Проектная работа "Мир профессий глазами детей»
проект (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Новошешмиская начальная школа-детский сад»
Номинация: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Проектная работа
«Лучший проект профориентационной работы в детском саду»
Тема: «Мир профессий глазами детей»
Воспитатель: Хисматуллина А.А.
2019 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...2
Основная часть…………………………………………………………………….........3
Особенности проекта и условия его реализации……………………………………..4
Сроки и этапы реализации проекта………………………………………….………..4
Участники проекта……………………………………………………………………..5
Управление проектом ранней профориентации……………………………………...5
Организация развивающей предметно – пространственной среды………………...6
Методическое обеспечение проекта…………………………………………………..7
Формы организации образовательной деятельности ………………………………..8
Прогнозируемые результаты ………………………………………………………....9
Заключение…………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы ……………………………………………….14
Введение
Одной из задач современного дошкольного образования является развитие ребенка, открывающее возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с разновозрастным сообществом и соответствующим возрасту видам деятельности.
Тема проекта: «Мир профессии глазами детей»
Актуальность проекта: Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.
Проблема: При организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста возникает ряд противоречий, требующих поиска инновационных форм и методов работы:
- с одной стороны отмечается потребность общества, социума и производственной сферы в специалистах с развитым профессиональным отношением, мышлением, с другой стороны используются программы подготовки преимущественно обучающихся старших классов общеобразовательной школы;
- в современной педагогической практике сложилось противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ еѐ проектирования и средств реализации;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_professii.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОШЕШМИСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
Номинация: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Проектная работа
«Лучший проект профориентационной работы в детском саду»
Тема: «Мир профессий глазами детей»
Воспитатель: Хисматуллина А.А.
2019 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...2
Основная часть…………………………………………………………………….........3
Особенности проекта и условия его реализации……………………………………..4
Сроки и этапы реализации проекта………………………………………….………..4
Участники проекта……………………………………………………………………..5
Управление проектом ранней профориентации……………………………………...5
Организация развивающей предметно – пространственной среды………………...6
Методическое обеспечение проекта…………………………………………………..7
Формы организации образовательной деятельности ………………………………..8
Прогнозируемые результаты ………………………………………………………....9
Заключение…………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы ……………………………………………….14
Введение
Одной из задач современного дошкольного образования является развитие ребенка, открывающее возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с разновозрастным сообществом и соответствующим возрасту видам деятельности.
Тема проекта: «Мир профессии глазами детей»
Актуальность проекта: Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.
Проблема: При организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста возникает ряд противоречий, требующих поиска инновационных форм и методов работы:
- с одной стороны отмечается потребность общества, социума и производственной сферы в специалистах с развитым профессиональным отношением, мышлением, с другой стороны используются программы подготовки преимущественно обучающихся старших классов общеобразовательной школы;
- в современной педагогической практике сложилось противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ еѐ проектирования и средств реализации;
- с одной стороны работники нацелены на реализацию образовательных задач в процессе социального партнерства с семьями обучающихся, с другой стороны используются, как правило, формально организованные формы взаимодействия.
Данные противоречия определяют необходимость поиска вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающих создание условий для ранней профориентационной работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с разновозрастными сообществами и соответствующих возрасту видами деятельности.
Таким образом, вышеизложенное еще раз подчеркивает значимость создания условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста и является концептуальным обоснованием необходимости проекта по организации РППС «Мир профессий глазами детей» в процессе сетевого взаимодействия и социального партнерства.
Основная часть
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитие личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.
Цель: создание условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством РППС в процессе социального партнёрства и взаимодействия с родителями.
Задачи:
- создать условия для самостоятельной активности детей в РППС «Мир профессий глазами детей»;
- обеспечить социальное партнерство детей и взрослых как полноценных участников РППС «Мир профессий глазами детей»;
- обеспечить разнообразие содержания и организационных форм образовательной среды.
Особенности проекта и условия его реализации
Отличительные особенности проекта
Данный проект:
- обеспечивает создание РППС «Мир профессии глазами детей» ДОУ;
- содействует развитию ранней профориентационной работы в ДОУ;
- развивает коммуникативные навыки, формирует понимание норм и правил общественного поведения.
Проект ранней профориентации дошкольников «Мир профессии глазами детей» учитывает профессии родителей и профессии жителей района, профессии будущего: ведущими промышленными отраслями района являются торговля, фермерское производство, колбасный цех;
- востребованность высококвалифицированных рабочих профессий, работающих на высокотехнологичном оборудовании;
- ценность семейных династий и традиции семей.
Сроки и этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь).
- Определение концепции проекта
- Разработка методического сопровождения проекта
- Организационные мероприятия по подготовке реализации проекта
- Организационный (формирующий) этап (октябрь-апрель).
- Реализация последовательных этапов проекта
- Организация деятельности «Мир профессии глазами детей»
- Применение современных технологий, обеспечивающих успешность проекта
- Итоговый (обобщающий) этап (май):
- Подведение анализа эффективности реализации проекта
- Определение дальнейших перспектив по данному направлению.
Участники проекта
Участниками проекта являются дети средней, старшей и подготовительной групп ДОУ, их родители (законные представители), администрация и работники ДОУ.
Управление проектом ранней профориентации
Реализация проекта планируется по следующим направлениям:
- Создание технологических и диагностических основ образовательной деятельности Детского сада по реализации проекта ранней профориентации.
- Внедрение педагогической системы развития через использование современных образовательных технологий, повышающих качество дошкольного образования, ориентированных на формирование ключевых компетенций детей дошкольного возраста.
- Использование новых форм и методов работы, обеспечивающих создание условий для ранней профориентационной работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и на соответствующих возрасту видах деятельности.
- Формирование позитивной партнерской позиции родителей (законных представителей), социальных партнеров по отношению к деятельности ДОУ в вопросах организации ранней профориентационной работы.
- Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды.
- Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по вопросам организации ранней профориентационной работы.
- Просвещение родителей по вопросам ранней профориентации детей.
- Обобщение педагогического опыта, семейного опыта по вопросу ранней профориентации.
- Повышение активности ДОУ в распространении опыта работы по организации ранней профориентационной работы в рамках Мобильного интерактивного центра «Мир профессий глазами детей»
Организация развивающей предметно-пространственной среды
«Мир профессии глазами детей» предполагает создание отдельных маленьких помещений возрастных группах. Определяющим моментом в создании РППС является педагогическая мысль – цель, которой руководствуется коллектив педагогов ДОУ. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личные характеристики детей. Поэтому каждый центр становится настоящей лабораторией как для ребёнка, желающего узнать, поиграть, поэкспериментировать, так и для педагога, желающего создать комфортные условия РППС для развития детей.
Помещения для организации самостоятельной детской деятельности, творчества, совместной деятельности со взрослыми, игры и детского досуга (предметы, материалы, побуждающие дошкольников к проявлению познавательной и творческой активности) являются мобильными, передвижными. Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды в помещении групп, всего Детского сада и на прилегающей территории разрабатывается в соответствии Примерным перечнем средств обучения (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительного оборудования.
Методическое обеспечение проекта
Методическое сопровождение деятельности по проекту ранней профориентации детей дошкольного возраста «Мир профессий глазами детей» предполагает реализацию, как образовательной программы, так и программ определенной профориентационной направленности, под проектами и технологий.
В рамках подготовки к реализации проекта предполагается разработка следующих материалов и методических рекомендаций:
- Мини проекты «Обеспечение охраны жизнедеятельности» направлены на познавательную активность детей с профессиями - «пожарный», «полицейский», врач, служба МЧС, «Через сказки к профессиям» - знакомство с различными профессиями через сказки, «Профессии моих родителей» - знакомство с особенностями профессий родителей воспитанников, «Зеленая планета» -знакомство с профессией эколога и т.д.
- Консультации для родителей «Правила по ОБЖ для родителей», «Ранняя профориентация детей», «Как научить детей трудиться».
- Беседы с детьми: «Что такое династия?», «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы», «Предприятия нашего района», «Профессии жителей нашего района».
- Чтение художественной литературы, изобразительное творчество.
- Методические, дидактические пособия и рекомендации: карта «Мир профессий глазами детей», «Предприятия нашего района», макеты, циклы бесед, игровых занятий по ознакомлению с профессиями, мастер-классы, традиции «Встреча с интересными людьми» с участием родителей. Подборка виртуальных экскурсий в организации, предприятия района. Методические рекомендации по обучению детей целостным трудовым процессам, организации детской самостоятельной трудовой деятельности в повседневной жизни детского сада и семьи.
Формы организации образовательной деятельности
Область труда взрослых зачастую неизвестна детям в силу отдалённости, в силу непонимания родителями того, что они должны чаще рассказывать детям о том, где они работают, что непосредственно делают на своей работе. Поэтому деятельность педагога по ранней профориентации начинается именно с родителей. Для этого используются различные формы взаимодействия - консультации, беседы, встречи с родителями, мастер-классы.
Для ознакомления детей с трудом взрослых используются словесные методы, практические, игровые в ходе всех режимных моментов.
«Мир профессий глазами детей» предполагает познакомить детей с многообразием профессий района, представить, какими могут быть профессии будущего. Дидактические игры, карты, схемы позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.
Созданные условия позволят и в дальнейшем проводить интересные экскурсии, квест - игры, путешествия и т.п.
Прогнозируемые результаты
Участники проекта | Ожидаемые результаты |
Дети |
|
Родители |
|
Педагоги |
|
Заключение
Проектируемые этапы с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой социумом, обогащения образовательной среды, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирования продуктов и результатов и т.д.
№ | Задачи | Наименование | Ожидаемый результат | |||
Первый этап-организационно-аналитический Цель: изучить особенности реализации образовательного процесса в ДОУ и создать условия для реализации проекта по профориентационной подготовке детей. | ||||||
1 | Анализ состояния образовательной среды ДОУ | Анализ состояния образовательной среды ДОУ | Аналитическая справка по соответствию образовательной среды ДОУ условиям эксперимента | |||
2 | Выявление трудностей по реализации Проекта | Издание приказа о работе в режиме инноваций. Разработка положения о работе исследовательской группы по реализации Проекта. Разработка плана работы исследовательской группы | Положения о работе исследовательской группы по реализации Проекта. План работы исследовательской группы | |||
3 | Разработка методических материалов | Изучение уровня подготовки и владения педагогами способами организации учебного пространства с целью организации работы по профориентации. Изучение литературы и передового педагогического опыта и теоретических основ по ранней профессиональной ориентации дошкольников. Разработка методического обеспечения (модели) работы по Проекту. Создание модели педагогической работы по Проекту. Консультации для педагогов по организации работы по ранней профессиональной Ориентации дошкольников (по запросам). Проведение родительских собраний, консультаций. | Аналитическая справка. Создание мультимедийной библиотеки литературы и передового педагогического опыта по ранней профессиональной ориентации дошкольников. Создание методической копилки материалов. Доработка дорожной Карты. Пакет методик | |||
Второй этап- практический Цель: реализация Проекта | ||||||
1 | Учет требований и рекомендаций при составлении соответствующих разделов плана профориентационной работы. Планирование и организация мероприятий по Управлению профессиональной ориентацией детей. Контроль и анализ всей профориентационной работы, проводимой в ДОУ. Пополнение материалов по профориентации. Организация профориентационной работы с родителями. Выбор комплекса диагностических процедур в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. | Реализация плана РППС в каждой возрастной группе. Подбор и оснащение дидактическими пособиями согласно выбранной профессии. Оснащение сюжетно-ролевой игры по данной профессии спецоборудованием, активное участие детей и родителей в данной деятельности. | Подбор результативных средств профориентационной работы, отработанных методик диагностики. Выявление группы детей, у которых необходимо учитывать индивидуально- психологические особенности в рамках реализации программы. Фото отчет. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами экскурсии. Систематизация и пополнение методической копилки детского сада по ранней профессиональной ориентации детей в рамках игровой деятельности: -конспекты ООД; -картотека дидактических игр и пособий по ранней профориентации; -сценарии мероприятий; -встречи с интересными людьми. Проведение совместных мероприятий с родителями и представителями общественных организаций по ранней профориентации; -совместные эстафеты, праздники, развлечения; Недели профессий с приглашением родителей, представителей социальных организаций. - Проектная деятельность «Профессии моих родителей». | |||
Третий этап-обобщающий Цель: систематизировать и обобщить результаты проектной деятельности | ||||||
1 | Разработка рекомендаций по итогам осуществления деятельности учреждения. | Разработка рекомендаций по итогам осуществления деятельности учреждения (пакет методик). | Повышение методологического уровня педагогического коллектива. Создание образовательного пространства, направленного на профессиональное сопровождение детей Участие детей в мероприятиях разной направленности. Издание авторских материалов по содержанию эксперимента. | |||
2 | Выявить степень эффективности существующей системы профориентационной подготовки детей ДОУ и повышение квалификации педагогов. | Контрольная диагностика и анкетирование педагогического коллектива. Анализ эффективности существующей системы профориентационной подготовки детей и определение путей ее повышения | ||||
3 | Проанализировать результаты работы в рамках проекта. | Формулировка выводов и рекомендаций по внедрению опыта | Систематизация и обобщение опыта педагогического коллектива по реализации Проекта | |||
4 | Предоставление результатов деятельности | Семинар по итогам деятельности. | Отчет |
Список использованной литературы
- Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера, 2005. – 64с.
- Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
- Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др. ] // Молодой ученый. – 2015. – №7.
- Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
- Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
- Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
- Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 93с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проектной деятельности старших дошкольников на тему: «Война глазами детей"
Проектная деятельность осуществлялась в рамках подготовки к празднованию Дня Победы. Цель проекта - познакомить старших дошкольников с историческими событиями нашей страны (Великой Отечественной...
Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...
ПРОЕКТ "МИР ПРОФЕССИЙ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ" ДЕТИ 6-8 ЛЕТ
Цели проекта: Расширить представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий....
Проектная деятельность "Красная книга ХМАО глазами детей" в подготовительной группе.
Цель проекта: воспитание у детей осознанно бережного отношения к природе родного края.Задачи проекта: 1. Дать детям представления о Красной книге ХМАО - Югры.2. Расширить и углубить знания детей о ред...
Учебный проект "Красноярск глазами детей" в рамках обучения по программе "Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО" в Красноярском институте повышения квалификации
}Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (ФГОС ДО от 17.10.2013 г., пункт 1.4.6)}Согласно...
Проектная работа "Буквы глазами детей"
Проектная работа "Буквы глазами детей" проводилась в подготовительной логопедической группе "Лукоморье". Проект осуществлялся как на групповых занятиях для...
Презентация проекта "Мир профессий глазами детей" "Парикмахерское искусство"
Парикмахер – это одна из самых давно известных и уважаемых профессий. Работа парикмахера – это работа с каждым человеком в отдельности, требующая учёта его характера, индивидуальности и вк...