в понимании того, что будет дальше. Сегодня на семинаре-практикуме мы попробуем осознать наше отношение к текущей ситуации и найти в ней ресурсы для дальнейшей продуктивной работы. Прежде чем мы начнем, я прошу вас назвать от одного до трех чувств, с которыми вы сегодня присутствуете на занятии.
Педагоги по кругу делятся своими чувствами.
Беседа «Сложности самоизоляции»
Педагог-психолог: Давайте поговорим о том, что для вас было сложным или непривычным во время пандемии. У вас есть идеи? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.) Правильно, во-первых, трудным был сам переход
на удаленную работу. Мы привыкли к деятельности, которая связана с непосредственным живым общением с детьми, родителями, коллегами. А во время самоизоляции нам пришлось выстраивать общение с воспитанниками и друг с другом по-новому. Какие еще сложности вы можете вспомнить? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.) Верно, для многих из нас было сложно оперативно освоить инструменты дистанционных технологий. Мы научились пользоваться мессенджерами, социальными сетями и совершенно новыми для нас платформами, чтобы проводить занятия с детьми, собрания и совещания онлайн. Что еще? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.)
Сложной оказалась необходимость справляться со своими эмоциональными переживаниями в этот период – своей тревогой, страхом, другими эмоциями. И это нормально. Обязанность соблюдать условия самоизоляции сказывается даже на самых стойких и эмоционально стабильных людях. Причины нашей тревоги, а также других эмоционально окрашенных реакций в связи с пандемией могут быть разными. Однако тот факт, что подобные переживания встречались у людей повсеместно, игнорировать невозможно. Вспомните, ведь нам приходилась не только справляться с собственной тревогой, но и «гасить» реакции родителей воспитанников.
Упражнение «Мой опыт»
Педагог-психолог: Давайте определим чувства, которые у нас вызывали месяцы пандемии, и сделаем это с помощью визуальных образов. Перед вами – набор метафорических карт с необычными картинками, с которыми вы можете ассоциировать свои чувства и эмоции.
Я прошу вас выбрать одну или несколько метафорических карт, которые будут отражать ваш опыт проживания в условиях самоизоляции.
Педагоги выбирают по карте и рассказывают группе, почему они выбрали именно эти карты. Можно использовать несколько наборов метафорических карт.
Беседа «Как вернуться к работе»
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю поговорить о том, как возвращаться к работе после перерыва. Это простые советы, но иногда следует напоминать себе о них, ведь они действительно работают. Воспользуйтесь ими, чтобы снизить стресс от смены обстановки. Во-первых, старайтесь высыпаться. Даже если ночь была бессонной, поспите днем, а вечером отправляйтесь спать раньше обычного. Старайтесь выполнять всю работу на работе.
Также учитесь просить о помощи близких. Не бойтесь вежливо просить и напоминать. Если вы сильно устаете, делегируйте домашние дела родным. Восполняйте собственный ресурс – он не безграничен. Занимайтесь в свободное время тем, что вам нравится, а не только работой и домашними обязанностями. Будет хорошей идеей давать себе небольшую физическую нагрузку – она позволит выплеснуть негативные эмоции. Старайтесь питаться более или менее здоровой едой. Но помните, что в стрессовые периоды не следует изнурять себя диетами. Важный совет – дайте себе возможность исправить ошибку, не вгоняя себя в чувство вины, когда что-то идет не так. И, наконец, обращайтесь за помощью к специалисту, если возникают непредвиденные сложности.
Упражнение «Сложное чувство»
Педагог-психолог: Коллеги, давайте выполним еще одно упражнение. Подумайте, есть ли у вас какое-то чувство, из-за которого вам сложнее, чем обычно, начать работать? Возможно, что-то вам мешает вернуться к прежнему образу жизни и в других областях – подумайте и об этом. Не называйте это чувство, а попробуйте его представить перед глазами так, как будто оно – предмет. Какой формы это чувство? Какого оно цвета? Какое оно на ощупь, какая у него консистенция? Какая у него температура? Кто-то хочет высказаться?
Педагоги по желанию отвечают на вопросы вслух. После этого педагог-психолог просит их подумать, каким реальным предметом могло бы быть это чувство. Если позволяет время, он предлагает изобразить этот предмет на бумаге и смять рисунок, порвать, выбросить. Если времени немного, можно попросить педагогов мысленно уничтожить этот предмет – и по желанию нарисовать и уничтожить его дома, самостоятельно.
Беседа «Тревога и способы с ней справиться»
Педагог-психолог: Сейчас многие из нас могут испытывать тревогу по поводу нового учебного года. Давайте поговорим об этом переживании. Тревога – это очень сильное эмоциональное состояние, с которым непросто справиться. Оно сопровождает нас по жизни. Как вы думаете, зачем нам тревога? (Педагоги предлагают свои варианты ответов.) Эволюционно – она, как механизм, очень нужна. Тревога помогает нам подстраховываться и просчитывать результаты действий. По сути, тревога при ее нормальном,
допустимом уровне помогает нам планировать свое будущее. Но если тревога зашкаливает, то мы начинаем функционировать неадекватно – суетимся или, наоборот, впадаем в ступор, чувствуем нарастающий дискомфорт. Есть техники, которые помогают справиться с тревогой, и о некоторых из них я сейчас расскажу. Их можно выполнять по отдельности, а можно подряд. Для этого выделите для них вечер и немного побудьте наедине с собой.
Когда вы сильно о чем-то тревожитесь, попробуйте проанализировать свои ощущения. Составьте два списка: «чем мне мешает моя тревога» и «чем мне помогает моя тревога». Запишите как можно больше пунктов. Перечитайте свои списки и подумайте, что для вас открывается в этих списках, есть ли в них что-то, что вас удивляет. Подумайте о том, что такое для вас «опасность». Запишите все, чего вы опасаетесь. Подумайте о том, почему то, чего вы опасаетесь, не должно случиться с вами. Абсолютно нормально чувствовать опасность, даже если ее нет в реальности, особенно, когда у вас есть травматичный опыт. Подумайте, насколько часто на самом деле с вами происходят действительно опасные события, какова их вероятность.
Тревоги и страхи часто иррациональны. По сути, мозгу все равно, опасаться реальной опасности или воображаемой. Поэтому хороший способ справиться с тревогой – обратиться к статистике и здравому смыслу. Составьте табличку с графами: «чего я тревожусь», «какова вероятность этого события в реальности», «есть ли кто-то из моих близких, кто не тревожится об этом, и почему», «причина иррациональности моей тревоги».
Парадоксальная и эффективная техника работы с тревогой состоит в том, чтобы потревожиться, но ограниченное время. Чтобы ее применить, сначала выпишите на лист бумаги все, что вас тревожит. Перечитайте. Потом напишите все чувства и эмоции, помимо тревоги, которые вызывают у вас эти записи. Стремитесь прочувствовать все, что вы написали, но будьте бережны к себе и старайтесь отслеживать свое состояние: если вам становится совсем не по себе, отложите задание. Выбирайте приемлемый для себя уровень дискомфорта. Включите таймер и засеките десять минут. В течение этого времени думайте о своей тревоге, ощущайте ее. Когда время закончится, постарайтесь переключиться. Потом, в течение дня, если вас будет «накрывать» состояние тревоги, думайте о том, что вы сегодня уже тревожились в течение десяти минут, и этого достаточно. Держите в голове мысль, что вряд ли вы поможете себе и разрешите ситуацию, если будете тревожиться более длительное время.
Педагог-психолог раздает педагогам шпаргалки.
Упражнение «Круговая техника»
Педагог-психолог: Дорогие коллеги, сейчас мы попробуем понять, какие ресурсы у нас есть для того, чтобы чувствовать себя на работе комфортно, и каких целей мы хотим достичь. Посмотрите, на ватмане нарисованы две окружности. Давайте заполним их. Пусть во внутренней окружности каждый напишет что-то, что помогает ему в работе, в том числе что-то, что уже сделано, общие и личные достижения. Это – ресурсы педагогического коллектива. Во внешней окружно-
сти напишите индивидуальные и коллективные цели. Они могут касаться как работы, так и личного развития или взаимодействия с коллегами.
Педагоги вписывают свои ресурсы и цели в окружности, а педагог-психолог контролирует, чтобы каждый обязательно вписал что-то от себя. После этого он резюмирует, что получилось, и инициирует обсуждение, как можно добиться целей во внешнем круге с помощью ресурсов во внутреннем.
Упражнение «Мандала спокойствия»
Педагог-психолог: Теперь мы знаем немножко больше о том, чего мы хотим и можем достичь на работе. А сейчас давайте нарисуем мандалу и постараемся наполнить ее спокойствием, равновесием и гармонией. Нарисуйте внутри круга узоры, которые будут ассоциироваться у вас с состоянием гармонии и уравновешенности, заполните мандалу соответствующими орнаментами и цветами. Пусть эта мандала будет символом того, как мы помогаем себе принимать изменения в рабочем процессе и личной жизни.
Педагог-психолог включает расслабляющую музыку или звуки природы, дает педагогам ватман с кругом внутри и изобразительные средства – карандаши, мелки, краски, ручки, линеры. Если педагоги испытывают затруднения и им сложно начать, он показывает педагогам образцы других мандал в спокойных тонах и предлагает воспользоваться идеями. Педагоги вместе рисуют мандалу. Когда они заканчивают, педагог-психолог резюмирует процесс рисования и просит педагогов поделиться своими чувствами и эмоциями. Педагоги дают ему обратную связь.
С. из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Трудности «трудного ребенка»»
Семинар - практикум проблемной группы специалистов социально-реабилитационного центра...
Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».
Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....
В ДЕТСКИЙ САД ПОСЛЕ КАРАНТИНА⠀ ⠀
В ДЕТСКИЙ САД ПОСЛЕ КАРАНТИНА⠀⠀...
О ТОМ, КАК БЕЗОПАСНО «ВЕРНУТЬ» ДЕТЕЙ В САДИК ПОСЛЕ КАРАНТИНА
О ТОМ, КАК БЕЗОПАСНО «ВЕРНУТЬ» ДЕТЕЙ В САДИК ПОСЛЕ КАРАНТИНА...
«Адаптация детей в ДОУ после карантина»
laquo;Адаптация детей в ДОУ после карантина»...
«Адаптация детей в ДОУ после карантина» (консультация для воспитателей)
laquo;Адаптация детей в ДОУ после карантина»...
СЦЕНАРИЙ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ПОСЛЕ КАРАНТИНА: ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Упражнение «Я сегодня».Педагог - психолог: Здравствуйте, коллеги! Я рада вас видеть в стенах детского сада. В эт...