Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников.
консультация на тему

Волобуева Елена Александровна
Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников.

  Мы живем  в условиях стремительного  роста информационного потока, развития  новых информационных технологий.

 Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Изменился  мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.      

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео и фотокамер, планшетов, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять, широкие возможности для познавательного развития.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

 Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

 привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

 делать занятия более наглядными и интенсивными;

 формировать информационную культуру у детей;

 активизировать познавательный интерес;

 реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

 дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

 снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;

 активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Воспитатель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении, контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, досугов.

ИКТ даёт возможность передавать информацию быстрее. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, извержение вулкана. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).  Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности. 

Используя  ИКТ,  у детей формируются столь важные операции мышления, как обобщения, классификация, повышается самооценка дошкольников. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

Играя в интерактивные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.  

Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально - развивающие логические игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности.

Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

Это:

Игры на формирование умений выполнять классификацию. «Назови одним словом», «Расставь предметы по полочкам», «Что лишнее?», «Кто больше?», «Четвертый лишний».

Игры на формирование умений выполнять систематизацию. «Помоги поставить по росту!» «Новоселье у матрешек» «Домики для животных» «Кто старше?»

«Что теплее?» «Что ярче светит? «Что тяжелее?» «Кто веселее?» «Что быстрее?» «Кто сильнее?»

Игры на формирование количественных представлений. «Найди цифру», «Угости ёжика грибами», «Морковки для зайчат», «Бабочки и цветы», «Жучки на листиках», «Найди пару».

Игры на формирование умений устанавливать причинно –   следственные связи и зависимости. «Разложи картинки по порядку». «Чего на свете не бывает? «Кто кем будет?» «Почему это произошло?» «Что может произойти, если…»  «Продолжи предложения» «Невероятные фантазии»  «Состав предметов и явлений».

Нетрадиционные задания игры и упражнения на развитие логического мышления. Подбираем узор. Продолжаем цепочку Логические пары. Логические ряды. Круги Эйлера . Исключения.

Хотелось бы подробнее остановиться на разделе:

 Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ.

Интерактивная доска используется в ДОУ для организации практически всех видов свободной и непосредственно образовательной деятельности: математики (ФЭМП), ознакомления с окружающим миром, развития речи, обучения грамоте и т. д. Для педагогов отпала необходимость готовить к занятиям громоздкие пособия - можно использовать готовую галерею картинок или добавить свои картинки, иллюстрации, фотографии.

 Непосредственно-образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски. У детей повысился интерес к занятиям, стало проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников, использование нового оборудования обеспечивает лучшее взаимодействие воспитателя и ребенка. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Воспитатели могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот.

Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы,  является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски SMART- тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца ( или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.

На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Навыки педагога, необходимые для применения интерактивной доски:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint SMART Noteboоk.IQ. Board.
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ). 

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 

  • использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
  • компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
  • рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
  • необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Признавая, что компьютер — новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

  1. Венгер, Л.А. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994.
  2. Калинина, Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.;
  3. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. № 3
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (с изменениями от 27 декабря 2010 г.)
  5. Смирнова, Е. О Право на игру Ж.Современное дошкольное образование, №1, 2011, С.28-31 
  6. http://psyjournals.ru/psyedu/2012/n2/51842_full.shtml [Компьютерные игры в жизни дошкольников - Психологическая наука и образование - 2012/2]
  7. http://echo-az.info/obshestvo05.shtml
  8. http://technologies.su/it_v_informatike
  9. http://www.uraledu.ru/node/30546


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование ТРИЗ-технологий для развития логического мышления дошкольников"

В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, о...

Использование игровых технологий для развития логического мышления дошкольников.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в  более старшем возрасте. Ва...

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников»

В данной консультации раскрыта важность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении; преимущество использования компьютерных технологий для обогащения и преобразован...

Статья «Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников»

В данной статье описывается использование ИКТ технологий в работе с детьми для развития логического мышления у старщих дошкольников. посредством онлайн игр - упражнений....

Мастер-класс "Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования цветных палочек Киюзенера"

Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятель...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников.

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников....