Программа «Мир Доброты и Вежливости»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дошкольная разновозрастная группа (детский сад «Сказка»)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Агибаловская СШ»
Программа кружковой работы
в старшей подгруппе по социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию
«Мир Доброты и Вежливости»
в разновозрастной группе «Сказка»
на 2019-2020 учебный год
Разработчик: Янковская Анастасия Александровна
д.Агибалово
2019г.
К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Сущность доброты – способность сопереживать. Начинать «уроки доброты» надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет.
Данная программа составлена на основе:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014г).
- Баринова Е.В. «Уроки Вежливости и Доброты», Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Бобнева М.И «Социальные нормы и регуляция поведения», М., 2009
- Буре С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», М., 2010
- Богучлавская Е., Купина М.А. «Весёлый этикет» Екатеринбург., 1997
- Кузнецова Л.В.Формирование нравственного здоровья дошкольников» М., 2009
- Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» Ростов-на-Дону 2005
Цель: способствовать психическому и личностному росту детей, развивать навыки социального поведения.
Задачи:
-формировать у воспитанников ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;
- развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела;
- формировать у детей нравственные понятия: доброта, отзывчивость, вежливость;
- воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;
- учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;
- учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
- учить достойно, признавать свою неправоту в суждениях и поступках.
- воспитывать уважение к родителям, товарищам.
Направления работы:
1. Развитие социально-коммуникативных качеств
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
Форма работы:
Подгрупповые игровые сеансы в старшей подгруппе 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут в течение 6-7 месяцев.
Критерием эффективности проводимой работы может служить:
-исчезновение в поведении детей агрессивных тенденций и появление доброжелательности:
- преобладание положительных эмоций;
-способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);
- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
-рассказ;
-беседа;
-объяснение;
-чтение художественной литературы, художественное слово;
-образное слово (стихи, загадки, пословицы);
-поощрение;
-анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Содержание программы.
В данной программе на примере занятий раскрываются основные правила общения людей, нормы поведения, которые помогают человеку в самых разнообразных ситуациях. В программе отражены следующие разделы:
Культурно-речевое общение (знакомство с вежливыми словами);
Дружба (учим детей дружить);
Гостеприимство и застольный этикет (учимся быть гостем и принимать гостей).
Каждое занятие разработано по принципу сценария с определенной сюжетной завязкой. На протяжении всей программы на занятиях живут и действуют основные герои: феи Добра и Зла (бумажные куклы), мальчик Вихрастик (бумажная кукла-мальчик четырёх видов). Они задают сюжет каждому занятию, привлекают других персонажей. Вихрастик вместе с детьми взрослеет, умнеет и изменяется внешне. Вместе с ним дети читают сказки, учат множество стихотворений, просматривают тематические мультфильмы, путешествуют, решают проблемные ситуации, разворачивают сюжетно-ролевые игры.
На каждом занятии идут рассуждения о Добре и Зле, об отношении к себе, к людям, к миру в целом. Каждый урок пропитан основными «правилами человечности»:
- Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.
- Чего в других не любишь, того и сам не делай.
С самых первых занятий дети познают секрет мира Вежливости и Доброты. В этом мире нет ничего обычного. Всё вокруг загадочное, таинственное, достойное бережного отношения, уважения и восхищения. В течении 20 минут 2-3 физкультурные паузы (физминутки, подвижные игры).
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
План кружковой работы может использоваться ежегодно, содержание игровых сеансов может варьироваться в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, запроса педагогов, степени сформированности социально-нравственных качеств воспитанников.
Содержание разделов программы «Ми Доброты и Вежливости»
№ | Месяц | Наименование раздела | Кол-во занятий |
1 | Сентябрь-Декабрь | Культурно-речевое общение | 15 |
2 | Декабрь- Февраль | Дружба | 6 |
3 | Февраль-Апрель | Гостеприимство и застольный этикет | 8 |
Количество занятий по программе | 29 |
План кружковой работы
№ п/п | Тема | Месяц проведения |
1 | Правила приветствия | 1-я неделя сентября |
2 | Приветственные слова и обороты | 2-я неделя сентября |
3 | С кем надо здороваться? | 3-я неделя сентября |
4 | Приветственные жесты | 4-я неделя сентября |
5 | В чем проявляется Доброта? | 1-я неделя октября |
6 | Здравствуй, Вихрастик! | 2-я неделя октября |
7 | Проделки феи Зла | 3-я неделя октября |
8 | Поговорим о вежливости | 4-я неделя октября |
9 | Вежливость и Доброта – две сестры | 1-я неделя ноября |
10 | Умей прощать и извиняться | 2-я неделя ноября |
11 | Своё «спасибо» не жалей, а от других не требуй | 3-я неделя ноября |
12 | Мы любим слово «ПОЖАЛУЙСТА» | 4-я неделя ноября |
13 | Когда «пожалуйста» не работает | 1-я неделя декабря |
14 | Учимся правильно прощаться | 2-я неделя декабря |
15 | Прощание с копилкой вежливых слов | 3-я неделя декабря |
16 | Учимся ценить друг друга | 4-я неделя декабря |
17 | Счастье дружбы | 3-я неделя января |
18 | Друга ищи, а найдешь - береги | 4-я неделя января |
19 | Что мешает нам дружить? | 1-я неделя февраля |
20 | С кем хотел бы ты дружить? | 2-я неделя февраля |
21 | Только трусы с глупышами спор решаю кулаками | 3-я неделя февраля |
22 | Куклы в гостях у Вики | 4-я неделя февраля |
23 | Правила вежливости поведения в гостях | 2-я неделя марта |
24 | Дети в гостях у Вики | 3-я неделя марта |
25 | Чаепитие у Вики | 4-я неделя марта |
26 | Сервируем стол к чаю | 1-я неделя апреля |
27 | Сервировка стола к обеду | 2-я неделя апреля |
28 | Манеры поведения за столом | 3-я неделя апреля |
29 | Если ты хозяин | 4-я неделя апреля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник доброты и вежливости
Комплексное занятие для детей старшей группы...
Вечер досуга "Праздник доброты и вежливости"
Методическая разработка для проведения досуга....
ДОБРОТА И ВЕЖЛИВОСТЬ
Познавательное занятие в старшей группе“Доброта и вежливость”...
ОД «Доброта и вежливость- залог дружбы»
Конспект...
"ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА О ДОБРОТЕ И ВЕЖЛИВОСТИ"
Доброе утро!Доброе утро - солнцу и птицам,Доброе утро улыбчивым лицам,И каждый становится, добрый, доверчивым.Пусть доброе утро длится до вечера! Стихи о вежливостиМы все научились ко...
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Мир Доброты И Вежливости»
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Мир Доброты И Вежливости»...
Доброта и вежливость-день спонтанного проявления доброты
Доброта и вежливость-день спонтанного проявления доброты...