Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в контексте ФГОС ДО»
учебно-методический материал

Галушина Надежда Михайловна

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в контексте ФГОС ДО»

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Подготовка к семинару-практикуму:

• Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде - старший воспитатель

• Оформление зала к семинару-практикуму – старший воспитатель.

(2 столика для двух команд, где поставлено равное количество стульев, имеется название команды «Эрудит» - «Мыслитель»).

План семинара - практикума

1. Вступительное слово заведующего МБДОУ

2. Презентация «Создание предметно развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

3. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

4. Рекомендации

Ход семинара – практикума

Педагоги выбирают места за столиками, не зная, что создают команду единомышленников.  Выбирается капитан команды.

Слайд 1

1. Вступительное слово заведующей  МБДОУ Лукьяной Л.В.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

2. Презентация «Создание предметно развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

     

 Слайд 2

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

     Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ.

     

Слайд 3

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Слайд 4

Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям:

  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

  • Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.);
  • Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  • Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность и свободный доступ к играм,игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  • Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 5

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Слайд 6

Обязательными  предметами   являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это  развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Слайд 7

    Необходимы материалы,  учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь   в  группе  большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Слайд 8

     В подготовительных к школе группах необходимо иметь  различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

      Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Слайд 9

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

 

Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки».

К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое – значит хорошее».

Слайд 10

Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения:

  1. выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную, многофункциональную среду;

  1. материалы должны подбирать сбалансировано.

3.Деловая игра «Мы играя проверяем, что умеем и что знаем»

Слайд 11

1 задание «Разминка»

1 команда:

Вопрос: Какие принципы в построении среды учитываются?

Ответ: Принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

2 команда:

Вопрос: Как вы понимаете полифункциональность и трансформативность?

Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно- развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

Слайд 12

2 задание

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

1 команда. Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

3 команда. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Слайд 13

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

3 задание.

Слад 14

Командам надо написать перечень центров активности в рамках группового пространства.

Старший воспитатель подводит итог

Слайд 15

  • центр Игры - куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, и др.;

Слайд 16

  • центр Сенсорного развития (для детей ясельного возраста) - мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи;

Слайд 17

  • центр Театрализации - наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, смитеатральные атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизации, а также материал для изготовления сценической одежды;

Слайд 18

  • центр Конструирования - мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, имеются разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей), мозаики, танграмы, разрезные картинки, бросовый и природный материал для художественного конструирования;

Слайд 19

  • центр Спортивный - игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки, мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды;

Слайд 20

  • центр  Математического  развития  (для  детей  дошкольного  возраста)  - демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развития представлений о величине предметов и их форме, для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.), материал для развития пространственных представлений (стенды, доски со схемами и др.) и временных представлений (календари, часы песочные, солнечные, с циферблатом и др.);

Слайд 21

  • центр ИЗО - листы бумаги и альбомы, кисти, краски, баночки для воды, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, природный и бросовый материал и др.;

Слайд 22

  • центр Музыки - игрушечные музыкальные инструменты, магнитофон с дисками детских песенок;

Слайд 23

  • центр  Развития  речи  -  художественная  литература,  иллюстрации,  детские журналы;

Слайд 24

  • центр Песка и воды – стол с отверстиями, в которые вставляются тазики в одном – песок, в другом - вода;

Слайд 25

  • центр Природы - наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры, гербарий и пр.).

Слайд 26

  • центр Экспериментирования;

Слайд 27

  • центр Дидактической игры - лото, домино;

Слайд 28

  • центр Книги - художественная литература, иллюстрации.

Подведение итогов игры.

Слайд 29

4. Рекомендации (раздать)

Что должен знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении,  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной  сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Развивающая предметно – пространственная  среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Ведущая - Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС ДО"

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения в связи с изменениями, происходящими в дошкольном образовании....

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Семинар - практикум «Создание предметно-пространственной речевой среды в ДОУ»

Создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей речевому развитию дошкольников...

Семинар-практикум «Организация предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС ДО»

Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образованияЗадачи:- повышение профессиональной компетент...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....